За последние годы образование в мире претерпевает значительное изменение приоритетов. Изучение материалов национальных исследований в странах ОЭСР, позволило экспертам обобщить ожидания от результатов школьного образования родителей, работодателей, общественности. Образование связывают с такими понятиями, как "хорошая работа", "экономический успех", "квалифицированный персонал", "здоровье", "благополучие", "качество жизни". Эти выгоды связаны с приобретенными в процессе учебы компетенциями.
Теории, ориентированные на компетенции образования формировались с 70-ых годов XX века. Понятие "компетентность" отличается открытостью, поэтому успешно проецируется на различные учебно-психологические, учебно-организационные и образовательно-политические концепции, а также наполняет цели и содержание образования на всех его этапах на протяжении всей жизни человека. Для образования важно было определить значение этого понятия, разделить термины "компетентность" и "компетенция", разработать критерии и инструменты их измерения, ответить на вопрос можно ли научить компетентности и как это сделать.
Одним из широкомасштабных исследований на проблеме компетенции было исследование ОЭСР: "Определение и выбор компетенций. Теоретические и концептуальные основы (DeSeCo). В исследовании компетенции рассматривались относительно хорошо функционирующего общества и успешной жизни в нем каждого. Программа DeSeCo была разработана для сравнительного анализа множественных подходов и перспектив в отношении компетенций, для поддержки диалога и обмена мнениями в этом вопросе. Главная задача программы заключалась в определении обоснованного набора ключевых компетенций. В отчете отмечалось, что системы оценки компетенций следует разрабатывать на основе опыта, приобретенного в уже проделанных исследованиях, в частности, в "Программа международной оценки учащихся (PISA) и в "Исследование грамотности и жизненных навыков взрослых" (ALL).
Сегодня российское образование стоит перед решением задачи, которую решают образовательные системы всех развитых стран - формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования, провозглашенных в "стратегии модернизации содержания общего образования" (2001 г.) и директивно зафиксированных в "концепции модернизации российского образования на период 2010 года" и в "Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы".
Региональный рынок труда Кировской области должны получать от системы образования специалиста обладающего высоким уровнем компетенции. Компетенция как результат образования выражается в готовности субъекта эффективно организовать внутренние (например, знания, умения, ценности) и внешние (например, людей, информацию) ресурсы для достижения конкретной цели. Компетенция проявляется в освоении субъективно новой деятельности, в процессе которой необходимо выполнять алгоритмизированные действия.
Выстраивание профессиональной и личной компетенции обучающихся осуществляется на основе сформированных у них ключевых компетентностей. Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности, который социально востребован, является предметом запроса работодателей и государства. Перечень ключевых компетентностей, приведенных ниже, является, в настоящее время актуальным в социально-экономической ситуации Кировской области.
- рефлексивная компетентность позволяет самостоятельно ставить задачи; осваивать знания и умения, необходимые для их решения; выявлять пробелы в своих знаниях и умениях; позволяет гибко изменять свою индивидуальную образовательную траекторию, строить собственную профессиональную карьеру.
- технологическая компетентность позволяет осваивать и грамотно применять технологии, технологически мыслить в различных ситуациях.
- проектная компетентность позволяет моделировать образ будущего и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь, способствует продуктивной деятельности.
- коммуникативная компетентность позволяет использовать ресурс коммуникации для решения вопросов.
- информационная компетентность позволяет принимать осознанные решения на основе осмысленной информации
- социальная компетентность позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач
Российская школа пока в незначительной степени ориентирована на формирование ключевых компетенций. Есть дисциплины, которые в силу своего содержания имеют компетентностное наполнение. Однако, смысл компетентностного образования в том, чтобы все школьные предметы в комплексе решали некоторые общие задачи, отчасти они просматриваются в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Во-первых, во вводных разделах, предваряющих предметные стандарты для каждой ступени образования, формулируются общие учебные умения, навыки, способы деятельности, которые должны формироваться v школьника в результате освоения содержания на данной ступени. Во-вторых, требования к уровню подготовки выпускников по многим предметам, предполагают овладение однотипными умениями, связанными с анализом информационных источников и научными методами познания. Однако даже эти признаки компетентностного подхода не всегда присутствуют в реальном содержании обучения большинству предметов.
Один из способов реализации компетентностного подхода - составление и использование заданий в формате PISA. Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы - задача ученика. Для подобного "связывания" необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Каждая задача, ситуация, случай, требующий решения вопрос, условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи PISA являются интегрированными.
Составляя задачи в формате PISA необходимо учитывать их следующие признаки:
- условия представлены в зашумленном виде, есть условия, которые не требуются для ответа на вопрос; много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе:
- необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы и т.д.).
- необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации,
- форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме. Ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые даже не были сформулированы четко.
- Задания в формате тестов PISA позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
- оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, г. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и дослать из него необходимую информацию
- оценить уровень развития предметных знаний и умений
- оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.)
- оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире. т. е результативно действовать в нестандартных ситуациях;
- формировать познавательный интерес к предмету через развитии исследовательской компетенции.
- способствует сравнению прогресса учащихся в отношении каждого учебного предмета и образования в целом; определяют пути для понижения различий между текущими и ожидаемыми результатами.
В рамках эксперимента по развитию исследовательских умений учителя и учащихся, работающих по проблеме компетентностно-ориентированного обучения мною по предмету география были разработаны задания в формате PISA по теме "Население России", первая тема в программе по изучению экономической и социальной географии России, которая начинается в 8 классе и продолжается в течение всего 9 класса. В течение нескольких уроков учащиеся изучали новую тему, её понятийный аппарат, теоретические основы. Содержание темы "Население России" включает в себя следующие элементы: численность населения и её динамика; естественный прирост, воспроизводство населения, миграции и миграционный прирост, как факторы, влияющие на численность населения; структурные особенности населения (этнолингвистические, половозрастные, религиозные).
Тест по теме "Население России"
1. По числу жителей (144,8 млн. чел) Россия занимает 7 место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана. В ближайшее время ее могут опередить Нигерия и Бангладеш, так как, начиная с 1992 года, население страны постоянно сокращается. Резкое сокращение численности населения страны называется демографическим кризисом, которое может грозить демографической катастрофой. Современное сокращение российского населения далеко не первое. В 19 веке в Росси произошло 5 крупных демографических катастроф. В 20 веке - 4. 3 первых периода убыли населения обусловлены гигантскими социально-экономическими потрясе6ниями, которые испытала Россия (I мировая война, революция 1917 года, гражданская война 1914-1922 г.г., коллективизация, репрессии, голод 1933-34 года, ВОВ 1941-1945), потери от которых оцениваются от 57 до 94 млн. человек. Кроме того в 20 веке были еще русско-японская война, военные конфликты с Японией и Финляндией, война в Афганистане, военные действия в Чечне. Всего же за 20 век страна недосчитала 120 млн. чел. Другой фактор снижения численности населения - снижение естественного прироста - разности между числом родившихся и умерших за определенный период. С середины 80-х г.г. 20 века он начал стремительно снижаться и сменился естественной убылью. Это было связано с изменением типа воспроизводства населения, переходом от традиционного типа к современному. Если раньше для России были характерны высокая рождаемость, относительно низкая смертность и поэтому высокий естественный прирост, при условии отсутствия регулирования рождаемости в семье и ранних браков, то сейчас воспроизводство отличается низкой рождаемостью, смертностью, низким естественным приростом, при этом скорость перехода к современному воспроизводству была очень высока, так как Россия запаздывала по равнению с Европой почти на 100 лет. Прогнозы изменения численности населения России сильно различаются (в млн. чел.):
Варианты прогноза | 2000 г | 2005 г | 2010 г | 2020 г | 2025 г |
Средний | 146 | 144 | 140 | 135 | 130 |
Пессимистический | 144 | 140 | 134 | 130 | 125 |
Оптимистический | 147 | 147 | 145 | 146 | 147 |
Оцените прогнозы динамики численности населения России. Какой кажется вам наиболее реальным? Ответ аргументируйте.
2. На протяжении почти целого столетия средняя продолжительность жизни в России увеличивалась. Начиная с 1897 г. средняя продолжительность жизни более чем удвоилась и к 1980 году составила в среднем 70 лет (у женщин - 75, а у мужчин - 65). После этого началось его сокращение. Сейчас средняя продолжительность жизни россиянина - 65-66 лет. Это намного меньше, чем в большинстве развитых стран. Ни в одной из них нет такой разницы в продолжительности жизни мужчин и женщин. Средняя продолжительность жизни в некоторых странах мира составляет:
Страны | Все население | В том числе | |
мужчины | Женщины | ||
Россия | 65 | 59 | 74 |
Великобритания | 77 | 74 | 79 |
Германия | 76 | 73 | 80 |
Италия | 78 | 75 | 81 |
Япония | 80 | 77 | 83 |
США | 76 | 73 | 80 |
Какова на ваш взгляд причина такой ситуации в России? Может ли она измениться в ближайшем будущем?
3. а) Население Советского Союза было многонациональным, однако советскими учеными согласно основной партийно-государственной идеологии, марксистко-ленинской философии и основным идеям научного коммунизма, население СССР определялось как "советский народ" - новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, образовавшаяся в СССР в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, наций и народностей, имеющих общую родину и территории, единую, основанную на общественной собственности на средства производства, экономику; единую по социалистическому содержанию и многообразную по национальным особенностям культуры; национальные, межнациональные языки; федеративное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма" (Андропов Ю.В., 60 лет СССР, М; 1982).
б) Согласно теории этногенеза Л.Н. Гумилева, носителями культуры являются этносы - устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя всем прочим аналогичным коллективам (эллины - варварам, китайцы - людям Срединного царства, арабы - нечестивым, православные - нехристям и т. д.). Все эти коллективы различаются по языку, иногда по системе идеологии, происхождению, и, главное, по исторической судьбе. Каждый этнос имеет свои неповторимые стереотипы и нормы поведения, которые негласно существуют во всех областях жизни и быта. Соприкасаясь с другой нормой поведения, в другом этносе, удивляются чудачествам другого народа (например, арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам, а крестоносцы - многоженство, такие деликатесы китайской кухни, как мясо маленьких собачек, изумляют всех некитайцев). Из нескольких этносов, возникших в определенном регионе, взаимосвязанных экономическим, политическим и идеологическим общением, формируются суперэтносы (например, мусульманский). Становление новых этносов приурочено к регионам стыка двух и более ландшафтов. Так основные процессы формирования этносов в Евразии происходили при сочетании горного и степного ландшафтов на Востоке, лесного и лугового - на Западе, степного и оазисного - на Юге, лесотундры и тундры - на Севере. Народы, населяющие монотонные ландшафты, например - степи (печенеги, кыпчаки), и в этническом, и в социальном плане стабильны, а вот, например, на Ближнем Востоке при сочетании гор, моря, пустынь и речных долин новые этнические комбинации возникали часто. Море было составной частью развития этносов в двух известных истории случаях: это культурные общности на берегах Северного Ледовитого океана (эскимосы) и в Полинезии. Монотонный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие на нем этносы, разнородный - стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.
Рассмотрите формирование "советского народа" с точки зрения теории этногенеза Л.Н. Гумилева. Какие выводы вы можете сделать?
4. Религиозный состав населения РФ складывается из представителей 3 мировых религий: христиан, мусульман и буддистов. Довольно значительна в нашей стране доля атеистов - людей, не исповедующих никакой религии. На территории России встречаются так называемые традиционные верования: шаманизм, тотемизм, анимизм, родовые культы, магия и т.д. Они распространены у народов Севера, Сибири и т.д. Широко распространен иудаизм - национальная религия евреев. Наиболее крупные общины иудеев находятся в больших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и т.д. После распада СССР на территории России активизировалась деятельность различных зарубежных конфессий. Поэтому одним из ключевых вопросов в развитии нашего многонационального и много-конфессионального государства является проблема мирного сосуществования представителей различных национальностей и конфессий.
В каких районах РФ находятся районы соприкосновения различных религий? В каких регионах России по вашему возможно возникновение этнорелигиозных конфликтов? Обоснуйте свою точку зрения.
5. В 90-е годы Россия вступила в период быстрого снижения ежегодной рождаемости. В СМИ давали чисто эмоциональные, лишенные подчас серьезных научных аргументов оценки причин проявившихся в стране процессов депопуляции, когда смертность резко превысила рождаемость. В этой связи:
1) нельзя приуменьшать трудности переходного периода, нестабильности экономической и политической обстановки, снижение уровня жизни.
2) наметившийся в стране спад рождаемости, вероятно, связан с первым спадом рождаемости в конце 60-х годов, обусловленным последствиями низкой рождаемости в военные годы. В 90-е годы в возрастную группу наибольшей плодовитости (20-29 лет), на долю которых приходится более 2/3 ежегодно рождающихся детей, вступили малочисленные контингенты женщин, родившиеся во второй половине 60-х начале 70-х годов (т.е. дочери тех, кто родился в военные и первые послевоенные годы). Речь идет о своеобразных демографических волнах.
3) в масштабах такого федеративного государства, каким является Россия, цели и средства демографической политики должны определяться спецификой и характером регионов. У каждого народа, проживающего на территории нашего государства, свои этнические особенности, культурные наследия, образ жизни, традиции (в т.ч. в области планирования семьи).
Поэтому цели и средства демографической политики в России д.б. "регионализарованны". Не могли бы вы указать на демографическую специфику отдельных регионов России? Какие мероприятия в свете реализации национального проекта "Демография" вы могли бы указать, как наиболее реальные для данных регионов?
6. В таблице приведено число населенных пунктов разной численности населения в России.
Какая здесь есть закономерность? Где она нарушается? С чем эта закономерность связана?
Без населения | 13 032 |
До 10 человек | 34 803 |
От 11 до 50 человек | 37 337 |
От 51 до 100 человек | 14 804 |
Свыше 100 человек | 55 314 |
100 тыс. человек и менее | 27 070 |
От 100 до 250 тыс. человек | 93 |
От 250 до 500 тыс. человек | 42 |
От 500 тыс. до 1 млн. человек | 20 |
Более 1 млн. человек | 13 |
7. Вся обитаемая территория, расположенная за городскими поселениями, называется сельской местностью. Сельские населенные пункты разнообразны оп величине, внешнему облику и выполняемым функциям. В горных районах Северного Кавказа - аулы. В южных районах, где расселялись казаки - станицы, которые по числу жителей не редко превосходят города. В Центральной России люди издавна селились в селах - довольно крупных поселениях с церковью, магазином или в более мелких поселениях - деревнях. Гораздо реже в России встречаются хутора - отдельные усадьбы, удаленные от села или деревни.
Справедливо ли утверждение: "Каждой природной зоне соответствует свой тип сельской местности"? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.
8. Перемещение людей из одного постоянного места жительства в другое называется миграцией. В дополнение к традиционным типам и видам миграции в настоящее время особо выделяют так называемую трудовую миграцию, которая возникла в 90-е годы в период дестабилизации социально-экономического положения. Выделяются районы, где доля безработных в процентах от экономически активного населения:
Ниже общероссийского уровня | Выше общероссийского уровня |
1. Москва - 4,81 | 1. Республика Ингушетия - 51 |
2. Разянская обл. - 7,1 | 2. Республика Калмыкия - 30,8 |
3. Самарская обл. - 8,6 | 3. Республика Дагестан - 30 |
4. Нижегородская обл. - 9,1 | 4. республика Карачаево-Черкесия - 25,5 |
5. Московская обл. - 9,5 | 5. Еврейская АО - 23,9 |
Проанализируйте таблицу и попытайтесь сформулировать ответ на вопрос, как взаимосвязаны рост безработицы во второй группе регионов и её снижение - в первой?
Как вы оцениваете влияние трудовой миграции на социально - экономическую ситуацию в России? Аргументируйте свою точку зрения.
9. Столица России - Москва - крупнейший промышленно-транспортный узел, центр науки и культуры. Возникший в 12 веке (первое упоминание в летописи 1147 г) как небольшая крепость на окраине Владимиро-Суздальской Руси, город Москва уже через столетие претендует на роль общерусского центра, а затем и столицы России. Стремительный рост города, его роди среди центров русских княжеств определили ряд факторов: географическое положение (междуречье Оки и Волги), исторический фактор (ослабление конкурентов Москвы, особенно Твери, в результате нашествия татаро-монголов), превращение Москвы в центр русской православной церкви, что резко усилило воздействие Москвы на многие русские земли. Население Москвы уже к концу 14 века насчитывало более 30 тыс. человек, а по данным первой российской переписи 1897 года число жителе Москвы превышало 1 млн. человек. К 1959 году население Москвы превысило 6 млн. человек, 1990 году - около 9 млн. человек, а в 2007 - более 10 млн. человек. Для Москвы характерно также, что ее дневное население значительно превышает ночное, т.к. более 600 человек ежедневно приезжают в Москву на работу, а около 200 тыс. москвичей работает в Подмосковье.
В 1703 году основан Петром I Санкт-Петербург, самый северный из крупнейших городов мира, который стал выполнять столичные функции. Построенный в устье Невы у Финского залива, на стыке морского и речного путей, Санкт-Петербург является крупнейшим промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры. Население города к началу 19 века составляло 220 тыс. человек, к концу 19 века Санкт-Петербург обгоняет Москву по числу жителей (1897 г - 1265 тыс. чел.). С переводом столицы в Москву в 1918 году рост числа жителей замедлился. В годы ВОВ и в период блокады погибло от голода более 800 тыс. ленинградцев. В настоящее время численность населения Санкт-Петербурга составляет около 6 млн. человек, включая 8 городов (Кронштадт, Колпино, Пушкин, Петродворец и т.д.) и 17 поселков городского типа.
Если бы возник вопрос о переносе столицы России в настоящее время, в какое место вы бы предложили ее перенести и чем бы при этом руководствовались, учитывая перспективы изменения климатических характеристик в регионе Санкт-Петербурга в условиях глобального потепления климата?