Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Разделы: Начальная школа


Цели: Совершенствовать технику чтения, развивать речь прививать любовь к устному народному творчеству.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Как вы думаете, откуда эти предметы? (лапти, короб, корзина, печка, деревянная ложка)

Дети: все они из сказок.

2. Игра “Чьё это прозвище?”

На доске записаны прозвища:

  • Кукушка сестричка (лиса)
  • Бирюк, хватыш, серый (волк)
  • Толстопяты, косолапый (медведь)
  • Норушка (мышка)
  • Ряба, пеструшка (курица)
  • Дереза (коза)

Узнайте животных по их прозвищам.

Где и как их называют? (В сказках.)

II. Постановка целей урока.

- Сегодня мы отправляемся в гости к доброй Сказочнице. Угадайте, где она живёт.

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок.)

На доске рисунок теремка.

По ходу рассказа учителю помогает один из учеников менять рисунки на доске.

- Вспомните, кто живет в теремке.

Но в месте с нашей Сказочницей в теремке живут и другие животные – герои русских народных сказок.

Игра “Чей это голос?

- Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

  1. Голосок тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц).
  2. Голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса).
  3. Голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь).
  4. Голос хриплый, грубый, “толстый” (волк).
  5. Голос звонкий, чёткий (петух).
  6. Речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот).
  7. Голосок тоненький, притворный (коза).
  8. Голос занудливый (баран).

- Молодцы! А теперь давайте позовём добрую Сказочницу и попросим рассказать сказку.

- Какие сказочные заклинания вы знаете? (“По щучьему веленью…” и др.)

На доске рисунок доброй Сказочницы.

-Здравствуйте, дорогие ребятушки, красные девицы и добры молодцы! Хожу я по свету белому с шуткою и прибаутку, а зовут меня – Сказочница. Люблю я сказки сказывать обо всём – про царевичей и королевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что “ни в сказке сказать, не пером описать”.

Послушайте слова и догадайтесь, о какой сказке идёт речь: лиса журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебала, врозь.

III. Работа над новым материалом.

- Итак, давайте заглянем в волшебный мир сказки.

1. Инсценирование сказки.

Заранее подготовленные учащиеся изображают сценку, как Лиса и Журавль ходят, друг к другу в гости.

- Какую сказку вам показали ребята?

2. Подготовительная работа перед чтением текста.

3. Словарная работа.

На доске записаны слова.

- Объясни, если знаешь, что значат слова:

Куманек (кум) – крёстный отец по отношению к родителям крестника.

Сама стряпала – сама приготовила пищу.

Не обессудь – не суди строго.

Потчевать – угощать.

Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.

- Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки?

Попытайтесь объяснить.

4. Комбинированное чтение.

Наиболее трудные фрагменты читает учитель.

- Что делает эту сказку сказкой?

Д/з Прочитать сказку, пересказать.