Любите родную природу –
Озёра, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились.
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Задачи:
- Обучать, развивать гармоничную личность на уроках и внеклассных мероприятиях, реализуя национально-региональный компонент.
- Воспитывать любовь к родному краю, как представителя региона и конкретного этноса, способных к активной, эффективной жизнедеятельности в поликультурной и многонациональной среде, обладающих развитым чувством уважения к другим культурам, умениям жить в мире и согласии с представителями других национальностей, рас и верований.
- Развивать познавательную, коммуникативную, нравственную, трудовую, эстетическую, физическую, экологическую культуры, движущиеся от родной этнической культуры к российской и мировой.
В современных условиях, когда происходит
глубочайшее и разностороннее воздействие
общества на природную среду, всё более
возрастающее значение приобретает
экологическое
образование (обучение, воспитание, и развитие)
подрастающего поколения. В связи с этим
возникает необходимость обновления всей системы
учебно-воспитательной работы в школе, в том числе
и начальной, которая позволила бы воспитать и
обучить поколения людей, способных к
рациональному природоиспользованию,
гармонизации взаимоотношений с окружающей
средой.
В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нем. Это относится и к экологическим связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.
Изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием ответственного отношения к природе.
Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы.
Для экологического воспитания нужно решить три задачи:
1. Доказать ученикам, что в природе всё
взаимосвязано.
2. Помочь понять, для чего человек должен знать
природные связи и не нарушать их, ибо нарушение
связей влечет за собой необратимые последствия
для природы и человека.
3. Помочь научиться строить своё поведение в
природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и
соответствующей оценки возможных последствий
своих поступков.
В курсе экологии можно представить три уровня изучения природы.
1-й уровень: 1–2 класс. Объекты природы рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможно последующее, но им нельзя ограничиваться.
2-й уровень: 2–3 класс. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, чем питаются те или иные животные, как строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется значение леса для реки и так далее.
3-й уровень – это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, а процессы.
Например, мы изучили тему «Кедр и всё вокруг него». Узнали о продолжительности жизни кедра, особенности хвоинок, плодов, применении в медицине, строительстве, научились отличать его от других деревьев. А также познакомились с птицами-кедровками, дятлами. Это первый уровень. Но вот мы обратили внимание на то, что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами, а ведь плодами кедра кормятся мыши, белки, соболи, норки, куницы.
Выяснили, как велико значение кедра в нашей тайге для птиц и животных. Это второй уровень. Теперь подумаем, что произойдет, если люди оборвут плоды кедра…
Решаем проблему: как поступить? Будем заготавливать на корм для птиц и животных или оставим их на деревьях? Это третий уровень.
Три уровня изучения природы – как строчка с тремя ударениями в стихотворении. Разорвать её нельзя, но все три ударения надо при чтении сделать обязательно, иначе смысл стиха потеряется…
Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности, обучения. Наши дети большую часть жизни проводят на улице. Однако, наблюдения показывают, что дети этого возраста не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зелёную растительность, большое количество раннецветущих растений, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик. Задумываясь о значении окружающего нас мира мы приходим к выводу, что главнейшее богатство – не последнее достижение технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние – земля. Особенно для сельского жителя – земля – является естественным компонентом жизни и труда. Истинного крестьянина отличало высокое чувство долга перед землёй. Крестьянин-хозяин своего надела понимал, что от плодородия и здоровья земли зависит благосостояние и жизнь его семьи, последующих поколений. С тех времён пришли к нам добрые слова крестьянина: «Земля-матушка, земля-кормилица».
С исчезновением крестьянина-хозяина менялось и отношение к земле: появилось безразличие, которое зачастую перерастало в безответственность. От того, какими знаниями овладевает будущий крестьянин, зависит и обеспеченность ценными продуктами питания жителей страны и экологическое состояние полей и лугов, лесов о болот, рек и озёр.
Важно показать школьникам, что экологические факторы не стабильны, а их сезонные или суточные изменения тотчас сказываются на жизни растений, и животных. Причём, не приспособившийся к этим изменениям погибает. Изучить же их влияние на живые организмы под силу и малышам. Поэтому эту работу я начинаю с 1 класса, стараюсь пробудить в детях, прежде всего интерес к окружающей нас природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Так, на экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью, в теплый солнечный день обращаю внимание детей на золотисто-желтую листву березы, тополя, багрянец клена. А поздней осенью эти деревья выглядят беззащитными.
Традиционные беседы, рассказы учителя во время экскурсий и прогулок быстро утомляют детей и не дают желанных результатов. Поэтому перед экскурсией я стараюсь подобрать стихи, даю их детям учить или они сами подбирают и по ходу занятия читают их. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить свои наблюдения.
Дидактические игры с карточками-загадками о растениях и животных, игры-викторины увлекают детей во время экскурсий и прогулок. В этих играх познавательная задача выступает перед ребёнком не прямо, а маскируется, поэтому учение протекает легко и непреднамеренно.
Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей, я на экскурсиях использую хакасские народные игры:
«Спрячь рукавицу»
Выбирается водящий, остальные дети садятся
вокруг и под коленями передают варежку.
Водящий должен угадать, назвать имя или просто
указать на него: сказав: «У тебя». Если угадают,
они меняются местами. Если нет, то тот, у которого
окажется рукавица к этому времени на мгновение
вытаскивает её из-под ног, тут же прячет на место,
произнося фразу-дразнилку: «Чих! Чих!
Сусличонок!» По этому признаку водящий идет
дальше. Игра продолжается по желанию гостей.
«Хазых салызыр» («Колечко»)
Все играющие сидят в кругу. Одна ладонь закрыта
другой, ведущий подходит к каждому и как бы
кладет ему в ладони косточку – хазых. На самом
деле кладет только одному. Один отгадывает у кого
косточка, если не отгадает, то поет или пляшет,
или читает стихотворение. Играют до тех пор, пока
не отгадают у кого косточка.
Правила игры? Не раскрывать ладонь, не
подсказывать.
«Адай тулгу» или «Столба»
Дети стоят парами в колонне друг за другом. Один ребенок, «собака» стоит впереди, недалеко от детей. По сигналу учителя последняя пара разбегается. «Собака» гоняется за ними и ловит одного из них. Кого поймают, становятся с ним в пару впереди стоящих пар. Кто остался без пары, становится «собакой». Дальше разбегается следующая последняя пара до тех пор, пока не дойдут до первой пары. Повышению познавательной активности учащихся на уроках, экскурсиях, прогулках служат экологические игры: «Узнай дерево по листу», «Что изменилось», «Узнай по запаху», «Четвёртый лишний», «Съедобное-несъедобное».
Экскурсию организую в музеи. Мы побывали в нашем краеведческом музее и Минусинском.
Дети сами приготовили информацию о заповеднике «Хакасском».
Самостоятельная работа приобщает ребенка добывать нужный материал самому, уметь пользоваться научно-справочной литературой. В работе с детьми по ознакомлению с природными зонами на уроках окружающего мира я использую информацию о состоянии лесов Хакасии.
Лесной ресурс Хакасии выполняет многофункциональную роль, которой не обладают никакие другие природные ресурсы. Леса Хакасии играют важнейшую экологическую роль: представляют пищу и кров многим животным. Выполняют почвозащитные и водорегулирующие функции: очищают и обогащают воздух, являются ресурсом для хозяйственной деятельности (промысел пушнины, ореха, ягод, заготовка древесины, лекарственного сырья …). Растения леса производят органическое вещество, а животные, питаясь растениями и друг другом, участвуют в биологическом круговороте веществ.
Я ставлю перед собой цель: донести до каждого ребенка идею единства живого и неживого в природе. В процессе освоения экологических знаний дети овладевают элементарными понятиями: «неживая природа», «равновесие в природе», «человек».
Человек, оторванный от национальных духовных корней, – будь он русским, тувинцем или хакасом, – теряет многие духовные и нравственные качества личности, как и человек, замкнувшийся в своей национальной скорлупе.
В нашей начальной школе ведется урок «Культура, литература и история родного края», на котором дети знакомятся с историей Хакассии. В рубрике «Для любознательных» детям 4 класса был проведен цикл бесед с посещением краеведческого музея по темам:
1. Хакасия в далеком прошлом.
2. Борьба с монгольскими и джунгарскими
завоевателями.
3. Абаканский железоделательный завод.
4. Добровольное присоединение Хакасии к России.
5. Борьба за установление и упрочение советской
власти в Хакасии.
6. Что дала советская власть трудящимся Хакасии.
7. Хакасия в годы Великой Отечественной войны.
8. Трасса мужества.
9. Расцвет культуры.
Немаловажную роль здесь играют уроки внеклассного чтения и русского языка. Именно на этих уроках дети приобщаются через знакомство с творчеством хакасских поэтов, к духовной культуре народов родного края. С большим воодушевлением и радостью мы побывали в школьном музее имени Анатолия Кыштымова. Заведующая музеем Мельникова В.Г. с любовью к поэту Анатолию Кыштымову, познакомила детей с биографией поэта, рассказала о его родных местах, показала его зарисовки, фотографии, с душевной теплотой прочитала его стихи. Трогательным до глубины души был этот урок, надолго останутся в памяти его лирические и веселые стихи, так как поэт рано ушел из жизни, но память о нем жива. В создании музея принимали участие учителя нашей школы, супруга А.Кыштымова, Людмила Федоровна, которая работает в школе библиотекарем. Детям легче изучать материал, если он имеет местные природные и социальные корни. У ребят формируется интерес к поэзии, воспитывается чувство любви к прекрасному, расширяется кругозор, активизируется познавательный процесс, совершенствуется воля, внимание, речь.
В этом способствует ещё один музей в школе. Организатором является Рудич Галина Петровна. Музей повествует историю развития нашей школы, которой исполнится 72 года.
Здесь очень часто мы проводим классные часы.
Знакомство с поэтическим творчеством хакасских поэтов проходит через проведение городских, школьных конкурсов на лучшего чтеца по темам: «Хакасия – земля, где я живу».
Подобные конкурсы готовят детей к самостоятельной жизни и активной жизненной позиции, влияют на эстетическое и нравственное воспитание детей.
На уроках часто звучат стихи хакасских поэтов. Да как не полюбить этих людей, которые вложили в них всю свою душу! С большой теплотой и выразительностью ребята читали в парах стихи Николая Доможакова, Ивана Котюшева, Михаила Аршанова, Бориса Забелина, Михаила Кильчичакова.
На празднике «Чыл пазы» мы побывали в настоящей хакасской юрте. Здесь мы с детьми окунулись в настоящий интерьер древности. В юрте нас встретила настоящая Хозяйка – Курбижекова Алефтина Васильевна в красивом, праздничном, национальном костюме. Она освятила детей богородской травой. Пригласила нас на почетное место. Зажгла огонь, дети поклонились огню, покормили от инези – мать огня. Рассказала о Курбижекове Петре Васильевиче – сказителе. Спела его тахпахи под сопровождением чатхана. С замиранием сердца слушали её песни дети. Такие встречи надолго останутся в памяти детей. В нашей школе частыми гостями бывают артисты фольклорной группы «Ульгер», «Айланыс».
Они знакомят детей с хакасскими народными инструментами: чатханом, хобрахом, хомысом, тимер-хомысом. Даже позволяют подержать в руках инструменты, а на некоторых и поиграть. На таких встречах звучат хакасские народные и современные песни.
Богат песенными традициями хакасский фольклор, с помощью народных сказителей – хайджи создают удивительные по силе образы, глубокие и мудрые, как сама Земля.
А какие колоритные знаменитости проживают у нас в Хакасии: тахпахчи – Е.Тыгдымаева, хайджи – Е.Улугбашев, композитор – Г.И. Челбораков и многие другие. Знакомясь с авторами, разучиваем их произведения, озвучиваем доступные младшему школьнику песни, тахпахи, стихи, пословицы, поговорки. С удовольствием посещаем выставки в музеях. Детям очень понравилась выставка картин художника Георгия Николаевича Сагалакова, художника Владимира Александровича Тодыкова. Дети узнали, что В.А.Тодыков много оформил детских книг. Это сборник «Хакасские народные сказки», «Зайчонок», «Сказка о хитрой лисе».
Хакасское народное поэтическое творчество богато и многогранно. Оно является своеобразной исторической летописью, повествующей о многовековой истории хакасского народа, о борьбе хакасских родов и племен против многочисленных внешних врагов: уйгур, монголов, джунгар, а также против внутренних угнетателей. Хакасский фольклор представляет исключительный интерес и своим художественным своеобразием.
Сквозь века пронес хакасский народ своё бытовое устное народное творчество: иронические сказания (алактыz нымахтар), легенды и предания (кип-чоохтар), мудрые пословицы и поговорки и т.д.
Среди богатств хакасского фольклора сказка занимает одно из первых мест в словесном творчестве хакасского народа. По содержанию хакасские сказки можно разделить на волшебные, в основе которых лежит народная мечта о победе человеческого разума и воли над стихийными силами природы («Алтын-Арчол», «Как мальчик заставил смерть на себя работать»); на исторические предания о борьбе племени пастухов-хакасов с монгольскими захватчиками («Очен Матур», «Кунари»); на сказки-анекдоты, в которых высмеивается шаманство («Чванливый шаман»), на сатирические сказки («Два брата», «Как бедняк с богатым судился»); на сказки о животных и легенды («Птенец Турпана»).
Также хакасские сказки делятся на «чазаz-нымах», т.е. «пешие сказки». Они рассказываются без музыкального сопровождения, тогда как «алытыz-нымах» – героические сказания, сопровождаются горловым пением и игрой на национальном инструменте – чатхане. Чатхан образно сравнивается с конем.
Конь в хакасской сказке занимает важное место. Где бы ни находился богатырь-герой сказки, его сопровождал везде конь. Конь служил хорошим советчиком своему хозяину, говорил человеческим языком, был предан богатырю, помогал ему в борьбе. Это объясняется особенностями быта хакасов. Конь в жизни скотовода-кочевника играл огромную роль, как основное средство передвижения, как помощник в бою с врагом, и как верный товарищ пастуха.
Многие сказки с острым социальным конфликтом кончаются тем, что добро побеждает зло.
В этой борьбе помогают «чудесные помощники» в виде ласточек, собаки дождя («Батрак Торсых»), волшебного бадажка, чудесного солдата, «Аас» («Кресен») и т.д.
Множество «Чудес» в этих сказках отнюдь не мистика, а вера человека в безграничные возможности своего разума.
Как национальную особенность сказок этого вида можно привести и образ старика с «белой бородой», наделенного сверхъестественной силой. Несмотря на своё сверхъестественное могущество, образ старика аксакала также не является мистическим. Он отражает реалистическое отношение хакасов к старикам, как к хранителям мудрости и знаний, накопленных народом.
Среди сказок о животных обращают на себя внимание короткие рассказы, так называемые кип-чохи. Обилие этих сказок объясняется бытом хакасов. Повседневное общение с природой, постоянные наблюдения за птицами и животными давали возможность изучать их привычки и повадки. В народе создавались и бытовали поверья и сказки, которые обобщали эти наблюдения.
Бытовая сказка получила в Хакасском фольклоре широчайшее распространение, завоевала огромную популярность в XVIII, XIX, в начале XX в. Бытовая сказка складывалась под влиянием русской сказочной традиции, но самобытная основа ощущается не меньше, чем в волшебной.
Её признаками являются: непримиримость конфликта положительного героя, выступающего против врагов; новеллистический характер сюжета, применение юмора и сатиры. Поэтика бытовой сказки характерна уменьшением сказочной «обрядности», орнаментальности, вводится описание быта, условий жизни, труда, тем самым, бытовая сказка становится относительно реалистической, нежели волшебная.
Изучение хакасских сказок лучше проводить в сопоставление со сходными русскими сказками. На мой взгляд, такое изучение поможет лучшему восприятию и усвоению хакасской литературы.
Например, возьмем русскую сказку «Царевна-лягушка» и хакасскую сказку «Бай и охотник». Сравним сходство и различие сказок. Восстанавливая мотивы, из которых складывается сказочное действие, убеждаемся в том, что и русская и хакасская сказки имеют один тип сюжета, когда испытание главного героя происходит в форме разрешения трудных задач. Но, если в сказке «Царевна-лягушка» сначала трудности преодолевает сама Василиса Прекрасная, а потом Иван-царевич, то в хакасской сказке испытания выпадают на долю героя, а жена выступает в роли мудрой помощницы, которая подсказывает мужу, как выполнить ему трудную задачу.
Сходство сюжетов обеих сказок поразительно не отдельными деталями, да и задачи герои выполняют разные, гораздо существеннее общность композиции – наличие в обеих сказках мира реального и потустороннего. Именно присутствие двух этих царств: реального, где живут царь и его три сына, и Тридевятого, или царства Кощея Бессмертного в русской сказке; реального мира и царства дьявола Эрмих-хана, или царство мёртвых, в хакасской сказке делают возможным развитие сказочного сюжета.
Образ загробного царства в обеих сказках свидетельство того, что представления русского и хакасского народа о потустороннем мире очень схожи.
На следующем этапе изучения этих сказок сопоставим главных героев. На первый взгляд, они малосопоставимы: один – царский сын, другой – простой охотник, но жизнь их поставила в одну и ту же ситуацию – вернуть или отстоять свою жену, защитить честь семьи. При сопоставлении женских образов – Василисы Прекрасной и жены охотника – пытаемся определить: в чем их главная красота? Василиса Прекрасная – красавица, умница, умелица и мастерица, жена охотника – тоже красавица, мастерица. Пожалуй, главным в героине хакасского фольклора является то, что ешё больше объединяет героинь – они обладают магическими знаниями. Какие традиционные приемы характерны для построения этих сказок? Для русской сказки, как всегда, характерен принцип ироничности. Испытания Ивана-царевича и охотника повторяются по четыре раза. Традиционным являются зачин и концовка в обеих сказках. В чем же художественное своеобразие обеих сказок? Волшебные сказки, созданные русским и хакасским народом, – лучшие образцы устного народного творчества. В каждой из них все детали взаимосвязаны и нет ничего лишнего. Аналогично могут разбираться и другие сказки. Русские и хакасские сказки имеют и сходные идеи: в них обязательно добро побеждает зло, добро творит добро потому, что их создатель – простой народ, выразил, таким образом, свои представления о счастье, как любви и взаимопонимания в людских отношениях, о труде как главной ценности жизни.
По прочитанным сказкам дети рисуют понравившиеся эпизоды, подбирают к сказкам хакасские пословицы и поговорки, инсценируют отдельные эпизоды, самостоятельно приходят к выводам, учатся сопоставлять хакасские сказки с русскими.
Хочу привести несколько примеров из опыта своей работы по использованию регионального компонента на уроках русского языка и математики:
а) Составить хакасскую пословицу: «Знанье сабу выше ефрпоседелыхцдпргороусо».
Ответ: «Знанье выше поседелых гор».
б) рассказать о происхождении своего имени;
имени мамы, папы, бабушки, дедушки, пра-бабушки,
пра-дедушки, пра-пра-бабушки т.д.
в) изобразить свою родословную в виде дерева, в
виде дерева с яблоками, в виде сороконожки, в виде
ёжика с яблоками и т. д.
г) написать сочинение «Моя семья в выходной день»
д) конкурс фотоальбомов (рассказать подробно о
ком-либо из членов семьи )
е) приготовить книжку-самоделку «Традиции моей
семьи»
ё) узнать о происхождении названия своей улицы;
ж) диспут «Твоя доля в благоустройстве двора»;
з) придумайте герб своего микрорайона и медаль
«Лучшему жильцу»;
к) запиши названия городов или названия районов
Республики Хакасия;
л) составь хакасский словарь «Названия месяцев»:
Сентябрь – улгерай;
ноябрь – хырласай;
октябрь – кичкерай;
январь – кюрченай;
декабрь – алайай;
февраль – пёзигай;
апрель – хосхарай;
март – хаанай;
май – силкер ай;
июль – отайы:
июнь – тосайы;
август – оргахайы.
м) Контрольное списывание. Хакасская сказка
«Адычах и Кечох», задание: подчеркнуть имена
людей и слова с предлогами.
н) Расшифруй слово. Для этого реши примеры и
расположи ответы в порядке возрастания:
907 – 523 С
739 – 236 Е
524 – 166 Й
860 – 463 И
117 – 466 Н
Ответ: Енисей – река Сибири, протяженностью 4092 км.
- У чатхана 9 струн, что на 7 струн больше, чем у другого музыкального инструмента, похожего на домбру-хомыса. Сколько струн у хомыса? (1-й класс)
- Запиши в порядке возрастания растения Хакасии по продолжительности жизни;
- сосна, лиственница, кедр, пихта, ель, рябина, калина.
- Длина музыкального инструмента чатхан 150 см, а ширина 25 см. Найти периметр этого музыкального инструмента и его площадь. (3-й класс)
- Годовое количество осадков в степи – 300 мм, а в предгорьях – на 400 мм больше. Сколько осадков выпадает всего?
- Овчинное хакасское одеяло «чорген» имеет прямоугольную форму. Его длина 220 см, а сумма длин всех сторон – 8 м. Какова ширина «чоргена»? (4-й класс)
- У одного зажиточного бая была четырнадцатиугольная летняя юрта, это на 5 углов больше, чем у другого бая в юрте. Сколько углов у второго бая? (2-й класс)
- Самый крупный муравей в Хакасии – древоточец черный, достигает длины 15 мм. Самый маленький – фараонов – 3мм. Во сколько раз древоточец длиннее? На сколько фараонов муравей короче? (2-й класс)
Элементы национально-регионального компонента стараюсь «красной» строкой ввести в каждый урок по темам:
- «Знаменитые люди Республики Хакасия, города Абакана»;
- «Жизнь города Абакана в цифрах и фактах»;
- «Мой город цветет и процветает» (стараюсь представить в фотографиях, так как моё хобби – фотографирование, где бы я не была фотоаппарат всегда со мной);
- «Об артистах национального Хакасского драмтеатра имени Топанова, кукольного театра «Сказка»;
Провожу экологические игры, экологические праздники, демонстрируем по сезонам экологическую моду, обновляем Уголок экологии с экологическими ребусами и кроссвордами. На уроках использую элементы здоровьесберегающей технологии по системе В.Ф. Базарного. (С помощью родителей для детей по заказу были изготовлены конторки, которые используем четыре года).
Провожу уроки здоровья.
Изучаем хакасские национальные праздники, костюмы, украшения, блюда и т.п.
Ученики моего 4Б класса являются самыми активными участниками: «Осенней акции добра», операций «Жёлтый листок», «Кормушка», «Ель», «Зимующие птицы Хакасии», «Ветераны живут рядом», «Посылка солдату», «Экологическая почта», «Росток»; участвуют в праздниках городского масштаба «Марш парков», «Неделя театра», «Неделя книги», «День пожилого человека», «День матери», «День Земли», «День семьи», «День открытых дверей», «Слет лучших».
Много хороших традиций сложилось в классе и
школе. Много хороших дел в классе поддерживают и
помогают наши родители, которые активно в них
принимают участие.
Хакасия удивительно богата и славится своими
народными мастерами, их художественными
промыслами. Изучить декоративно-прикладное
искусство народных мастеров родного края,
привить любовь детей к родным местам, видеть и
понимать красоту окружающей жизни, желание
узнать как можно больше о самобытной
национальной культуре – вот те задачи, которые я
ежедневно претворяю в жизнь со своими питомцами.
В современной ситуации роста национального
самосознания каждого народа России особенно
значимыми становятся возрождение, сохранение и
развитие традиционного мировоззрения
хакасского этноса, в котором заключаются основы
духовной и экологической культуры,
нравственности, гражданственности, здорового
образа жизни и бережного, священного отношения к
окружающей среде.
С младшего школьного возраста воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов, формировать чувства гордости за свой город, его славные традиции и уважение к ним, формировать нравственную ответственность за сохранность жизни на Земле.
И, если ребёнок увидит бабочку, порхающую над лесными цветами, и если он её не станет ловить сачком – это моя заслуга.
Пусть сегодня, с этого дня он по-другому посмотрит на неё, ещё на кого-нибудь, сравнит, увидит, поймёт:
«Солнце в ладошке,
Тень по дорожке,
Крик петушиный,
Мурлыканье кошки,
Птица на ветке,
Цветок у тропинки,
Пчела на цветке,
Муравей на травинке.
И рядышком – жук, весь
Покрытый загаром.
И всё это – мне,
И всё это даром!
Вот так – ни за что!
Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир
И другим сохранил.
В заключение хочется сказать, что учитель развивает личность ребёнка, обогащает его мировоззрение, заставляет его думать, осмысленно подходить к любой проблеме; учит самостоятельно разрешать эти проблемы, думать и заботиться не только о себе, но и других потомках. А детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте, красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить, что оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного и понимающего учителя.
Литература:
1. Балгазина А.Н. «Моя Хакасия»
2. Бутанаев В.Я. «Традиционная культура и быт
хакасов».
3. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к
природе». М. 1993 г.
4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие
образовательные технологии в современной школе»
5. Тимофеева Е.А. «Экологическое воспитание
младших школьников». М. 2002 г.