Экспериментальное исследование возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Экспериментальное исследование страхов и тревожности у детей 6-7 лет и их коррекция средствами сюжетно-ролевой игры было организовано и проведено в ноябре 2007 - марте 2008 года. В исследовании приняли участие 33 ребенка в возрасте 6-7 лет (16 мальчиков и 17 девочек), посещающие подготовительную группу детского сада №2310 г. Зеленограда. Данное исследование проводилось с участием психолога детского сада.

Нами определены контрольная и экспериментальная группы детей, участвующих в исследовании. Выделение контрольной и экспериментальной группы проводилось по методу попарных сравнений, который предусматривает разделение группы испытуемых на две равные группы (контрольную и экспериментальную).

В экспериментальную группу вошло 16 детей, а в контрольную - 17 детей.

Цель исследования: выявление возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Объект исследования: страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности сюжетно-ролевой игры в снижении страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры в коррекционных целях позволит уменьшить переживания страхов и снизить уровни тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • Провести анализ литературы по проблеме исследования;
  • Представить типологию страхов и уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
  • Выделить в практике сюжетно-ролевой игры методы и приемы для снижения страха и тревожности у детей дошкольного возраста;
  • Апробировать в практической педагогической деятельности программу занятий, направленную на коррекцию страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
  • Дать анализ эффективности использования сюжетно-ролевой игры в работе по снижению или преодолению страхов и тревожности у дошкольников;
  • Корректно сформулировать запрос и организовать сотрудничество с психологом для решения задач исследования.

Методики исследования: Наблюдение за игровой деятельностью детей;

2. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

Психологическое тестирование, включающее в себя:

- методику "Опасения и страхи у детей" А.И.Захарова;

- тест "Незаконченные предложения" А.И.Захарова;

- тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;

Работа была организована в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Этап констатирующего эксперимента посвящен изучению страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе проводится психологическая диагностика, которая включает обследование детей с помощью следующих методик:

Методика "Опасения и страхи у детей" А.И.Захарова (приложение 1);

Тест "Незаконченные предложения" А.И.Захарова (приложение 2);

Тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена (приложение 3).

Среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) - 11 человек (33,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи.

Большинство дошкольников - 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности. Это дети, которые не испытывают фрустрации потребности в одобрении взрослых, отрицательных переживаний беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

У 3 человек (18,75%) обнаружен низкий уровень тревожности. У 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями.

Формирующий эксперимент исследования включал в себя проведение с детьми занятий, направленных на снижение реакций страха у детей.

Коррекционные занятия проводились только с детьми экспериментальной группы. Общая продолжительность занятий составила 4 месяца - с декабря 2007 года по март 2008 года. Всего с детьми было проведено 24 занятия по 35 минут. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине 2-3 раза в неделю.

Программа занятий составлена нами из конкретных упражнений, описанных Т.Шишовой, А.И.Захаровым, И.П.Воропаевой (приложение 4).

В качестве основного психокоррекционного метода мы используем сюжетно-ролевую игру.

В ходе коррекционной работы широко использовался весь арсенал игр и игровых упражнений, включая проигрывание условных и реальных ситуаций.

Сюжетно-ролевая игра, используемая в ходе коррекционной работы, включает в себя разнообразные по сюжетам, содержанию игры. В таблице 1 приведен перечень игр, проводимых с детьми. Всего с детьми разыгрывались около 40 игр.

Таблица 1. Сюжетно-ролевые игры, проводимые с детьми

Название этапа коррекционной работы Цель этапа Игры
Установочные игры Установление эмоционального контакта с группой; знакомство участников группы с правилами и нормами во время игры "Здравствуйте, я рад познакомиться". Выработка правил поведения на занятиях
Игры, направленные на преодоление конкретных страхов А) страх темноты "Зверушки в норке",

"Бобры",

"Кто притаился в темноте",

"В темной норе",

"Кукольные прятки",

"Смелый разведчик".

  Б) отыгрывание страшных снов "Зверь под кроватью",

"Снежная королева"

  В) страх одиночества "Спасатели",

"Случай в магазине",

"Малютка потерялась",

"Как важно знать свой адрес",

"Сюрпризы",

"Готовимся к бою"

  Г) страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений "Маски страха",

"Путешествие к бабе Яге",

"Сказочный город",

"Играем в привидение", "Маленькое привидение из Вазастана",

"Превращение страхов"

  Д) страх смерти "Удивительная встреча",

"Ищем в плохом хорошее" или "Монстр",

Игры-перевоплощения

  Е) боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф "Сражение",

"Карлсон против Филе и Рулле",

"Морские разбойники"

  Ж) страх уколов, боли, врачей "Больница"
  З) страх наказания, крика "Пятнашки",

"Жмурки",

"Вышибалы",

"Сердитый утенок".

Содержание коррекционной программы включало в себя два этапа работы:

На первом - ориентировочном этапе, идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.

Второй этап - это этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе ставятся следующие задачи:

- объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками;

- эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с его травмирующим фактором и формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

- развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе;

- формирование способности к произвольной регуляции эмоций;

- формирование предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Этап контрольного эксперимента предполагал проверку эффективности проводимой с детьми коррекционной программы. Для этого с детьми контрольной и экспериментальной групп проводилась повторная психологическая диагностика по методикам, и сравнивались результаты констатирующего и контрольного исследования. Повторное обследование детей проводилось в конце марта 2008 года.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посещающих наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере. Для сравнительного анализа проведено сопоставление показателей количества страхов на этапах констатирующего и контрольного исследования (приложение 5).

На основе данных экспериментальной и контрольной группы построены профили данных по видам исследованных страхов до и после проведения сюжетно-ролевой игры для каждой группы (приложение 6). Профили результатов исследований в группах наглядно показывают, что количество страхов в экспериментальной группе после коррекционных занятий значительно снизилось.

Выводы по экспериментальной части исследования:

На этапе формирующего исследования с детьми были проведены психокоррекционные занятия в форме сюжетно-ролевой игры. Применение разнообразных игр позволило решить следующие задачи: объективировать негативные тенденции личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками; дать ребенку возможность эмоционально отреагировать чувства и переживания, связанные со страхами; сформировать у детей адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи; развивать способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе; формировать способность к произвольной регуляции эмоций; предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Среднее количество страхов у детей на этапе констатирующего исследования равно 10,3, что соответствует норме. Полученные в нашем исследовании данные подтвердили картину страхов, описанную для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет профессором А.И.Захаровым. больше всего дети 6-7 лет боятся: смерти родителей (97%), собственной смерти (93%), сказочных персонажей: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, привидений, чертей, инопланетян (90%), животных и насекомых (90%), темноты (87%), боли (80%). В дошкольном возрасте центральное место занимает у детей страх смерти и смерти родителей. Большинство страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-то поводу, например, о них ему напоминают окружающие. Но среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) - 11 человек (34,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи со стороны психолога и педагога. Большинство дошкольников - 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности, у 3 человек (9,1%) обнаружен низкий уровень тревожности, у 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями.

Изучение межполовых различий в проявлениях страхов у дошкольников показало, что среднее количество страхов у мальчиков меньше, чем у девочек (9,1 и 11,5 соответственно).

Программа коррекции страхов и тревожности детей дошкольного возраста нацеленная на формирование предпосылок для преодоления тревожности, страхов; освоение адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе; способности к произвольной регуляции эмоций - оказалась эффективной, что подтвердили результаты статистического анализа.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абрамова Г.С. возрастная психология. - М.: Академ.проект, 2000.
  2. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.
  3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб.: Речь, 2006.
  4. Аникеева Н.П. "Воспитание игрой". - М.: Просвещение, 1987.
  5. Алан Д. Ландшафт детской души. - СПб.: Питер, 1998.
  6. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2001.
  7. Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интепретация детского рисунка. - М.: Наука и техника, 2007.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: "Питер", 2008.
  9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990.
  10. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психологическое развитие ребенка/ Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1994.
  11. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2008.
  12. Волков Б.С., Волкова Н.В. дошкольная психология. - М.: Академический проект, 2007.
  13. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 1993.
  14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб.: Питер, 1994.
  15. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. с.19-28
  16. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Знание, 1984.
  17. Еренкова Н.В. Игровая психотерапия и психопрофилактика в педиатрии// Педиатрия. - 1990. - №9. - С.85-86.
  18. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: МПСИ, 2001.
  19. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника. - М.: МПСИ, 2002.
  20. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Питер, 1995.
  21. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
  22. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М.: Просвещение, 1986.
  23. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2007.
  24. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996.
  25. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: "Речь", 2008.
  26. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: Питер, 2001.
  27. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: РПА, 1997.
  28. Короткова Н.А. Современные исследования детской игры//Вопросы психологии. - 1985. -№2. - с.163-168.
  29. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2004.
  30. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Изд. 1-е /2 - е/ 3-е. Ростов-на Дону: "Феникс", 2000.
  31. Кузминкин В. Кого и чего мы боимся. // Вечерний Новосибирск от 13 окт.2001.
  32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1989.
  33. Лэндред Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: МПСИ, 1994.
  34. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми - СПб: Изд-во Речь, 2000.
  35. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка// Вопросы психологии. - 1988. - №2. - с.123-129.
  36. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. - М.: "Гном-Пресс", 2002.
  37. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. Под редакцией Сакович Н.А. - СПб.: "Речь", 2006.
  38. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
  39. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990.
  40. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: "Питер", 2007.
  41. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.
  42. Рогов Е.И. Эмоция и воля. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999.
  43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
  44. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Издательство "Мир", 2001.
  45. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
  46. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М.: Издательство "Мир", 2000.
  47. Страх / Сост. П.С.Гуревич. - М.: Алетейа, 1998
  48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Просвещение, 1998.
  49. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, - М.: Изд-во Литур, 2004.
  50. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: "Генезис", 2006.
  51. Шишова Т.Л. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - СПб.: Издательство "Речь", 2007.
  52. Эльконин Д.Б. Психологические игры, 2-е издание. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
  53. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, Воронеж НПО "Модэкс", 2001.