Программное содержание:
Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения (КСО). Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Материал: карточки-опоры, иллюстрации планет Солнечной системы, указка, подставка, шифровки, карандаши, мука, поднос, слайды, диапроектор, д/и “Складушки”, д/и “Собери созвездие”.
Ход занятия
:Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, нужно расшифровать ключевое слово нашего занятия – с помощью шифровки дети разгадывают слово. (Космос).
Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живём? А где находится город Саратов, в какой стране?
Страна Россия – одна из множества стран на нашей планете Земля. А вы, знаете, как в древности люди представляли нашу планету Земля? (Ответы детей)
Далее рассказ воспитателя сопровождает показ слайдов.
В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.
Посмотрите, как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ слайда).
Ребята, я вам предлагаю сложить нашу планету – Земля. Д/и “Складушки”. (Красочное изображение Земли разрезано на фрагменты разными способами. Дети объединяются в пары и выкладывают картинку. Каждой паре детей предлагается для складывания картинка с разрезами различной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей).
Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А какие вы планеты ещё знаете? (Дети перечисляют).
Ребята, кто хочет рассказать о планете:
- Марс?
- Юпитер?
- Сатурн? Дети рассказывают с опорой на иллюстрацию планеты.
А есть ли в космическом пространстве ещё какие – то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия)
Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются? (Созвездия)
Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей).
Каждый из вас родился под каким-то созвездием. (Дети называют под каким созвездием они родились.)
Я вам предлагаю поиграть в игру “Собери созвездие” .(Дети по образцу выкладывают из маленьких звездочек свое созвездие).
Но до звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты ужё изучали. Как вы уже рассказали, поверхность планет состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?
Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”
Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).
А сейчас я вам предлагаю сесть за столы. Сейчас вы будете рассказывать друг другу о том, что вы знаете о космосе и космических явлениях. Давайте вспомним правила работы в парах (КСО):
- Карточку положить на середину стола.
- Договориться, кто начнёт первым.
- Говорить в полголоса.
- Сесть вполоборота.
- Если что-то хочешь сказать или спросить у своего собеседника, нужно дотронуться до его руки.
- В конце рассказа поблагодарить своего собеседника за интересный рассказ.
После того как все дети рассказали, подвожу итог занятия. Направляю на дальнейшую деятельность.