Экспериментальное исследование страхов и тревожности у детей 6-7 лет и их коррекция средствами сюжетно-ролевой игры было организовано и проведено в ноябре 2007 - марте 2008 года. В исследовании приняли участие 33 ребенка в возрасте 6-7 лет (16 мальчиков и 17 девочек), посещающие подготовительную группу детского сада №2310 г. Зеленограда. Данное исследование проводилось с участием психолога детского сада.
Нами определены контрольная и экспериментальная группы детей, участвующих в исследовании. Выделение контрольной и экспериментальной группы проводилось по методу попарных сравнений, который предусматривает разделение группы испытуемых на две равные группы (контрольную и экспериментальную).
В экспериментальную группу вошло 16 детей, а в контрольную - 17 детей.
Цель исследования: выявление возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности сюжетно-ролевой игры в снижении страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры в коррекционных целях позволит уменьшить переживания страхов и снизить уровни тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Провести анализ литературы по проблеме исследования;
- Представить типологию страхов и уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
- Выделить в практике сюжетно-ролевой игры методы и приемы для снижения страха и тревожности у детей дошкольного возраста;
- Апробировать в практической педагогической деятельности программу занятий, направленную на коррекцию страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
- Дать анализ эффективности использования сюжетно-ролевой игры в работе по снижению или преодолению страхов и тревожности у дошкольников;
- Корректно сформулировать запрос и организовать сотрудничество с психологом для решения задач исследования.
Методики исследования: Наблюдение за игровой деятельностью детей;
2. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
Психологическое тестирование, включающее в себя:
- методику "Опасения и страхи у детей" А.И.Захарова;
- тест "Незаконченные предложения" А.И.Захарова;
- тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;
Работа была организована в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Этап констатирующего эксперимента посвящен изучению страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе проводится психологическая диагностика, которая включает обследование детей с помощью следующих методик:
Методика "Опасения и страхи у детей" А.И.Захарова (приложение 1);
Тест "Незаконченные предложения" А.И.Захарова (приложение 2);
Тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена (приложение 3).
Среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) - 11 человек (33,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи.
Большинство дошкольников - 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности. Это дети, которые не испытывают фрустрации потребности в одобрении взрослых, отрицательных переживаний беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.
У 3 человек (18,75%) обнаружен низкий уровень тревожности. У 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями.
Формирующий эксперимент исследования включал в себя проведение с детьми занятий, направленных на снижение реакций страха у детей.
Коррекционные занятия проводились только с детьми экспериментальной группы. Общая продолжительность занятий составила 4 месяца - с декабря 2007 года по март 2008 года. Всего с детьми было проведено 24 занятия по 35 минут. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине 2-3 раза в неделю.
Программа занятий составлена нами из конкретных упражнений, описанных Т.Шишовой, А.И.Захаровым, И.П.Воропаевой (приложение 4).
В качестве основного психокоррекционного метода мы используем сюжетно-ролевую игру.
В ходе коррекционной работы широко использовался весь арсенал игр и игровых упражнений, включая проигрывание условных и реальных ситуаций.
Сюжетно-ролевая игра, используемая в ходе коррекционной работы, включает в себя разнообразные по сюжетам, содержанию игры. В таблице 1 приведен перечень игр, проводимых с детьми. Всего с детьми разыгрывались около 40 игр.
Таблица 1. Сюжетно-ролевые игры, проводимые с детьми
Название этапа коррекционной работы | Цель этапа | Игры |
Установочные игры | Установление эмоционального контакта с группой; знакомство участников группы с правилами и нормами во время игры | "Здравствуйте, я рад познакомиться". Выработка правил поведения на занятиях |
Игры, направленные на преодоление конкретных страхов | А) страх темноты | "Зверушки в норке", "Бобры", "Кто притаился в темноте", "В темной норе", "Кукольные прятки", "Смелый разведчик". |
Б) отыгрывание страшных снов | "Зверь под кроватью", "Снежная королева" |
|
В) страх одиночества | "Спасатели", "Случай в магазине", "Малютка потерялась", "Как важно знать свой адрес", "Сюрпризы", "Готовимся к бою" |
|
Г) страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений | "Маски страха", "Путешествие к бабе Яге", "Сказочный город", "Играем в привидение", "Маленькое привидение из Вазастана", "Превращение страхов" |
|
Д) страх смерти | "Удивительная встреча", "Ищем в плохом хорошее" или "Монстр", Игры-перевоплощения |
|
Е) боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф | "Сражение", "Карлсон против Филе и Рулле", "Морские разбойники" |
|
Ж) страх уколов, боли, врачей | "Больница" | |
З) страх наказания, крика | "Пятнашки", "Жмурки", "Вышибалы", "Сердитый утенок". |
Содержание коррекционной программы включало в себя два этапа работы:
На первом - ориентировочном этапе, идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.
Второй этап - это этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе ставятся следующие задачи:
- объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками;
- эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с его травмирующим фактором и формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
- развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе;
- формирование способности к произвольной регуляции эмоций;
- формирование предпосылок для преодоления тревожности и страхов.
Этап контрольного эксперимента предполагал проверку эффективности проводимой с детьми коррекционной программы. Для этого с детьми контрольной и экспериментальной групп проводилась повторная психологическая диагностика по методикам, и сравнивались результаты констатирующего и контрольного исследования. Повторное обследование детей проводилось в конце марта 2008 года.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посещающих наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере. Для сравнительного анализа проведено сопоставление показателей количества страхов на этапах констатирующего и контрольного исследования (приложение 5).
На основе данных экспериментальной и контрольной группы построены профили данных по видам исследованных страхов до и после проведения сюжетно-ролевой игры для каждой группы (приложение 6). Профили результатов исследований в группах наглядно показывают, что количество страхов в экспериментальной группе после коррекционных занятий значительно снизилось.
Выводы по экспериментальной части исследования:
На этапе формирующего исследования с детьми были проведены психокоррекционные занятия в форме сюжетно-ролевой игры. Применение разнообразных игр позволило решить следующие задачи: объективировать негативные тенденции личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками; дать ребенку возможность эмоционально отреагировать чувства и переживания, связанные со страхами; сформировать у детей адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи; развивать способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе; формировать способность к произвольной регуляции эмоций; предпосылок для преодоления тревожности и страхов.
Среднее количество страхов у детей на этапе констатирующего исследования равно 10,3, что соответствует норме. Полученные в нашем исследовании данные подтвердили картину страхов, описанную для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет профессором А.И.Захаровым. больше всего дети 6-7 лет боятся: смерти родителей (97%), собственной смерти (93%), сказочных персонажей: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, привидений, чертей, инопланетян (90%), животных и насекомых (90%), темноты (87%), боли (80%). В дошкольном возрасте центральное место занимает у детей страх смерти и смерти родителей. Большинство страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-то поводу, например, о них ему напоминают окружающие. Но среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) - 11 человек (34,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи со стороны психолога и педагога. Большинство дошкольников - 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности, у 3 человек (9,1%) обнаружен низкий уровень тревожности, у 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями.
Изучение межполовых различий в проявлениях страхов у дошкольников показало, что среднее количество страхов у мальчиков меньше, чем у девочек (9,1 и 11,5 соответственно).
Программа коррекции страхов и тревожности детей дошкольного возраста нацеленная на формирование предпосылок для преодоления тревожности, страхов; освоение адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе; способности к произвольной регуляции эмоций - оказалась эффективной, что подтвердили результаты статистического анализа.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Абрамова Г.С. возрастная психология. - М.: Академ.проект, 2000.
- Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб.: Речь, 2006.
- Аникеева Н.П. "Воспитание игрой". - М.: Просвещение, 1987.
- Алан Д. Ландшафт детской души. - СПб.: Питер, 1998.
- Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2001.
- Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интепретация детского рисунка. - М.: Наука и техника, 2007.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: "Питер", 2008.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990.
- Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психологическое развитие ребенка/ Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1994.
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2008.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. дошкольная психология. - М.: Академический проект, 2007.
- Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 1993.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб.: Питер, 1994.
- Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. с.19-28
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Знание, 1984.
- Еренкова Н.В. Игровая психотерапия и психопрофилактика в педиатрии// Педиатрия. - 1990. - №9. - С.85-86.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: МПСИ, 2001.
- Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника. - М.: МПСИ, 2002.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Питер, 1995.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М.: Просвещение, 1986.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2007.
- Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: "Речь", 2008.
- Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: Питер, 2001.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: РПА, 1997.
- Короткова Н.А. Современные исследования детской игры//Вопросы психологии. - 1985. -№2. - с.163-168.
- Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2004.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Изд. 1-е /2 - е/ 3-е. Ростов-на Дону: "Феникс", 2000.
- Кузминкин В. Кого и чего мы боимся. // Вечерний Новосибирск от 13 окт.2001.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1989.
- Лэндред Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: МПСИ, 1994.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми - СПб: Изд-во Речь, 2000.
- Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка// Вопросы психологии. - 1988. - №2. - с.123-129.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. - М.: "Гном-Пресс", 2002.
- Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. Под редакцией Сакович Н.А. - СПб.: "Речь", 2006.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
- Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990.
- Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: "Питер", 2007.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.
- Рогов Е.И. Эмоция и воля. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
- Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Издательство "Мир", 2001.
- Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
- Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М.: Издательство "Мир", 2000.
- Страх / Сост. П.С.Гуревич. - М.: Алетейа, 1998
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Просвещение, 1998.
- Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, - М.: Изд-во Литур, 2004.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: "Генезис", 2006.
- Шишова Т.Л. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - СПб.: Издательство "Речь", 2007.
- Эльконин Д.Б. Психологические игры, 2-е издание. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, Воронеж НПО "Модэкс", 2001.