"Земля моя родная - Саратовский край". Разработка урока по географическому краеведению, Саратовская область

Разделы: Общепедагогические технологии


Тема: Земля моя родная – Саратовский край.

Тип урока: Обобщения, систематизация и практического применения знаний и навыков.

Цели урока:

  1. Углубить знания по темам курса географического, краеведения и географии Саратовской области – географическое положение, геологическое строение, рельеф, Волга.
  2. Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.
  3. Совершенствовать навыки работы с картами, картосистемами.
  4. Применить игровые моменты, обеспечить развитие умений учащихся составления кроссвордов.

Оборудование:

  1. Мультимедийная система.
  2. Интеркарты.
  3. Коллекция горных пород берега реки Б.Караман.
  4. Стенд “Рельеф п.Советское”.
  5. ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Введение.

Здравствуйте уважаемые ребята!

Мы сегодня на уроке краеведения (можно использовать и на уроке географии Саратовской области).

Мы много нового узнали при изучении раздела “Г.П, Рельеф, геологическое строение воды”. Впереди еще много новых открытий и урок хочется начать словами Константина Бальмонта: “И нет желанней ничего, чем образ края моего”.

Урок “Земля моя родная – Саратовский край” можно начать эпиграфом. Запишите слова Николая Дружкова “У каждого есть Родина своя, у каждого есть дом, где он родился…”.

II. Основная часть.

Этап закрепления, обобщения и систематизации знаний.

1. Сегодня урок построен необычно, надеюсь, мы пройдем к намеченной цели успешно, будьте внимательны. Желаю удачи!

Мы работаем с картой Саратовской области, на ней много объектов и названий городов, рек, озер, равнин, гор.

Посмотрите на карту и ответьте, в состав какого региона входит наша область?

2. Географическое положение Саратовской области.

Практическая работа. Выполните практическую работу на контурной карте:

- обозначьте соседние пограничные территории;
- обозначьте координаты крайних точек.

3. Геологическое строение.

Кто из вас в детстве не мечтал иметь машину времени. Попробуем мы переместиться из одной эпохи в другую и посмотрим, что было когда-то на месте Саратовской области в далеком геологическом прошлом. И поможет нам в этом наука геология, которая изучает историю развития Земли.

Заслушаем рассказ о геологическом развитии и узнаем о глубокой древности нашего края. Заглянуть в глубь веков можно лишь находясь на берегу реки.

- У меня в руках коллекция горных пород, взятых с берега реки Большой Караман.

- О древнейшем днепровском оледенении повествуется в книге Д.С. Худякова “Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел…” Д.С. Худяков ведет передачу “Не за тридевять земель”, выпускается издательством газета с таким же названием.

В книге путешествия упоминается, что ледник надвигался с севера до Приволжской возвышенности.

Скажите…

  1. В чем различия геологического строения Правобережья и Левобережья области?
  2. Какие горные породы встречаются в твоем районе?
  3. Какими примерами можно доказать, что процесс формирования земной коры в области не завершен?

4. Рельеф.

- Решите географические задачи:
- Что лежит в основе поверхности области?
- Что произошло с рекой Б.Караман, если бы горные породы были не песок и глина, а гранит и нейс?
- В какой временной геологический отрезок мы сейчас живем?
- Покажите основные формы рельефа.
- Какой рельеф и причины его формирования?

(Холмистый, ступенчатый рельеф. Причины: геологическая история развития, оледенение, внешние силы – вода, ветер).

- Расскажите о рельефе Правобережья. Места выхода горных пород на местности отражены в песнях, легендах, сказках.

Легенда по книге Д.С.Худякова “Столбичи”.

- Охарактеризуйте Сыртовую равнину, Прикаспийскую низменность.

5. Проще простого.

- Ребята, к каким бассейнам относятся реки Саратовской области.
- Вспомните, сколько названий у Волги?

(I тысячелетие до н.э. – упоминается река ДАИТИЯ – в ведической мифологии).

РА (Рим.) – тыс. – означает Бог утреннего Солнца. (Рим.)
Оарос – IV в. Геродот упоминает реку.
Итиль – VIII–Х вв. Каган Хазарий Хасдай сообщил в письме: “Я живу у реки по имени Итиль”.
Волга – XIX в финское название.

Послушаем легенду “Утесы на Волге”.

Поиграем:

Составить кроссворды “Волга”, “Города Поволжья”, “Города на Волге в Саратовской области”. (См. Приложения)

6. Символы Саратовской области.

Герб Саратовской области, что он означает?

Вопросы на закрепление знаний и навыков.

Тест.

1. Что изображено на гербе Саратовской области:

а) 3 стерляди;
б) 3 карпа;
в) то и другое.

2. Что изображено на гербе Советского района? Почему?

а) колоски пшеницы;
б) буровая вышка;
в) буровая вышка и колоски пшеницы.

3. В какой части Саратовской области расположен р.п. Советское

а) Приволжская возвышенность;
б) Сыртовая равнина: Левобережье;
в) Прикаспийская низменность Левобережье.

4. Символом какого района является дрофа, занесенная в Красную Книгу Саратовской области:

а) Ершовский район;
б) Ровенский район;
в) Федоровский район.

5.Самые высокие горы:

а) Змеевые;
б) Синие;
в) Хвалынские.

6. О какой зоне идет речь…

7. Кто губернатор области (Павел Ипатов).

III. Заключение.

Итог урока.

Звучит музыка “Гляжу в озера синие…”

На фоне музыки читает учащийся стихотворение о Родине Н.Дружкова.

“У каждого есть Родина своя,
Родина для каждого святая”.

- Как ты понимаешь эти слова?
- Ребята, скажите, можно ли назвать Саратовскую область своей Малой Родиной?
- Объясните почему?

Где-то там вдали
Края другие и другие реки.
Ты моя судьба
Родная Волга
Я с тобой навеки. (Н.Палькин)

Итак, наша работа по теме подошла к концу, подумайте над тем, что было на предыдущих уроках. Сравните с этим уроком.

- Что нового для вас было?
- Какие вопросы остались неясны.

В своей тетради напишите мнение о данном уроке.

Всем участникам учебного процесса ставлю оценки. Урок окончен.

До свидания.

Приложения

Презентация