Открытый урок по математике в 5-м классе "Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


Цели урока:  обобщить и систематизировать знания по теме «Действия с натуральными числами», показать решение задач практического характера, активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре, применять материал при решении задач и примеров.

Оборудование: плакат, карточки с примером для каждого учащегося для игры в «Поле чудес», карточки с самостоятельной работой, портрет М.В.Ломоносова.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос по домашнему заданию.
  3. Самостоятельная работа с самопроверкой.
  4. Решение задач.
  5. Решение задач практического характера.
  6. Творческое домашнее задание.
  7. Итог урока: игра «Поле чудес». 

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня  у нас тема урока: «Действия с натуральными числами». Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Действия с натуральными  числами».

2. Фронтальный опрос по домашнему заданию.

Начнем с домашнего задания. Какие вопросы по домашнему заданию? Проверим, как вы подготовились по домашнему заданию в виде устных упражнений:

  1. Зачем  мы изучали действия над числами?
  2. А какими цифрами мы пользуемся? (арабскими). А какие вы еще знаете  цифры? (римские). А как в римской нумерологии обозначается число 50(L); 100(С); 500(Д); 1000(М)?
  3. Вспомните и перечислите те арифметические действия, которые вы знаете.
  4. Какие действия относятся к действиям 1 ступени? Какие к действиям  2 ступени?
  5. В каком порядке выполняют действия в выражениях без скобок, если в него входят действия одной и той же ступени? В каком порядке выполняют действия в выражениях со скобками? А если в числовое выражение входят квадраты и кубы чисел?
  6. Кто из советских математиков в возрасте 6 лет заметил, что 12 = 1; 22 = 1 + 3; 32 = 1 + 3 + 5; 42 = 1 + 3 + 5 + 7? (Андрей Николаевич Колмогоров).
  7. Жители Цветочного города  попросили Незнайку и Знайку вычислить значение выражения: 74 · 143 – p · 143 при р=64. Незнайка стал решать так: 74 · 143 и т.д., а Знайка посмотрел и сразу написал ответ. Ребята, а вы смогли бы решить быстро? Ученики решают задачу.

После получения ответа учитель задаёт вопросы: что применили?  А какие  свойства сложения и умножения вы знаете? Учащиеся отвечают.

Применим эти законы для упрощения выражений:

Расскажите, как быстро возвести числа в квадрат, оканчивающиеся цифрой 5.

Итак, мы повторили порядок выполнения действий, свойства чисел, упрощение выражений, чтобы сейчас проверить опорные теоретические знания с помощью самостоятельной работы с  самопроверкой.

3. Самостоятельная проверка с самопроверкой.

Учащиеся открывают тетради, учитель раздаёт карточки с самостоятельной работой:

1. Упростить:

2. Решите уравнение:

3. Выполните действия:

Работы учащиеся  проверяют сами, сверяя ответы с ответами, записанными на доске:

И выставляют себе оценки: оценка: «5» – решено 3 задания; «4» – 2 задания; «3» – 1 задание.        

4. Решение задач.

Трое учащихся работают по карточкам у доски.  

Остальные ученики решают пример, написанный на доске: (591 + 1125 : 75)·56 – 46·702. Кто решит первый – выходит к доске и рассказывает решение. Слушаем и проверяем ответы учащихся, которые работали у доски.

5. Решение задач практического характера.

А теперь переходим к задачам практического характера.

Представим себе, что каждый из нас бухгалтер. Нам дали смету-расчёт денежных средств.

Вид работы

Площадь

Стоимость за 1 м2

Стоимость работы

Побелка потолка

56 м2

30 руб.

? руб.

Окраска стен

70 м2

86 руб.

? руб.

Итого

? руб.

Решение задачи:

А если бы за ремонт класса платила бы не школа, а учащиеся вашего класса, сколько каждый учащийся должен заплатить за ремонт класса?

7700 : 25 = 308 руб.

А теперь каждый из нас учёный-исследователь в лаборатории, ставим опыт: задача про бактерии (учитель может взять в руки стакан воды). На доске записано краткой условие задачи:

В 1 г речной воды – 1000 б.
В 1 г морской воде – ? б., в 2 раза  меньше, чем в речной, в 2 раза больше чем в водопроводной.
В 1 г водопроводной воды – ? б.
Сколько бактерий попадёт в организм человека, если он выпьет 1 стакан водопроводной воды?
1 стакан = 200 г.

Решение задачи:
1) 1000 : 2 = 500 (б) в 1 г морской воды.
2) 500 : 2 = 250 (б) в 1 г водопроводной воды.
3) 250 · 200 = 50000 (б) в стакане водопроводной воды.

Учащиеся сдают тетради на проверку.

6. Творческое домашнее задание.

Составить кроссворд по теме «Действия с натуральными числами».

7. Итог урока: игра «Поле чудес».

На доске вывешивается плакат с буквами и ответами к ним (всё записано крупно тёмным фломастером, чтобы ученики хорошо видели).

а

в

д

е

и

к

м

о

п

р

т

у

я

429

316

481

938

1394

105

102

16

221

2605

606

2148

29

Каждый учащийся получает карточку с примером, решает, поднимает руку, говорит ответ и соответствующую букву. Кто решит свой пример, получает дополнительную карточку.

В карточках содержатся следующие примеры:

Учитель записывает на доске под номером примера букву.

После того как фраза записана на доске, учитель зачитывает полностью известную мысль М.В. Ломоносова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Дается краткая историческая справка об учёном, показывается его портрет.

Учитель комментирует оценки за работу на уроке, благодарит учеников за сотрудничество на уроке.