Применение методики обучения русскому языку средствами субъективизации на уроке в 6-м классе по теме "Собирательные числительные"

Разделы: Русский язык


Сложный процесс овладения русским языком может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Этому способствует методика обучения русскому языку средствами субъективизации.

Субъективизация предполагает качественно новый уровень роли школьников в организации и осуществлении учебной деятельности, предусматривающей их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. В соответствии с данной методикой учащимся передается часть функций учителя. В практическом плане это означает, что школьники сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, в формулировании выводов и обобщений.

Принципиальной новизной предлагаемой методики является постоянное взаимообусловленное и взаимосвязанное сочетание трех высокоинтеллектуальных процессов: антиципации (предвидения, предопределения учеником своих учебных действий), целенаправленного развития логического мышления учащихся, повышенной речевой активности. Взаимодействие указанных средств субъективизации обеспечивается с помощью системы специально разработанных заданий и упражнений, направленных на углубленное владение учеником учебным материалом и одновременное развитие ряда его важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности. Благодаря этому, лингвистическое развитие учащихся происходит в тесной связи с комплексным развитием их интеллекта, это обеспечивает высокую результативность обучения русскому языку.

Урок с применением методики обучения русскому языку средствами субъективизации развивается по определенному сценарию. Он требует от учителя предварительно продуманных, четко, грамотно сформулированных (неповторяемых!) вопросов и заданий, а от учащихся - аргументированных, доказательных, развернутых ответов, преимущественно в виде текста-рассуждения, текста-умозаключения, текста-обоснования.

Данная методика применяется мной на занятиях по русскому языку в гимназии № 1554 г.Москвы. Исследовательский характер уроков русского языка в 6 классе не только сохраняется, но и значительно усиливается. Умственная и речевая деятельность постепенно усложняется, что обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие школьников и высокое качество овладения русским языком.

Открытый урок русского языка был проведен в гимназии с целью передачи методического опыта студентам МГОУ им. Н.К.Крупской, а также учителям-предметникам.

Конспект урока

I. Мобилизующий этап.

На доске:

  1. Кто не работает, тот не ест.
  2. Работай до поту, поешь в охоту.
  3. За двоих попотеешь – за троих покушаешь.

Учитель. Прочитайте предложения. Что в них общее?

Ученик. Это пословицы, в них говорится о труде.

Учитель. Какие пословицы можно объединить и почему?

Ученик. Можно объединить пословицы вторую и третью по смыслу, так как, чтобы был аппетит, нужно хорошо поработать.

Учитель. Почему в эту группу не вошла первая пословица?

Ученик. У неработающего человека нет средств для покупки продуктов, ему нечего есть.

Учитель. В каждой пословице найдите пару слов с одинаковой орфограммой. Расскажите об их написании.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. В пословице За двоих попотеешь – за троих покушаешь. Сгруппируйте слова по частям речи.

Ученик. За – предлог, попотеешь, покушаешь – глаголы, двоих, троих – имена числительные.

Учитель. На какие группы делятся имена числительные?

Ученик. Числительные бывают количественные и порядковые.

Учитель. Какие разряды количественных числительных мы изучили?

Ученик. Мы изучили разряд, обозначающий целые числа (5 машин, 10 ягод).

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Учитель. Назовите числительные из пословицы. Что они обозначают?

Ученик. Числительные двоих, троих обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое, объединяются, собираются.

Учитель. Используя последний названный глагол, попытайтесь установить, как называется разряд этих числительных, сформулируйте тему урока.

Ученик. Этот разряд называется собирательные числительные. Тема урока: “Собирательные числительные”.

Учитель. Учитывая тему, поставьте цель урока.

Цели.

  1. Познакомиться (с собирательными числительными).
  2. Учиться правильно (употреблять в речи собирательные числительные и отличать их от   других частей речи).

IV. Изучение нового материала.

Раздаточный материал.

1 2
Образуются Сочетаются

Два

Двое Друзей Котят Ножницы
Три ? ? ? ?
Четыре ? ? ? ?
Пять ? ? ? ?
Шесть ? ? ? ?
Семь ? ? ? ?
Восемь ? ? ? ?
Девять ? ? ? ?
Десять ? ? ? ?

Учитель. Приступим к работе над первой частью цели урока.

Рассмотрите таблицу и определите, какую работу нужно выполнить в первой части.

Ученик. Надо от количественных числительных, обозначающих целые числа, образовать собирательные числительные (заполняется первая часть таблицы).

Учитель. Образованные собирательные числительные употребите с указанными в таблице именами существительными (заполняется вторая часть).

Учитель. Что обозначают существительные, с которыми сочетаются собирательные числительные?

Ученик. Собирательные числительные сочетаются с существительными, которые обозначают лиц мужского пола, детенышей животных, существительные, которые употребляются во множественном числе.

Учитель. Сделайте вывод о собирательных числительных, используя первый, второй, третий пункты плана.

План (записан на доске).

  1.  Что обозначают собирательные числительные?
  2.  Как образуются собирательные числительные?
  3.  С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
  4.  Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

Учитель. Просклоняйте словосочетание двое верных друзей, выделите окончания числительных и прилагательных (записи в тетради).

Учитель. Какой вывод можно сделать о собирательных числительных по четвертому пункту плана?

Ученик. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.

Учитель. Обобщим материал о собирательных числительных по плану полностью.

Учитель. Сравним наш вывод с материалом учебника стр. 207–208 (учебник “Русский язык, 6-й класс” под ред. М.М.Разумовской. М., 2004).

V. Закрепление изученного материала.

Упражнение № 1.

Раздаточный материал.

Собирательное числительное

Имя существительное

Падеж

Трое Ежата, лосята Р.п.
Четверо Брюки, колготки Д.п.
Двое Грабли, лопаты Т.п.
Семеро Ученик, ученица П.п.

Учитель. Приступим к реализации второй части цели урока.

Рассмотрите таблицу и сформулируйте задание к упражнению.

Ученик. Надо написанные собирательные числительные употребить с данными в таблице существительными в указанном падеже.

Учитель. Составленные словосочетания напишите, выделив окончания собирательных числительных. С какими именами существительными нельзя составить словосочетание?

Ученик. Нельзя составить словосочетания с существительным лопаты, потому что это существительное употребляется в форме единственного и множественного числа. Нельзя составить словосочетания с существительным ученица, так как это существительное женского пола.

Учитель. Сделайте еще один вывод о собирательных числительных.

Ученик. Собирательные числительные не употребляются с числительными женского пола, а также с существительными в форме единственного и множественного числа.

Учитель. Прочитайте в учебнике стр. 209 (учебник “Русский язык, 6-й класс” под ред. М.М.Разумовской. М., 2004).

Учитель. Назовите словосочетание, в словах которого все согласные звонкие.

Ученик. Двумя граблями.

Упражнение № 2 (раздаточный материал).

Упражнение выполняется устно.

  1. Один рубит, а семеро в кулаки трубят.
  2. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Двое пашут, а семеро руками машут.
  5. У бабы семь пятниц на неделе.

Учитель. Что объединяет данные пословицы?

Ученик. В каждой пословице употребляется имя числительное.

Учитель. Какую пословицу можно исключить из данных по самостоятельно найденному признаку?

Ученик. Можно исключить пословицу У бабы семь пятниц на неделе. В ней нет собирательных числительных.

Учитель. Исключите каждую пословицу по самостоятельно найденному признаку в любом порядке.

Ученик. Можно исключить пословицу Семеро одного не ждут. Это простое предложение.

Ученик. Можно исключить пословицу Один с сошкой, а семеро с ложкой.

В этом предложении нет глаголов.

Ученик. Можно исключить предложение Один рубит, а семеро в кулаки трубят. В предложении одно количественное числительное, обозначающее целое число, а другое – собирательное.

Ученик. В пословице Двое пашут – а семеро руками машут. два собирательных числительных.

Учитель собирает карточки.

Учитель. Напишите пословицы, которые соответствуют теме урока, по памяти, можно совещаться с соседом по парте.

(Выполняется задание.)

Учитель. Прочитайте пословицы и назовите собирательные числительные.

Упражнение № 3

Учитель. Выполним упражнение, в котором проверим, на сколько вы были внимательны при изучении нового материала и как вы умеете мыслить.

 Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент-филолог. Он слышал последнюю фразу, которую прочитал Петя: “Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками”.

– Готов держать пари, что среди восьмерых работавших, о которых ты сейчас читал, не было ни одной женщины, – говорит брат Пете.

Петя удивленно взглянул на брата:

– Это действительно так. Но как ты догадался, ведь ты не читал этого рассказа.

– Секрет тут простой. В этой фразе упоминаются числительные, которые имеют одну особенность…

(Н.Александров)

Учитель. О каких числительных и о какой их особенности идет речь в данном тексте?

Ученик. В данном тексте использованы числительные двое, шестеро. Это собирательные числительные, которые не употребляются с лицами женского пола.

VI. Итог урока.

Учитель. Используя неполный план, написанный на доске, расскажите о собирательных числительных.

  1. Что…собирательные числительные?
  2. Как … собирательные числительные?
  3. С какими … собирательные числительные?
  4. Какие … собирательные числительные?

VII. Домашнее задание: параграф 37, упражнение 470 (учебник “Русский язык, 6-й класс” под ред. М.М.Разумовской. М., 2004).

VIII. Выставление оценок за работу на уроке.