Тема: Земля моя родная – Саратовский край.
Тип урока: Обобщения, систематизация и практического применения знаний и навыков.
Цели урока:
- Углубить знания по темам курса географического, краеведения и географии Саратовской области – географическое положение, геологическое строение, рельеф, Волга.
- Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.
- Совершенствовать навыки работы с картами, картосистемами.
- Применить игровые моменты, обеспечить развитие умений учащихся составления кроссвордов.
Оборудование:
- Мультимедийная система.
- Интеркарты.
- Коллекция горных пород берега реки Б.Караман.
- Стенд “Рельеф п.Советское”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Введение.
Здравствуйте уважаемые ребята!
Мы сегодня на уроке краеведения (можно использовать и на уроке географии Саратовской области).
Мы много нового узнали при изучении раздела “Г.П, Рельеф, геологическое строение воды”. Впереди еще много новых открытий и урок хочется начать словами Константина Бальмонта: “И нет желанней ничего, чем образ края моего”.
Урок “Земля моя родная – Саратовский край” можно начать эпиграфом. Запишите слова Николая Дружкова “У каждого есть Родина своя, у каждого есть дом, где он родился…”.
II. Основная часть.
Этап закрепления, обобщения и систематизации знаний.
1. Сегодня урок построен необычно, надеюсь, мы пройдем к намеченной цели успешно, будьте внимательны. Желаю удачи!
Мы работаем с картой Саратовской области, на ней много объектов и названий городов, рек, озер, равнин, гор.
Посмотрите на карту и ответьте, в состав какого региона входит наша область?
2. Географическое положение Саратовской области.
Практическая работа. Выполните практическую работу на контурной карте:
- обозначьте соседние пограничные территории;
- обозначьте координаты крайних точек.
3. Геологическое строение.
Кто из вас в детстве не мечтал иметь машину времени. Попробуем мы переместиться из одной эпохи в другую и посмотрим, что было когда-то на месте Саратовской области в далеком геологическом прошлом. И поможет нам в этом наука геология, которая изучает историю развития Земли.
Заслушаем рассказ о геологическом развитии и узнаем о глубокой древности нашего края. Заглянуть в глубь веков можно лишь находясь на берегу реки.
- У меня в руках коллекция горных пород, взятых с берега реки Большой Караман.
- О древнейшем днепровском оледенении повествуется в книге Д.С. Худякова “Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел…” Д.С. Худяков ведет передачу “Не за тридевять земель”, выпускается издательством газета с таким же названием.
В книге путешествия упоминается, что ледник надвигался с севера до Приволжской возвышенности.
Скажите…
- В чем различия геологического строения Правобережья и Левобережья области?
- Какие горные породы встречаются в твоем районе?
- Какими примерами можно доказать, что процесс формирования земной коры в области не завершен?
4. Рельеф.
- Решите географические задачи:
- Что лежит в основе поверхности области?
- Что произошло с рекой Б.Караман, если бы горные
породы были не песок и глина, а гранит и нейс?
- В какой временной геологический отрезок мы
сейчас живем?
- Покажите основные формы рельефа.
- Какой рельеф и причины его формирования?
(Холмистый, ступенчатый рельеф. Причины: геологическая история развития, оледенение, внешние силы – вода, ветер).
- Расскажите о рельефе Правобережья. Места выхода горных пород на местности отражены в песнях, легендах, сказках.
Легенда по книге Д.С.Худякова “Столбичи”.
- Охарактеризуйте Сыртовую равнину, Прикаспийскую низменность.
5. Проще простого.
- Ребята, к каким бассейнам относятся реки
Саратовской области.
- Вспомните, сколько названий у Волги?
(I тысячелетие до н.э. – упоминается река ДАИТИЯ – в ведической мифологии).
РА (Рим.) – тыс. – означает Бог утреннего Солнца.
(Рим.)
Оарос – IV в. Геродот упоминает реку.
Итиль – VIII–Х вв. Каган Хазарий Хасдай сообщил в
письме: “Я живу у реки по имени Итиль”.
Волга – XIX в финское название.
Послушаем легенду “Утесы на Волге”.
Поиграем:
Составить кроссворды “Волга”, “Города Поволжья”, “Города на Волге в Саратовской области”. (См. Приложения)
6. Символы Саратовской области.
Герб Саратовской области, что он означает?
Вопросы на закрепление знаний и навыков.
Тест.
1. Что изображено на гербе Саратовской области:
а) 3 стерляди;
б) 3 карпа;
в) то и другое.
2. Что изображено на гербе Советского района? Почему?
а) колоски пшеницы;
б) буровая вышка;
в) буровая вышка и колоски пшеницы.
3. В какой части Саратовской области расположен р.п. Советское
а) Приволжская возвышенность;
б) Сыртовая равнина: Левобережье;
в) Прикаспийская низменность Левобережье.
4. Символом какого района является дрофа, занесенная в Красную Книгу Саратовской области:
а) Ершовский район;
б) Ровенский район;
в) Федоровский район.
5.Самые высокие горы:
а) Змеевые;
б) Синие;
в) Хвалынские.
6. О какой зоне идет речь…
7. Кто губернатор области (Павел Ипатов).
III. Заключение.
Итог урока.
Звучит музыка “Гляжу в озера синие…”
На фоне музыки читает учащийся стихотворение о Родине Н.Дружкова.
“У каждого есть Родина своя,
Родина для каждого святая”.
- Как ты понимаешь эти слова?
- Ребята, скажите, можно ли назвать Саратовскую
область своей Малой Родиной?
- Объясните почему?
Где-то там вдали
Края другие и другие реки.
Ты моя судьба
Родная Волга
Я с тобой навеки. (Н.Палькин)
Итак, наша работа по теме подошла к концу, подумайте над тем, что было на предыдущих уроках. Сравните с этим уроком.
- Что нового для вас было?
- Какие вопросы остались неясны.
В своей тетради напишите мнение о данном уроке.
Всем участникам учебного процесса ставлю оценки. Урок окончен.
До свидания.