Урок русского языка в 4-м классе "Третье склонение имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин "третье склонение";
  • развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;
  • воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Методы обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная,
  • парная,
  • групповая,
  • коллективная.

Ход урока

I. Оргмомент

- приветствие.

- эмоциональный настрой

- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

II. Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)

Словарная работа.

Игра "Будь внимательным"

Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Учитель называет по 2 слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить. (1 ученик работает на переносной доске)

Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 склонения и 2 склонения)

- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? Приведите примеры.

- Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?

- С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных).

III. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).

Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.

Работа в парах. У детей - конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В каждом конверте 1 слово лишнее (3 склонения).

- У каких слов не определили склонение? Почему? Как вы вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому? (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения, называют их признаки).

IV. Усвоение новых знаний.

- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению. Откройте учебники на стр. 77. Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению. Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?

V. Первичная проверка понимания.

Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания (проверка проводится с помощью сигнальных карточек).

Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.

- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?

VI. Первичное закрепление.

Найди и запомни.

Учитель поочерёдно показывает карточки, на каждой из них - 5 существительных, одно из которых 3 склонения. Задача детей: прочитав на карточке все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её (приложение 2)

Ученики записывают: лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.

Оздоровительная минутка "Хождение по камушкам" (используются массажные коврики)

Собери пословицы.

Дети собирают пословицы из половинок (работая в группах), находят слова 3 склонения, записывают 1 пословицу (приложение 3)

Самостоятельная работа.

Используя цитаты, составьте и запишите 2 предложения с прямой речью.

В предложении с существительным 3 склонения слова автора должны стоять перед прямой речью, во втором предложении - наоборот.

Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И. Гёте.

Зависть - это сожаление о чужом благе. Плутарх

Оздоровительная минутка (коррекция зрения)

VII. Контроль ЗУН.

Тестирование разноуровневое, 3 варианта (приложение 1)

VIII. Рефлексия (итог урока)

- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).

- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)

- Приведите примеры существительных 3 склонения?

- Что бы хотели выполнить ещё раз?

- Продолжите предложение:

Я выполнил правильно:

Я доволен своей работой, потому что:

Я допустил ошибку:

- Расскажите об этом:

1. Это я знаю и могу выполнить:

2. Этого я ещё не знаю (не умею):