Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Действия с натуральными числами», показать решение задач практического характера, активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре, применять материал при решении задач и примеров.
Оборудование: плакат, карточки с примером для каждого учащегося для игры в «Поле чудес», карточки с самостоятельной работой, портрет М.В.Ломоносова.
План урока
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос по домашнему заданию.
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Решение задач.
- Решение задач практического характера.
- Творческое домашнее задание.
- Итог урока: игра «Поле чудес».
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас тема урока: «Действия с натуральными числами». Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Действия с натуральными числами».
2. Фронтальный опрос по домашнему заданию.
Начнем с домашнего задания. Какие вопросы по домашнему заданию? Проверим, как вы подготовились по домашнему заданию в виде устных упражнений:
- Зачем мы изучали действия над числами?
- А какими цифрами мы пользуемся? (арабскими). А какие вы еще знаете цифры? (римские). А как в римской нумерологии обозначается число 50(L); 100(С); 500(Д); 1000(М)?
- Вспомните и перечислите те арифметические действия, которые вы знаете.
- Какие действия относятся к действиям 1 ступени? Какие к действиям 2 ступени?
- В каком порядке выполняют действия в выражениях без скобок, если в него входят действия одной и той же ступени? В каком порядке выполняют действия в выражениях со скобками? А если в числовое выражение входят квадраты и кубы чисел?
- Кто из советских математиков в возрасте 6 лет заметил, что 12 = 1; 22 = 1 + 3; 32 = 1 + 3 + 5; 42 = 1 + 3 + 5 + 7? (Андрей Николаевич Колмогоров).
- Жители Цветочного города попросили Незнайку и Знайку вычислить значение выражения: 74 · 143 – p · 143 при р=64. Незнайка стал решать так: 74 · 143 и т.д., а Знайка посмотрел и сразу написал ответ. Ребята, а вы смогли бы решить быстро? Ученики решают задачу.
После получения ответа учитель задаёт вопросы: что применили? А какие свойства сложения и умножения вы знаете? Учащиеся отвечают.
Применим эти законы для упрощения выражений:
Расскажите, как быстро возвести числа в квадрат, оканчивающиеся цифрой 5.
Итак, мы повторили порядок выполнения действий, свойства чисел, упрощение выражений, чтобы сейчас проверить опорные теоретические знания с помощью самостоятельной работы с самопроверкой.
3. Самостоятельная проверка с самопроверкой.
Учащиеся открывают тетради, учитель раздаёт карточки с самостоятельной работой:
1. Упростить:
2. Решите уравнение:
3. Выполните действия:
Работы учащиеся проверяют сами, сверяя ответы с ответами, записанными на доске:
И выставляют себе оценки: оценка: «5» – решено 3 задания; «4» – 2 задания; «3» – 1 задание.
4. Решение задач.
Трое учащихся работают по карточкам у доски.
Остальные ученики решают пример, написанный на доске: (591 + 1125 : 75)·56 – 46·702. Кто решит первый – выходит к доске и рассказывает решение. Слушаем и проверяем ответы учащихся, которые работали у доски.
5. Решение задач практического характера.
А теперь переходим к задачам практического характера.
Представим себе, что каждый из нас бухгалтер. Нам дали смету-расчёт денежных средств.
Вид работы |
Площадь |
Стоимость за 1 м2 |
Стоимость работы |
Побелка потолка |
56 м2 |
30 руб. |
? руб. |
Окраска стен |
70 м2 |
86 руб. |
? руб. |
Итого |
? руб. |
Решение задачи:
А если бы за ремонт класса платила бы не школа, а учащиеся вашего класса, сколько каждый учащийся должен заплатить за ремонт класса?
7700 : 25 = 308 руб.
А теперь каждый из нас учёный-исследователь в лаборатории, ставим опыт: задача про бактерии (учитель может взять в руки стакан воды). На доске записано краткой условие задачи:
В 1 г речной воды – 1000 б. |
Решение задачи:
1) 1000 : 2 = 500 (б) в 1 г морской воды.
2) 500 : 2 = 250 (б) в 1 г водопроводной воды.
3) 250 · 200 = 50000 (б) в стакане водопроводной воды.
Учащиеся сдают тетради на проверку.
6. Творческое домашнее задание.
Составить кроссворд по теме «Действия с натуральными числами».
7. Итог урока: игра «Поле чудес».
На доске вывешивается плакат с буквами и ответами к ним (всё записано крупно тёмным фломастером, чтобы ученики хорошо видели).
а |
в |
д |
е |
и |
к |
м |
о |
п |
р |
т |
у |
я |
429 |
316 |
481 |
938 |
1394 |
105 |
102 |
16 |
221 |
2605 |
606 |
2148 |
29 |
Каждый учащийся получает карточку с примером, решает, поднимает руку, говорит ответ и соответствующую букву. Кто решит свой пример, получает дополнительную карточку.
В карточках содержатся следующие примеры:
Учитель записывает на доске под номером примера букву.
После того как фраза записана на доске, учитель зачитывает полностью известную мысль М.В. Ломоносова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Дается краткая историческая справка об учёном, показывается его портрет.
Учитель комментирует оценки за работу на уроке, благодарит учеников за сотрудничество на уроке.