Цели урока:
- образовательная – формирование представления об алгоритмах с ветвлениями;
- развивающая – развитие исследовательских умений, использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала;
- воспитательная – формирование чувства толерантности, взаимовыручки.
Тип урока: формирование новых понятий и убеждений.
Вид урока: урок-путешествие с элементами игры.
Оборудование урока: Учебник Л.Л. Босова «Информатика. 6 класс». – М., БИНОМ, 2007 г.; раздаточный материал (карточки с этапами алгоритма); блок-схемы; пазлы; презентация (Приложение 1); компьютеры; проектор; экран.
Методы: исследовательские, словесные, наглядные, практические, компьютерные технологии.
Ход урока
I. Инициация.
Взаимоприветствие.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим работать над темой, которая зашифрована в ребусе.
Слайд.
- Ребята, мы продолжим работать над темой «Алгоритмы», изучим новый тип алгоритмов, а какой именно, вы постарайтесь сами ответить немного позже.
III. Актуализация знаний.
(Звуковой сигнал, предупреждающий о том, что прислано электронное сообщение. Учитель читает.)
- Ребята, нам пришло электронное письмо, посмотрим, что в нем: «Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, мне вернуться на Землю. Я случайно улетел на космическом корабле на Луну. А теперь не могу вернуться обратно. Жду с нетерпением вашей помощи.
…………»
- Ребята, а от кого же это письмо? О! Здесь есть фотография отправителя, но пока она попала к нам из космоса, разлетелась на кусочки. Давайте склеим фотографию и узнаем, кого будем спасать.
С помощью игры «Пазлы» дети складывают картинку и получают изображение Незнайки.
- Ребята, поможем Незнайке найти путь домой. Для этого и мы с вами посетим Луну, заберем этих непоседливых коротышек и вернемся обратно. А чтобы мы с вами не заблудились, мы будем выполнять все действия последовательно, по порядку, то есть по …. Напомните, мне, пожалуйста, как называется последовательность шагов, выполненная по порядку и приводящая к получению какого-либо результата? (Алгоритм.)
Слайд.
- А кто знает, откуда произошло слово «алгоритм»? (Алгоритм происходит от имени ученого Аль-Хорезми.)
Слайд.
- В путешествии нам поможет волшебная карта, на которой указаны остановки, где мы будем заправлять горючее и пополнять запасы продовольствия.
Мы совершим урок-полет,
Урок открытий, нужных откровений!
Спасем друзей, найдем ответ,
В чем алгоритмов суть, в чем их предназначенье.
- Начинаем путешествие, пристегнули ремни, сейчас начнутся перегрузки, как это часто бывает при взлетах. Чтобы преодолеть перегрузки, необходимо очень быстро ответить на вопросы:
- Расскажите, как вы соединяли все детали?
Слайд.
- Как выполняли действия? (По порядку, по алгоритму.)
- Используя алгоритмические карточки, которые у каждого из вас имеются, составьте блок-схему данного алгоритма. (Я составляю на доске.)
Слайд
- Как называется такой алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом? (Линейный алгоритм.)
Слайд.
- Кому под силу выполнить данный алгоритм? (Человек, компьютер, …исполнитель)
- Как называют людей, животных или технические устройства, способных выполнять заданные команды? (Исполнитель.)
IV. Информационно-поисковый этап.
- Молодцы! Вот мы и прилетели на первую станцию. Звезда Вега нас приветствует, совершим здесь остановку, заправим горючее в баки и подкрепимся. Ребята, смотрите, дверь не открывается, на ней какое-то задание. Это вопросы. Послушайте их. Ребята, всегда ли мы можем беспрепятственно справиться с любой задачей, выполнить все шаги алгоритма? (Нет.)
- Иногда в алгоритме бывают такие шаги, которые выполняются не всегда, а только при соблюдении определенного условия. И каждый раз при выполнении алгоритма условие необходимо проверять.
- Давайте еще раз, только более детально напишем алгоритм составления изображения Незнайки.
Слайд.
- Что нового добавилось в этом алгоритме? (Условие, слова «если…, то…»)
- Ребята, используя алгоритмические карточки, постарайтесь построить алгоритм, вспомните и скажите, какой фигурой обозначается принятие решения? (Ромб.) (Я составляю на доске.)
Слайд.
- Какие действия мы выполняем только при определенном условии? (Соединение деталей.)
- Какие волшебные словечки вам подсказывают, что в высказывании или действии есть условие? (Если, то.)
- Как изменилась блок-схема? (Добавилось условие, дополнительные ветви, принятие решения.)
- Совершенно верно – условие! Условие, которое позволяет осуществить выбор. Для удобства и наглядности условие записывается в ромбе.
- Что происходит с действиями при условии? (Действий разделяются, разветвляются.)
- Правильно, в таких случаях используется ветвление. Почему эту форму назвали ветвлением? (Ветвлением назвали потому, что похожа на веточку, которая раздваивается, или на тропинку в лесу, которая расходиться и надо подумать, по какой пойти.) Слайд.
- Что же такое ветвление? (Ветвление – это такое место в алгоритме, где нужно остановиться и решить, какие шаги выполнять дальше.) Слайд.
- Для этого в ромбе записывается вопрос, когда мы доходим до ромба по стрелочкам алгоритма, мы отвечаем на вопрос и в зависимости от ответа идем дальше по стрелочке: если ответ «да» - идем по стрелочке «да»; если ответ «нет» - идем по стрелочке «нет». Слайд.
- Давайте попробуем сформулировать определение ветвления.
Слайд.
- Ребята, а как будет называться алгоритм, в котором используется ветвление? (Алгоритм с ветвлением.)
- Ребята, мы успешно справились с заданием, нам дается пропуск к дальнейшему полету. Летим дальше. Следующая остановка на станции звезды Сириус. Ребята, нас не пускают приземлиться две странные записи.
- Ребята, сравните два выражения.
«ЕСЛИ хотите дружить, ТО ответьте на вопросы, ИНАЧЕ летите прочь».
«ЕСЛИ назвались груздями, ТО полезайте в кузов».
- Ребята, кажется, местные жители бросили нам вызов. Нужно достойно им ответить. Давайте построим логические структуры данных высказываний. Какие слова являются общими для обоих высказываний? (Слова ЕСЛИ…, ТО…, ИНАЧЕ. ЕСЛИ…, ТО…)
- Как можно назвать слова «хотите дружить», «назвались груздями»? (Условие.)
- Как можно назвать слова «ответьте на вопросы», «летите прочь», «полезайте в кузов»? (Действия.)
- Давайте построим логические структуры данных высказываний, не используя слова из них, а подставив общие слова.
Слайд.
- Ребята, как называются данные формы организации действий? (Ветвление.)
- Ребята, ветвление с первой конструкцией называется полным ветвлением. Тогда как будет называться ветвление со второй конструкцией? (Неполное ветвление).
- Давайте составим блок-схемы к данным высказываниям.
Слайд.
- Молодцы! Получите пропуск к дальнейшему полету.
V. Применение полученных знаний.
- Полетели дальше, нам нужно приземлиться на звезде Лира. Ах, мы успешно приземлились. Нам даже никто не помешал. Давайте заправим топливный бак. Но, что случилось? Дверь не открывается, что-то произошло с замком. (Звуковой сигнал, пришло новое электронное сообщение.)
- Ребята, нам сообщение от Незнайки. Что же он пишет?
Слайд.
- Ах, ребята, молодцы, вы и с этим заданием справились. (За правильные ответы получают пропуск.) Полетели дальше. Взлетаем. Что случилось? Почему не можем взлететь? Ах, к нам задания прицепились. Они нас не пускают. Надо их срочно выполнять.
- Ребята, прочитайте замечательный отрывок Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?»
Слайд.
Перефразируйте информацию о профессиях с помощью слов ЕСЛИ... ТО.
- Молодцы, мы уже у цели. (За правильные ответы команды получают карточки.) Приземляемся. Незнайка, где ты? Ага, он спрятан в темнице, закрытой новыми испытаниями-заданиями. Надо это задание выполнить на компьютере: составить блок-схемы алгоритмов из слайда 18. (За правильные ответы получают карточку-пропуск.) Забираем непоседу-коротышку и возвращаемся домой. Ребята, Незнайка, что-то хочет вам сказать.
«Ребята, на каждой станции вы получали карточки. Они необычные, отклейте верхний слой и посмотрите, что у вас получилось. Что это за записи?» (Алгоритм с ветвлением.) Слайд.
VI. Рефлексия.
- Ребята, определите тип алгоритма. (Алгоритм с ветвлением.) Молодцы. Вот мы с вами и прилетели на Землю.
- Все, урок окончен, всем спасибо, до свидания!