Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин "третье склонение";
- развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;
- воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Методы обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- индивидуальная,
- парная,
- групповая,
- коллективная.
Ход урока
I. Оргмомент
- приветствие.
- эмоциональный настрой
- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
II. Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)
Словарная работа.
Игра "Будь внимательным"
Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Учитель называет по 2 слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить. (1 ученик работает на переносной доске)
Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 склонения и 2 склонения)
- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? Приведите примеры.
- Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?
- С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных).
III. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Работа в парах. У детей - конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В каждом конверте 1 слово лишнее (3 склонения).
- У каких слов не определили склонение? Почему? Как вы вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому? (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения, называют их признаки).
IV. Усвоение новых знаний.
- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению. Откройте учебники на стр. 77. Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению. Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?
V. Первичная проверка понимания.
Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания (проверка проводится с помощью сигнальных карточек).
Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.
- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?
VI. Первичное закрепление.
Найди и запомни.
Учитель поочерёдно показывает карточки, на каждой из них - 5 существительных, одно из которых 3 склонения. Задача детей: прочитав на карточке все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её (приложение 2)
Ученики записывают: лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.
Оздоровительная минутка "Хождение по камушкам" (используются массажные коврики)
Собери пословицы.
Дети собирают пословицы из половинок (работая в группах), находят слова 3 склонения, записывают 1 пословицу (приложение 3)
Самостоятельная работа.
Используя цитаты, составьте и запишите 2 предложения с прямой речью.
В предложении с существительным 3 склонения слова автора должны стоять перед прямой речью, во втором предложении - наоборот.
Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И. Гёте.
Зависть - это сожаление о чужом благе. Плутарх
Оздоровительная минутка (коррекция зрения)
VII. Контроль ЗУН.
Тестирование разноуровневое, 3 варианта (приложение 1)
VIII. Рефлексия (итог урока)
- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).
- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)
- Приведите примеры существительных 3 склонения?
- Что бы хотели выполнить ещё раз?
- Продолжите предложение:
Я выполнил правильно:
Я доволен своей работой, потому что:
Я допустил ошибку:
- Расскажите об этом:
1. Это я знаю и могу выполнить:
2. Этого я ещё не знаю (не умею):