Цели:
- образовательные: повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;
- развивающие: развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;
- воспитательные: воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.
ХОД УРОКА
I. Лингвистическая разминка.
1. Лексико-орфографический диктант.
Параллельная связь, интонационный, пояснительный, произведение, грамматический, изъяснительный, временной, языковая норма.
- О какой норме надо помнить при произношении слова « языковая (норма)».
(в случае затруднения пользуемся орфоэпическим словарем)
2. Задание из части 1 (раздаточный материал)
- Прочитайте внимательно предложения.
А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
- Это текст? Почему? Можно ли создать текст? Выполните действия.
Вывод: текст – это ...( вывод делают учащиеся, учитель корректирует ответ)
- В каком из предложений наиболее четко выражена основная мысль текста?
1) Б
2) А
3) В
(ответ: А)
- Какова тема лингвистической разминки? Сформулируйте тему урока, цели и задачи (запись темы).
II. Смысловые отношения между предложениями текста.
1. Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями. Какими, например? Как их определить?
2. Каковы смысловые отношения между предложениями А. и В.?
- противительные
- уступительные
- причинные
- пояснительные
(ответ: 3)
III. Средства и виды связи между предложениями текста.
- Для связи предложений в тексте выделяются следующие виды связи: лексические, ...(учащиеся продолжают цепочку, далее работаю с таблицей)
Таблица «Средства связи между предложениями текста»
Лексические | повтор слова, синонимическая замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, слов одной тематической группы, ключевые слова |
Морфологические | замена существительных и других частей речи местоимениями, видо-временное единство глаголов, наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и др. |
Синтаксические | наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений, предложений одинаковой структуры и др. |
Стилистические | использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др. |
Интонационные | длина фразы, темп речи, интонация и др. |
Графические | знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой. |
2. Среди предложений А, Б, В, Г найдите такое, которое соединено с предыдущим с помощью союза и повтора слова.
(ответ: Г)
3. Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: ...
Пользуясь таблицей, определите вид связи между предложениями текста. Аргументируйте ответ.
(ответ: цепная)
Таблица «Виды связи между предложениями в тексте».
Цепная связь | Параллельная связь |
1. Повтор ключевого слова. | 1. Одинаковый порядок слов. |
2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом. | 2. Одинаковые грамматические формы слов. |
3. Повтор того или иного члена предложения. | 3. Анафоры. |
4. Семантические и ассоциативные связи. | 4. Риторические вопросы. |
5. Вводные слова и наречия места, времени. |
4.Работа в парах.
Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим
А) с помощью местоименного наречия.
(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. ( Ю. Трифонов )
Ответ: (2)
Б) только с помощью притяжательного местоимения.
(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)
Ответ: (3)
В) с помощью соединительного союза.
(1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. ( А. Чехов)
Ответ: (6)
IV. Практическая работа в парах. (Выполнение задания из части 2)
Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В6.
(1) Ушла, изморилась вконец апрелем поверженная зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбам темнеющие в небесах облака. (4) неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.
(5) Странная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.
(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.
(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!..
(В. Белов)
А1. В каком(их) предложении(ях) текста наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине?
1) 1,2
2) 9
3) 11,12
4) 14, 15
А2. Укажите средство связи предложений 11 и 12.
1) синоним
2) местоимение
3) лексический повтор
4) союз
А3. Какое средство выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ автор?
1) эпитет
2) риторический вопрос
3) олицетворение
4) ряды однородных членов
А4. В каком предложении употреблено одиночное причастие?
1) 3
2) 1
3) 10
4) 12
А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 8?
1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие
В1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук ш .
В2. Из предложения ( выпишите слово с нулевым окончанием.
В3. Из предложения ; выпишите словосочетание со связью примыкание.
В4. Найдите в первом абзаце предложение(я), где есть деепричастие. Запишите номер(а) предложения(ий).
В5. Укажите номер(а) сложносочиненных предложений.
В6. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, состоящего из трех частей.
Таблица ответов
Номер задания | Ответ |
А1 | 4) |
А2 | 2) |
А3 | 2) |
А4 | 3) |
А5 | 2) |
В1 | сшиблись |
В2 | испарений |
В3 | смело прокатился |
В4 | 2 |
В5 | 4,14 |
В6 | 13 |
V. Подведение итогов работы.
VI. Домашнее задание.
- выполнить работу с текстом, аналогичную классной.
- повторить тему «Стили и типы речи».