Цель: развитие в детях творческого начала, воспитание средствами музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с песенным творчеством Владимира Высоцкого; овладеть навыками выразительного пения.
- развивающие: развивать музыкальный вкус и эмоциональное восприятие музыки.
- воспитывающие: воспитывать в детях патриотические чувства.
Оборудование: магнитофон с проигрывателем компакт-дисков, гитара, компакт-диски с записями песен, DVD – диск, телевизор и DVD.
Наверное, у каждого человека, знакомого с творчеством В.Высоцкого есть «свой собственный Высоцкий». Моё знакомство началось с песен Высоцкого о войне. Когда впервые слышишь эти песни, а потом узнаёшь, что автор по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, то понимаешь, что так писать, петь мог только необычайно талантливый человек. В.Астафьев – замечательный писатель, «солдат войны» (так он называл себя) удивлялся, как мог этот мальчишка (Высоцкий), не знающий войны, писать о ней. После прослушивания песен Владимира Семёновича он задумался и сказал: «Так писать о войне может только фронтовик». Одной из лучших песен о войне является песня «Он не вернулся из боя».
Были и прошли фильмы, спектакли, для которых Высоцкий создавал песни, и, как оказалось, песни получили свою, более значительную жизнь. Его песни – целые пьесы со своими неповторимыми характерами, конфликтами, точно выстроенным сюжетом, а образ автора, нередко, сливается с персонажем песни. Это и было главным в его творчестве. Высоцкий торопился, примерял на себя одежды, характеры, судьбы других людей; влезал в их заботы, проблемы, профессии, принципы, демонстрировал их манеру говорить. Причём всё это делал талантливо, убедительно, предельно искренне.
Слушаешь песни Высоцкого и ощущаешь, что к тебе обращается друг - умный, добрый, много познавший и повидавший. Бесполезно задавать вопрос: кем был Высоцкий? Актёром? Поэтом? Певцом? Он был личностью, выдающимся явлением в жизни нашей страны.
Его музыка – неистощимая нежность и сила, а ещё в них память пройденных дорог и прошедших лет. Наша память.
…Но кажется мне, не уйдём мы с гитарой
На заслуженный и нежный покой.
Исполнительский репертуар: песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя».
Материал для слушания: песни В.Высоцкого «Сыновья уходят в бой», «Звёзды», «Песня о новом времени».
Видеоряд: рассказ Высоцкого о творчестве, исполнение песен, фрагмент концерта группы «Любэ».
Эпиграф:Парней сколько пало российских
В боях на земную ладонь
Хранят их покой обелиски и светит им вечный огонь.
Музыкальный эпиграф: В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой».
(Учитель после паузы обращается к классу.)
Учитель: Прозвучал музыкальный эпиграф. О чём пелось в песне? Узнали ли вы её исполнителя?
Учащиеся:
- Я узнал голос Владимира Высоцкого. Он сочинял песни и исполнял их.
- Это была песня о войне.
Учитель: Как была им исполнена эта песня?
Учащиеся: Высоцкий словно вёл с нами задушевный разговор.
Учитель: Чем объяснить, что его песни, его творчество и сейчас волнуют слушателей? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к его биографии.
Владимир Высоцкий родился в Москве, в семье военнослужащего в 1938 году. Его отец закончил войну в Германии и много рассказывал о ней сыну.
Прошли годы. Высоцкий, окончив театральную студию, стал работать в театре, сниматься в кино, писать стихи, песни. Он был выдающимся поэтом, артистом, исполнителем песен. Образный мир песен Высоцкого безграничен.
Наряду с песнями о войне, в его творчестве есть песни о горах, любви, спорте, юмористические, сказочные. Высоцкий сам писал и тексты своих песен и музыку. Таких людей называют бардами.
Словарь:
Авторская песня - музыкальный жанр, в котором автор слов и музыки сам исполняет свою песню под гитару.
Бард – исполнитель, поэт и композитор.
(Видеозапись последнего интервью.)
Учитель: Высоцкого нет с нами 28 лет. Когда его не стало, другой российский бард Булат Окуджава сказал:
Пусть кружит над Москвою
Охрипший его баритон
Ну а мы вместе с ним
Посмеёмся и вместе поплачем.
Каждая из песен В.Высоцкого нашла своего слушателя. Это относится и к песням о войне. Высоцкий писал их от лица людей мужественных, сильных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину – не подведут. Песни написаны так талантливо, убедительно, что слушатели даже путали певца персонажами его песен.
Будучи исполнителем, Высоцкий мог быть разным: грохочущим, штормовым, казалось на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. Но содержанием она ещё больше западала в душу. Как, например, песня «Звёзды».
Послушаем эту песню в исполнении группы «Любэ» и заслуженного артиста России Н.Расторгуева.
(Видеозапись.)
Учитель: О чём эта песня? Что вы почувствовали, слушая её?
Учащиеся:
- Это песня о войне, на которой погибают солдаты.
- Они мечтают остаться живыми, но пули настигают многих из них.
- Солдаты мужественно отстаивают свою землю и становятся героями.
- Песня очень мелодичная, задушевная, мечтательная.
- Свою судьбу солдаты связывают со звёздами.
Учитель: Весь ужас войны в том, что она не обходится без жертв. Отгремела Великая отечественная война, но войны не прекратились, и сейчас в горячих точках продолжают погибать люди, в основном молодые, которым бы жить, да жить…
(Обращение к эпиграфу. Учитель исполняет песню «Он не вернулся из боя». Исполнение учителем песни «На братских могилах» и разучивание с учащимися. Видеозапись песни в исполнении В.Высоцкого.)
Разучивая песню, необходимо обратить внимание учащихся на осмысление интонации каждой фразы, проникновенность и задушевность.
После разучивания песни, учитель обращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.
Учитель: Почему творчество Высоцкого волнует нас сегодня? Чем он покорял своих слушателей?
Учащиеся:
- Высоцкий пел сердцем, душой…
- Он наполнял песни глубоким чувством…
- Несмотря на то, что он не обладал певческим даром, песни его трогают до глубины души…
- В творчестве Высоцкого отражена тема войны…
- В песнях Высоцкого выражена боль и горечь от бед, которые несёт людям война.
Учитель: Мы благодарны нашим дедам, отцам, спасшим мир от фашистского порабощения. Война закончилась нашей победой, и каждый год в День Победы, который стал нашим всенародным праздником, мы чествуем ныне живущих ветеранов войны и вспоминаем солдат, отдавших свои жизни за нашу Родину.
(Звучит песня «О новом времени».)
А когда отгрохочет, когда отболит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девушки сменят шинели на платьица
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.