"Образ праздника". Урок по программе "Урал. Человек. Истоки", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


В нашей школе с 2006 года введена программа "Урал. Человек. Истоки". Особенность этой программы позволяет начать работу с любого класса. Я начала работать в 3 классе. (Сейчас мы уже вместе с ребятами заканчиваем 4-й класс, т. е работаем 2 года).

В нашей школе эта программа очень хорошо осваивается, т. к у нас имеется прекрасный Историко-краеведческий музей, на базе которого и осуществляется данная программа.

19 марта 2008 года в нашей школе прошел педагогический форум, инновационной деятельности, на котором были представлены результаты внедрения проекта "Урал. Человек. Истоки".

В 4-м классе было проведено занятие "Образ праздника".

Особое место на этом занятии было уделено нашим сельским праздникам, участниками которых становятся наши ученики и их семьи.

Активные формы обучения - важные средства в реализации проекта "Урал. Человек. Истоки"

Программа "У.Ч.И." занимает особое место в моей жизни. 2 года назад я впервые узнала об этой программе. Мне захотелось попробовать, поучаствовать в эксперименте, который я предложила сама себе. В тот момент в моей профессиональной работе было "затишье"и окунувшись в этот проект с головой я ощутила новый творческий подъем, благо в нашей школе есть Историко-краеведческий музей, в котором огромное кол-во материала, которым можно воспользоваться при подготовке и проведении занятий по программе "У.Ч.И.", так я включилась в эту программу.

Думаю, никто не будет оспаривать, что преподавание любой дисциплины определяется личностью учителя, его стремлением, намерениями, которые скрыты в его душе, его мастерством. Но курс "У.Ч.И." особенный. На мой взгляд, у того, кто берется его преподавать, должно быть согласие с душой, ведь в "У.Ч.И." должна быть непросто передача суммы знаний, ими надо проникнуться, почувствовать и принять их уходя от назидательности и видя в своих учениках прежде всего собеседников.

Только в этом случаи можно повести детей за собой, разбудив их чувства, обратить к раздумьям. Именно в этом заключается главное назначение тех активных форм обучения (АФО), которые мы используем в процессе преподавания "У.Ч.И.".

К активным формам обучения (АФО) относятся:

1. Присоединение;

2. Ресурсный круг - это мероприятие проводиться как в начале занятия с целью актуализации имеющихся у учащихся опыта и знаний так и в его заключительной части, чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками и у них появилась мотивация к ее применению.

В ходе проведения ресурсного круга ученики выходят на целостное восприятие аналоговой информации нравственного характера, что позволяет формировать единый контекст в группе.

Работа в ресурсном круге требует от учителя умения вести беседу, во время направить ее в нужное русло, подводить итог того, что было сказано.

Очень важно научиться присоединиться к учащимся на вербальном и невербальном уровне. С этой целью используются разные методы и приемы, позволяющие увидеть, услышать и почувствовать воспринимаемую информацию.

Необходимо следить за интонацией, темпом речи, тембром голоса, мимикой, жестами, теми компонентами общения, которым настоящего времени в учебном процессе не уделялось достаточного внимания. В ресурсном круге необходимо предоставить возможность высказаться каждому ученику! Детям всегда есть что сказать, они охотно делятся своими мыслями и переживаниями, но для этого должна быть создана доверительная атмосфера в классе.

3. Рефлексия - важный этап каждого занятия .

В ходе рефлексии учащиеся оценивают характер общения, понравилась или нет сегодняшняя работа и что нового они узнали и запомнили, как они оценивают себя лично в сегодняшней работе. Анализируя коммуникативный и управленческий аспекты занятия, в первую очередь следует обратить внимание на позитивные проявления в поведении учащихся: способность внимательно слушать друг друга, спокойно в дружелюбной форме доказывать свою точку зрения, вовремя справиться с заданием, проявить необходимое терпение.

Надо дать учащимся возможность увидеть и ощутить эффект синергизма, позволяющий в ходе совместной работы получить результат выше нежели сумма усилий отдельных учащихся группы.

Особого внимания требует анализ содержательной стороны занятия (рефлексия содержания). Необходимо убедиться в понимании учащимися значимости обсуждаемой проблемы, выявить уровень осмысления социокультурных категорий, которые в ней представлены.

Использование социокультурный технологии позволяет в образовательном процессе выйти на 3 составляющие оценки знаний, умений и навыков учеников - самооценку, взаимооценку, экспертную оценку.

Самооценка - это присутствие в каждой активной форме индивидуального этапа выполнения задания.

Взаимооценка подразумевает работа в паре и четверке - дает возможность школьникам оценить имеющиеся друг у друга знания и способы деятельности.

Экспертная оценка выполняется учителем дополняет и уточняет 2 предыдущие. В результате оценивая становится более объективным. Появляется возможность избежать недоверия и конфликтов.

Я хочу более подробно осветить методику применения одной из составляющих АФО - Присоединения!

Хочется отметить, что это мое личное понимание и внедрение этой АФО.

Итак, вернемся к началу, что предлагает присоединение, какова его функция? Что за роль отводится ему в процессе занятий?

Присоединение - это подготовка! слушателя к восприятию. Именно с его помощью мы создаем условия для дальнейшего открытого общения на уроке. Ученики присоединяются к тем идеалам и нормам социокультурной практики, которые веками накапливались в жизни нашего народа, наших односельчан.

Что же можно сделать при помощи присоединения? Заложить систему идеалов и ценностей и обеспечить их освоение. Каждый раз при подготовки занятия раздумывая над приемами присоединения я стараюсь не забывать слова К.Д. Ушинского: "Сначала необходимо знакомить детей с положительным содержанием жизни с тем, что лежит в основе ее гармонии и единства, что дорого каждому человеку, ведь в природе человека заложена неизбывная потребность в умилении перед неземной красотой, земного устроения, перед идеалами, к которым должно стремиться".

Я понимаю, что когда дети подрастут, жизнь предстанет перед ними во всей сложности и противоречивости. Но, думается, что потребность в ее гармонии усвоенная ребенком в начале жизненного пути, будет помогать ему достойно выходить из нравственных тупиков.

Хочется обратить ваше внимание, что этап присоединения дает " добрые плоды", когда ребенок чувствует и принимает его, и идет за смыслом текста, который я предлагаю для нашего разговора. Так получается тогда, когда я сама раскрываю перед детьми самые откровенные уголки своей души. Например, в 4 классе в разделе "Родные образы", есть тема: "Семейный альбом". Это занятие я начала используя АФО (присоединение). У каждого человека есть родные люди, родственники, которые помогут тебе в трудных жизненных ситуациях, а кто они, где родились, чем занимались, как они выглядели, об этом вам расскажет семейный альбом. "Ребята, в нашей семье есть интересный семейный альбом, который называется "Мой род в истории". В него мы вклеиваем семейные фотографии и записываем все важные для нашей семьи события". Хотите полистать наш семейный альбом (показ альбома).

Ребят очень заинтересовала эта тема : многие отметили, что у них тоже есть семейные альбомы.

Рассматривая мою книгу "Мой род в истории" одна моя ученица Токмакова Н. очень этим заинтересовалась и решила , что ей тоже нужно подробнее узнать о своем прадедушке, фотография которого стоит у них дома в рамочке.

Результатом ее поисковой работы стало "Сочинение -воспоминание моей бабушки о своем отце Климовских Илье Ивановиче".Это творческая работа получила высокую оценку на городском этапе краеведческого конкурса "Народный подвиг Урала", посвященный 65-летию со дня формирования УДТК, где Настя получила Диплом 1 степени и стала одной из пяти победителей, участвовавших в областном туре конкурса(за что получила "Благодарственное письмо" и памятные сувениры).

Из практики преподавания заметила, что момент присоединения должен быть таким, который позволяет включить в процесс осознания той или иной социокультурной категории всех учеников, прочувствовать, приобрести новый жизненный опыт, дать толчок к дальнейшему развитию личности.

В момент присоединения важно слушать и слышать друг друга, чтобы затем в процессе общения выработать собственную позицию.

Присоединение - это как настройка инструмента и даже м.б. важнее, потому что фальшивая нотка , данная на занятии в момент присоединения учителем, нарушает душевное и доверительное общение взрослых и детей вокруг той категории, которая предлагается для обсуждения. И ВСЁ! Душа ребенка закрылась, контакт нарушен. Нарушилась и преемственность в АФО на основе целостной системы. Вроде бы и занятие прошло, а вот разговор души с душой не состоялся .Ведь душа -это самый тонкий инструмент, который не принимает фальши. Он просто замолкает .Не звучит!

Хочется поделиться своими наблюдениями.

Восприятие момента присоединения во многом зависит от состояния ребенка на данном занятии, свойств личности и от сердечного начала в маленьком человеке. С его помощью осуществляется выход на понимание той или иной социокультурной категории. Более того, присоединение помогает не только усвоить содержание занятия, но и способствует развитию духовности, коммуникативных навыков, помогает сформировать мотивацию и опыт социокультурного обновления человека.

Момент присоединения очень для меня важен ещё и потому , что он помогает выработать тот социокультурный иммунитет(по выражению А.В.Камкина), который потом в жизненном процессе, а главное, в жизненных ситуациях , позволит ребенку защищаться от негативных воздействий.

Для этого нужно одно - бережное отношение к душе любого человека.

Я отдала предпочтение лишь одному моменту из Активных Форм Обучения в преподавании "Урал. Человек. Истоки".Но это совсем не значит, что именно его я считаю наиболее важным, значимым на занятии . Хороший результат будет лишь при единстве всех активных форм обучения.

Но все таки Присоединение считаю сердцевиной.

Еще раз повторю и скажу, что на этом выстраивается вся дальнейшая работа. Образно говоря, присоединение -ключик, который помогает приоткрыть дверцу нашей души.

Учитель же - тот человек, который должен правильно подобрать нужный ключик, чтобы ощутить гармонию на занятиях "Урал. Человек. Истоки".

Ход урока

Учитель читает эпиграф и просит объяснить его смысл (<Приложение 1>).

1. Присоединение (вступительное эмоциональное слово учителя):

а) - Ребята, сегодня в нашу школу приехали гости из г.Новоуральска (посмотрите, поздоровайтесь и больше не обращайте на них внимание).

А кто такие гости?

Это долгожданные люди, пришедшие к нам по приглашению.

А когда мы приглашаем гостей?

На праздники, свадьбы, торжественные события.

Приглашенных гостей развлекают, показывают семейные реликвии, рассказывают интересные истории из жизни и прочее. При этом звучит приятная музыка (мы зашли в класс именно под звучание такой музыки).

Скажите, а у нас сегодня простой, будничный или необычный день? А как по-другому можно назвать сегодняшний день, используя одно слово?

Праздник (дети отвечают).

б) Обращаем внимание детей на доску, где висит календарь (<Приложение 1>).

Почему художник, который подготовил этот календарь обозначил одни числа красным, а другие черным цветом? Объясните.

Получаем ответ от детей: одни числа черным цветом обозначены - это будничные дни, а красным - праздничные.

Дети, посмотрите на сегодняшнюю дату. Это будничный день - 19.03.2008г. А вы говорите праздник. Почему?

Дети:

Не все праздничные дни обозначены в календаре, например, не указаны дни рождения, знаменательные даты и сегодняшний день, хотя для нас это праздник.

А как вы мне докажите, что сегодня праздник? - учитель.

На стенах висят шарики, звучит приятная музыка, празднично украшен класс, - отвечают дети.

Вы все назвали верно, а сейчас мы проведем аукцион "Приметы праздника". Кто назовет последним примету праздничного дня, тот будет поощрен памятным сувениром.

Сегодня мы с вами доказали, что этот день является праздником, хотя он не выделен красным цветом в календаре. Так может быть кто-то из вас знает историю происхождения общепринятых государственных праздников? (выслушиваются все выступления детей).

2. Введение понятия праздника.

Учитель обобщает выступления ребят и сообщает следующую информацию: до 18в. в России отмечались только церковные праздники. В эпоху Петра 1 появились светские праздники: Новый год, памятные дни в честь побед русского народа, коронация членов императорской семьи. Праздники воспитывали патриотизм, укрепляли боевой дух армии. Официальным торжествам придавалось особое значение: они считались главными празднествами империи и возводились в ранг закона для всех российских городов.

Так может теперь вы сформулируете конкретную тему нашего занятия? (образ праздника). А кто из вас попытается дать определение празднику? А сейчас мы проверим правильность своих рассуждений и прочитаем определение слова праздник в словаре Ожегова (зачитывается определение и сравнивается с предположениями детей). Еще раз внимательно смотрим на календарь в течение одной минуты (учитель снимает с доски календарь).

3. Ресурсный круг.

Все дети встают в круг.

- Сейчас каждый из вас будет называть по одному известному празднику, по очереди и прикасаясь рукой к следующему ученику, передавая ему право для выступления. Будьте внимательны и не повторяйтесь (выслушиваются все высказывания учеников). Вы назвали очень много праздников, может быть мы попробуем придумать свою классификацию им. Не бойтесь высказывать различные варианты, ведь это все весьма условно (дети называют следующие группы праздников: государственные, школьные, духовные, семейные, сельские, профессиональные и международные).

Все дети садятся за свои парты.

Распределите названные праздники в 6 групп: семейные, школьные сельские, государственные, духовные, международные.

Выслушиваются высказывания детей.

4. Работа в четверках.

- Вам выдается бумага, ножницы, клей, карандаши и фотографии с различных праздников. В течение 10 минут вы должны будете оформить одну группу праздников из шести, в виде праздничной газеты, выполняя работу в четверках пошагово.

Инструкция работы в четверках.

Шаг 1. Напишите заголовок группы праздников

Шаг 2. Расположите фотографии и рисунки и приклейте их.

Шаг 3. Подпишите фотографии.

Шаг 4. Напишите признаки праздника на маленьких листочках.

Шаг 5. Распределите, кто какую работу выполняет и приступайте!

- Не забывайте, у вас всего 10 минут! Желаю удачи!

В это время учитель приглашает двух желающих поработать у доски (работа в парах). На карточках для подготовлены названия праздников и заголовки групп праздников. Распределите их под соответствующим заголовком (после окончания задания дети оценивают работу друг друга и ставят взаимооценки, при необходимости учитель поправляет и контролирует данный процесс).

Каждая группа детей делегирует право выступления одному ученику и он защищает оформленную группой газету, поясняя ее.

5. Этап обощения.

Вот мы с вами оформили газеты о праздниках. Праздник закончится, газету сложим и уберем. А как же запомнить его на всю жизнь, запечатлеть образ конкретного, сегодняшнего праздника?

Можно сфотографировать, сделать аудио-видео, цифровую запись, оформить альбом, - предполагают дети.

А вы помните наши школьные праздники, начиная с 1 праздника, - спрашивает учитель.

Да помним, потому что у нас есть школьный альбом, - отвечают дети.

Действительно, ребята, в нашем классе есть прекрасная традиция: мы ведем с вами летопись и оформляем ее в альбом нашего класса, начиная с первого дня обучения, используя фотографии и зарисовки, записи и прочее. (показ альбома).

Давайте проведем итог нашего сегодняшнего урока и составим социокультурный ряд слов, который характеризует наши праздники. (Дети записывают их на листочках и закрепляют на доске).

Молодцы ребята, вы прекрасно поработали в парах, четверках и отдельно каждый из вас. Мне очень понравился сегодняшний наш урок.

6. Рефлексия.

Мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии, какие новые приметы праздников вы узнали, какие слова в социокультурном ряду ранее вам были незнакомы и почувствовали ли вы сегодня на уроке образ праздника, был ли он в вашей душе? (Выслушиваются все ответы детей).

Мы с вами говорили, что всегда на праздниках дарят подарки, и раз сегодня у нас гости, то мы им хотим подарить небольшие сувениры, сделанные своими руками, чтобы они еще раз захотели побывать на наших праздниках.