Форма работы над темой: метод проекта.
Цели: подытожить и обобщить имеющиеся у учащихся знания по разделу “Свобода для всех, свобода для каждого”, отработать основные понятия, связанные с этой темой, развивать навыки самостоятельной, групповой работы в ходе работы над проектом; стремиться воспитывать учащихся в духе гуманизма и повышать правовую культуру школьников.
Основные понятия: свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье.
Оборудование: таблица: “Синонимы и антонимы понятия “свобода”; карточки для индивидуальных заданий группам, мешочек для жребия; демонстрационный вариант таблицы “Синонимы….” на ватмане, маркер; таблица “Рейтинг лучшей группы”, таблица для оценки деятельности учащихся в группах.
Опережающее домашнее задание: группы получают за месяц задание изобразить графически свое представление о свободе.
Оформление класса: организуется 4 рабочих стола для работы групп, на доске записывается план урока, эпиграф к уроку, вешается таблица “Синонимы и антонимы понятия “свобода”, оформляется место для рисунков учеников.
Ход урока:
План урока
- Графическое изображение свободы.
- Синонимы и антонимы понятия “свободы”.
- Границы свободы.
- Голосование.
- Домашнее задание.
- Предварительные итоги.
Вводное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы подводим предварительные итоги нашей долгой и кропотливой работы над проектом “Почему я выбираю свободу”. Мы изучали суть свободы, взаимосвязь свободы, морали и ответственности, разбирались в сложностях, подстерегающих свободного человека.
Материалы, собранные на сегодняшнем уроке помогут ученикам следующих поколений разобраться в сложном понятии “свобода” и станут содержанием статьи в школьной газете “Исток” на тему: “Почему я выбираю свободу”.
Организационный момент
На столах бланки оценки работы учеников в группах и бланки для определения лучшей группы, которая станет редакционной, именно она и будет редактировать итоговый проект.
Работайте слаженно, помогайте друг другу и не мешайте вашим соседям.
1. Графическое изображение свободы.
Федор Михайлович Достоевский говорил: “Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой”.
Такой видел свободу один из величайших писателей и философов России. А какой видите свободу вы?
Учитель предлагает ученикам, разделенным на 4 группы представить свое видение свободы. Краткий анализ представленных школьниками работ.
2. Синонимы и антонимы понятия “свобода”.Далее учитель предлагает поработать в группах и заполнить таблицу (см. таблицу 3). В течение 4-х минут записать понятия, связанные со словом свобода и несвязанные с ним.
Отвечать начинает группа, у которой больше всего слов в первой колонке таблицы, затем по цепочке, исключая повторения, все остальные. Тоже проделывается со второй колонкой таблицы
Полученные результаты выписываются на доску в заранее подготовленную таблицу. В целом ответы групп будут сводиться к следующим понятиям:
1 колонка: ответственность, выбор, цель, закон, мораль, нравственность, совесть взаимопонимание, счастье, долг.
2 колонка: преступление; возможность делать все, что хочется, не считаясь с мнением других людей; безответственность; своеволие.
Учитель делает вывод по полученным записям в таблице.
Свобода
– это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе, которой, он добивается поставленных перед собой целей, реализует свои таланты.Свободный человек
– это человек целеустремленный, умеющий не тратить время на безделье. Однако все мы разные и в начале урока мы еще раз убедились, что “свобода” у всех людей своя. В такой ситуации свобода не может быть безграничной.Существуют ли границы у свободы, где они проходят?
Ответ ребят сводится к мысли: “Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого”.
3. Границы свободы.Учитель задает вопрос: “Чем может быть ограничена свобода?”. Ученики отвечают: законом, моралью, общественным мнением, ответственностью.
Задание представителям команд выбрать методом жребия тему для групповой работы по вопросу о том, чем может быть ограничена свобода.
Группы получают индивидуальные задания, которые сводятся к одному вопросу: каким образом закон, мораль, общественное мнение, ответственность могут ограничить свободу. Каждая группа обсуждает свой вопрос. Результаты обсуждения записываются на специальные бланки, озвучивает их представитель от группы.
4. Голосование.Учитель продолжает. “Свобода – это выбор, каждую минуту существования, это ответственность перед людьми за свои поступки, слова и даже мысли. Если свобода требует от человека постоянного контроля своих поступков, постоянного нравственного совершенствования, не проще ли было отказаться от свободы?”
Учитель просит проголосовать. Первыми поднимают руки те, кто считают, что свобода не нужна человеку. Вторыми поднимают руки те, кто считают свободу жизненной необходимостью человека.
5. Домашнее задание.
В заключительной части урока учитель просит ребят записать домашнее задание. Написать небольшую письменную работу (сочинение-рассуждение) на одну из тем:
- “Да ну ее, эту свободу!”
- “Почему я выбираю свободу”.
Эти работы и станут итогом работы над проектом “Почему я выбираю свободу”.
6. Предварительные итоги.
В конце урока учитель просит оценить работу учеников в группах (работа над рисунком, участие в обсуждении заданий) (см. таблицу 1). Каждый ученик получает бланк для определения рейтинга групп (какая группа лучше подготовилась, сплоченней подошла к работе над проблемами (см. таблицу 2).
Учитель знакомит учеников с итогами голосования.
Таблица 1
Определения работы учеников в группе (10 баллов).
Группа № |
Баллы за работу над рисунком, участие в обсуждении заданий (общий балл) |
|
Таблица 2
Рейтинг групп.
Лучшая группа |
№ |
Таблица 3
Синонимы и антонимы понятия “свобода”.
Понятия, связанные со словом “свобода” |
Понятия, не связанные со словом “свобода” |