Цель урока: организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию миниатюры, используя личные наблюдения, произведения признанных мастеров слова, репродукции картин художников.
Задачи урока:
- образовательные: дать понятие о пейзажной зарисовке; закрепить навыки работы над сочинением-описанием;
- развивающие: совершенствовать умение сознательно использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка;
- воспитательные: способствовать формированию «родственного внимания» к природе, поэтическому восприятию природы.
Оборудование: компьютерная презентация - Приложение 1; аудиозапись «Весенней песни» Ф. Мендельсона - Приложение 2; карточки с рабочими материалами для выполнения творческого задания - Приложение 3.
Предварительная подготовка
За неделю до занятия из числа учащихся формируются группы: «Научные консультанты», «Журналисты-натуралисты», «Чтецы», «Искусствоведы». Каждая группа получает опережающее задание. «Научные консультанты» работают с толковыми словарями, устанавливают лексическое значение слова «зарисовка». «Журналисты-натуралисты» наблюдают за изменениями в природе. «Чтецы» готовят лирическую композицию из стихотворений о весне. «Искусствоведы» собирают материал о полотнах А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и И.И. Левитана «Март».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. «Разогрев» учебной группы.
(Презентация, Слайд 1 – Приложение 1)
Чтение учителем эпиграфа к уроку:
Я уверен, что для полного овладения русским языком
нужно общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами,
с пересвистом птиц и с каждым цветком,
что кивает головкой из-под куста лещины.К.Г. Паустовский
Учитель. Осмыслите высказывание. Как оно может быть связано с темой сегодняшнего урока?
III. Сообщение темы урока. Словарная работа.
(Презентация, Слайд 2)
Учитель. Описание природы… Вот об этом мы сегодня и поговорим. Запишите в тетрадях дату и тему урока: «Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению-описанию».
Какое слово в формулировке темы требует толкования? (Зарисовка.) Справимся у «научного консультанта» о значении этого слова.
Ученик. По определению школьного толкового словаря, зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, в музыке, в литературе.
Учитель. А что же такое пейзажная зарисовка? (Пейзажная зарисовка – это изображение природы в разных видах искусства.) Запишите определение в тетрадь.
IV. Целеполагание.
Учитель. Наша цель – подготовиться к написанию пейзажной зарисовки на тему «Первое дыхание весны». Определите задачи своей учебной деятельности на уроке. (Отыскать в природе первые признаки весны; подобрать яркие, образные слова для их описания.)
V. «Погружение» в тему.
Чтение учителем отрывка из стихотворения А.А. Фета «Весна».
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте…
Но возрожденья весть живая
Уж есть…
Учитель. Давайте попробуем отыскать в окружающей нас природе эту живую весть возрожденья.
VI. Сбор фактического материала к сочинению.
Учитель. В течение нескольких дней ваши одноклассники наблюдали за природой родного села и подметили вот что…
Выступление учащихся из группы «Журналисты-натуралисты».
1-й ученик. Весна в этом году прилетела к нам на солнечных крыльях.
2-й ученик. Хоть и крепки ещё морозы, да уж не те, что были среди зимы. Хоть и глубок снег, да уж не тот, что был – потускнел, порыхлел.
1-й ученик. А с крыш сосульки растут.
2-й ученик. А днём с сосулек – капель.
1-й ученик. Солнце всё чаще выглядывает.
2-й ученик. Пригревает стёкла золотым лучом.
1-й ученик. И небо уж не мёрзлое, бело-голубого зимнего цвета.
2-й ученик. Синеет день ото дня.
1-й ученик. А вот вода ещё спит подо льдом.
2-й ученик. Зато деревья уже очнулись от зимнего сна, оттаяли, задышали.
1-й ученик. А весенний воздух!
2-й ученик. Он пахнет свежестью, новизной.
1-й ученик. Очень запоздала в этом году весна.
2-й ученик. Но скоро наступят такие дни, когда тень покажется маленьким островком в море солнца.
VII. Поэтическая композиция «Первое дыхание весны».
Учитель. Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном её уголке, но и ярким, эмоциональным языком описать виденное, выразить своё собственное отношение к изображаемому.
Выступление учащихся из группы «Чтецы».
1-й ученик.
Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он!
2-й ученик.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
3-й ученик.
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
4-й ученик.
Сияет солнце спозаранку,
Снег темным сделался, намок.
И, распеваючи веснянку,
Бежит веселый ручеек.
5-й ученик.
Вскрываются почки,
Как реки!
Такая стоит трескотня!
Тяжёлые сонные веки
Весна,
Наконец, подняла!
Учитель. Какие приметы наступающей весны увидели поэты в окружающей природе? Какое настроение объединяет все эти отрывки? (Радость от наступления весны.)
Говорят ли поэты об этом прямо или как-то иначе выражают свои чувства? (Прямо отношение авторов к весеннему пейзажу не выражено. Передать своё настроение поэтам помогла специально подобранная лексика, обилие восклицательных предложений.)
VIII. «Экскурсия в картинную галерею».
Учитель. С таким же лиризмом, но своими художественными средствами передают становление весны художники.
Выступление группы «Искусствоведы».
(Презентация, Слайд 3)
1-й ученик. Более ста лет назад Алексей Кондратьевич Саврасов написал свою знаменитую картину «Грачи прилетели». Но и теперь, как и прежде, В Третьяковской галерее у небольшого полотна собираются люди и подолгу его рассматривают.
«Грачи прилетели» - совсем не эффектная работа. Казалось бы, что может быть прекрасного в обычных, ничем не примечательных деревенских задворках с сугробами снега у заборов и тонкими, кривыми, как бы случайно выросшими здесь берёзками? Но полотно поражает соединением «обыкновенности» мотива с редкостной поэтичностью его истолкования. Саврасов совершил чудо: он открыл людям глаза на удивительную красоту и поэзию того, что считалось некрасивым.
(Презентация, Слайд 4)
2-й ученик. В картине «Март» Исаака Ильича Левитана, кстати, ученика Саврасова, тоже нет ничего особенного: деревянный дом, у крыльца – лошадка, неподалёку темнеет лес. Но художник с такой любовью показал красоту пробуждающейся природы, что уже много лет картина никого не оставляет равнодушным.
Навстречу теплу и солнцу распушили маковки берёзы. Подтаявший снег медленно сползает с крыши – вот-вот упадёт. Солнечным лучам ничто не мешает согревать землю. Поэтому золотистыми, словно мёд, стали стены дома, и длинные голубые тени легли на рыхлый снег.
(Презентация, Слайд 5)
Учитель. Какой увидели весну художники? (Ранней.)
Какие признаки указывают на то, что власть зимы ещё не свергнута до конца? (В тени деревьев, куда не проникают солнечные лучи, ещё лежат огромные сугробы. Пустует повешенный на берёзе домик для весенних гостей. На деревьях нет листвы, сквозь голые ветки просвечивает небо.)
IX. Релаксация. Прослушивание музыкального пейзажа Ф. Мендельсона «Весенняя песня».
Учитель. А вот какой увидел весну немецкий композитор Феликс Мендельсон. Давайте послушаем его «Весеннюю песню». Примите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь.
Звучит «Весенняя песня» Ф. Мендельсона (Приложение 2).
Какие картины рисовало ваше воображение под звуки этой красивой мелодии?
X. Творческая работа.
(Презентация, Слайд 6)
Учитель. А сейчас представьте, что вы – художники. В руках у вас волшебные кисти и богатая палитра изобразительных средств языка. Закончите зарисовку, постарайтесь передать через слова свои чувства и настроение.
Учащиеся записывают текст, заполняя пропуски. В случае затруднения можно воспользоваться карточками - «подсказками» (Приложение 3). По окончании работы желающие прочитывают свои сочинения.
XI. Рефлексия.
Учитель. Дома вы должны будете выполнить зарисовку на тему «Первое дыхание весны». Готовы ли вы к этой работе? Достаточно ли накоплено фактического и языкового материала? Какой этап урока оказался для вас самым плодотворным?
Давайте вместе подумаем, чья работа на уроке заслуживает оценки «5». Кто сегодня работал на «4»? Кому следует подтянуться?
Всем спасибо. Урок окончен.