Цели: Совершенствовать технику чтения, развивать речь прививать любовь к устному народному творчеству.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Как вы думаете, откуда эти предметы? (лапти, короб, корзина, печка, деревянная ложка)
Дети: все они из сказок.
2. Игра “Чьё это прозвище?”
На доске записаны прозвища:
- Кукушка сестричка (лиса)
- Бирюк, хватыш, серый (волк)
- Толстопяты, косолапый (медведь)
- Норушка (мышка)
- Ряба, пеструшка (курица)
- Дереза (коза)
Узнайте животных по их прозвищам.
Где и как их называют? (В сказках.)
II. Постановка целей урока.
- Сегодня мы отправляемся в гости к доброй Сказочнице. Угадайте, где она живёт.
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок.)
На доске рисунок теремка.
По ходу рассказа учителю помогает один из учеников менять рисунки на доске.
- Вспомните, кто живет в теремке.
Но в месте с нашей Сказочницей в теремке живут и другие животные – герои русских народных сказок.
Игра “Чей это голос?”
- Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
- Голосок тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц).
- Голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса).
- Голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь).
- Голос хриплый, грубый, “толстый” (волк).
- Голос звонкий, чёткий (петух).
- Речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот).
- Голосок тоненький, притворный (коза).
- Голос занудливый (баран).
- Молодцы! А теперь давайте позовём добрую Сказочницу и попросим рассказать сказку.
- Какие сказочные заклинания вы знаете? (“По щучьему веленью…” и др.)
На доске рисунок доброй Сказочницы.
-Здравствуйте, дорогие ребятушки, красные девицы и добры молодцы! Хожу я по свету белому с шуткою и прибаутку, а зовут меня – Сказочница. Люблю я сказки сказывать обо всём – про царевичей и королевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что “ни в сказке сказать, не пером описать”.
Послушайте слова и догадайтесь, о какой сказке идёт речь: лиса журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебала, врозь.
III. Работа над новым материалом.
- Итак, давайте заглянем в волшебный мир сказки.
1. Инсценирование сказки.
Заранее подготовленные учащиеся изображают сценку, как Лиса и Журавль ходят, друг к другу в гости.
- Какую сказку вам показали ребята?
2. Подготовительная работа перед чтением текста.
3. Словарная работа.
На доске записаны слова.
- Объясни, если знаешь, что значат слова:
Куманек (кум) – крёстный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала – сама приготовила пищу.
Не обессудь – не суди строго.
Потчевать – угощать.
Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.
- Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки?
Попытайтесь объяснить.
4. Комбинированное чтение.
Наиболее трудные фрагменты читает учитель.
- Что делает эту сказку сказкой?
Д/з Прочитать сказку, пересказать.