Цели:
- дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастного оборота и одиночного деепричастия в предложении; формировать умение графически обозначать деепричастный оборот; закрепить знания о морфологии деепричастия; воспитывать чуткое отношение к художественному слову.
Методические приемы:
- беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.
(Слайд № 1)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Лингвистическая разминка.
(Слайд 2)
Игра “Четвертый лишний”.
Зависевший, умывшись, подействовав, играя.
Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.
(Слайд 3)
Зависевший – причастие.
Углубляясь – деепричастие несовершенного вида, остальные – совершенного вида.
III. Актуализация знаний.
- Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.
- Какие глагольные признаки имеет деепричастие?
- Назовите наречные признаки деепричастия?
- Какова синтаксическая роль деепричастия?
Чтение предложений,содержащих деепричастия, определение видодеепричастий.
(Слайд 4)
Выбежав на улицу, дети стали играть в снежки.
Тихим зимним вечером, свернувшись в клубок, дремал на лежанке серый кот.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
(И. Суриков.)
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
(Н.Некрасов.)
Первые снежинки, кружась, медленно касаются земли, превращаясь в белое покрывало.
IV. Объяснение нового материала.
1. Слово учителя.
При объяснении темы “Деепричастие как часть речи” нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предложении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Главное – правильно определить его границы.
Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения – обстоятельство.
(Слайд 5, 6)
Проснувшись рано
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор.
Не стихая несколько недель, ходит, ходит по земле метель.
И без того мало наезженная дорога была теперь занесена свеженаметенным снегом.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь,
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив.
V. Работа с учебником (стр. 77, орфограмма № 7 ).
VI. Выполнение упражнений.
1. Упражнение 162: комментируемое письмо.
Не плутала, безошибочно определяя дорогу домой. Звенит, отряхивая с зелёных лап капли росы. Ударил, напугав всех. Сидя у окна, сучила. Не хочет идти спать, не простясь со мной. Сказала, протянув мне руку. Прочитав сказки Пушкина несколько раз, знал на память. (Слайд № 7)
Физминутка.
2. Упражнение 163: (устный разбор).
Комментарий: тип речи – рассуждение; стиль текста – научный.
Дополнительный вопрос:
- Какая наука изучает действие силы? (Физика.)
Примерный вопросительный план текста (проводит учитель физики).
- От чего зависит результат действия силы?
- Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег? (Слайд 8).
- Что называется давлением?
- Как определить величину давления?
3. Упражнение 164 (самостоятельная работа).
VII. Итоговые вопросы.
- Что такое деепричастный оборот?
- Что общего у деепричастного оборота с причастным оборотом?
- Какова синтаксическая роль деепричастного оборота?
VIII. Домашнее задание: параграф 27, упражнение 165.