Современная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, значительно изменила и усложнила процессы обучения и воспитания подрастающего поколения. Одно остаётся неизменным, это игра и творчество, как норма детского развития. Но совместимы ли они с обучением, особенно с начальным?
В младшем школьном возрасте, как утверждает психолог Богоявленская "следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её".
Наша прогимназия - это образовательное учреждение полного дня. Кроме учебных занятий организована и внеучебная деятельность, в которой для развития ребенка присутствуют игровые формы обучения и воспитания младших школьников. Наше образовательное учреждение стремится создать условия для развития индивидуальности каждого школьника, выявления талантливых, одарённых детей, выработать у них желание быть любознательными, стремиться к совместной деятельности.
Преимущества школы полного дня очевидны, так как воспитательные задачи решаются через совместную деятельность, в том числе через игру, одновременно и целым коллективом, и с группой детей, и индивидуально. Воспитательная работа строится на идее саморазвития ребенка, и функция воспитания заключается, прежде всего, в оказании необходимой помощи и педагогической поддержки. Ребёнок имеет "свободу выбора" деятельности, игры, подготовки к коллективному делу, возможность общения с другом, занятий в кружке или студии.
В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности, младшим школьникам необходима различная коллективная деятельность в игровой форме. Чем разнообразнее и интереснее эта деятельность будет, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, общение, умение делать элементарные выводы и обобщения.
Внеклассная работа в школе ведётся с учётом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.
- 1 класс - развитие коммуникативных навыков,
- 2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.
Формы проведения внеклассных мероприятий:
- творческие игры, праздники, конкурсы, концерты;
- музыкальные спектакли;
- кукольные театры, театры-экспромты;
- организация дежурств по классу;
- классные часы, беседы викторины;
- участие в школьных, городских, Российских конкурсах;
- долгосрочные развивающие игры.
Именно через игру, вечный спутник детства, создаются предпосылки формирования умственных способностей ребёнка. Если ребёнок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребёнка обогащается, формируется произвольная волевая реакция поведения, формируется память, внимание, способность восприятия.
Когда в нашем классе были проведены первые коллективно-творческие игры (КТИ), получили неожиданную реакцию от родителей, которые недоумевали: что же произошло с их детьми? Так как многие игры заканчиваются заданиями, которые необходимо решать вне школы, то у детей появился интерес к чтению книг, поискам нужной информации для удовлетворения растущих запросов. Игра превратилась из средств развлечения в средство обучения. Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом. Показательно, что в последнее время даже родители стали проявлять интерес к нашим играм.
Игры меняют и ребят, и взрослых, позволяют пересмотреть традиционные формы проведения уроков, внеклассной работы. Равноправное сотрудничество и неподдельный интерес всех участников, взрослых и детей, помогают сблизить людей независимо от их возраста.
Цель педагогического коллектива - создание условий для творческого сотрудничества детей и педагогов, взаимного уважения и ответственности, раскрытие творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность младших школьников.
1 класс. "Путешествие светлячков"
Цель КТИ: Развитие коммуникативных навыков.
Задачи: Создать в школе широкое игровое творческое поле, способствовать приобретению навыков общения, учить работать, делить успех и ответственность с другими, узнать друг о друге много нового. Формировать сплочение классного коллектива и личности школьника, развить положительные качества личности.
I полугодие | Выставка рисунков "Живёт повсюду
красота", посвящённая дню города. Месячник "Школьный двор - самый красивый двор". Лепкодром. |
II полугодие | Фабрика Деда Мороза 22 апреля - День Земли. Экологический месячник Книжкина больница |
2 класс "Республика Радости и Добра" (РиД)
Цель КТИ:
Развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов. Вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.Задачи:
Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах. Выявление потенциала лидеров. Обучение организации проведения КТИ в процессе игровой деятельности.Коллективно-творческие дела
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь "Новоселье" | |||
Открытие страны Игралия | Лучшие сказки Чуковского | Самый внимательный пешеход | Неделя грамотеев |
Октябрь "Будьте здоровы!" | |||
Конкурс открыток к Дню Учителя | Неделя вежливости | Неделя здорового образа жизни (сообщения о ЗОЖ) | Знаток дорожных знаков |
Ноябрь "Удивительное рядом" | |||
Конкурс грамотеев | Выставка любимых игрушек (сообщения об игрушках) | "А знаете ли вы?" (удивительные вещи рядом) | |
Декабрь "Спорт и труд - всё перетрут" | |||
Зимние спортивные эстафеты | Зимние виды спорта - сообщения | Мастерская Деда Мороза | Мастерская Деда Мороза |
Январь "Снежные фантазии" | |||
Снежные фантазии | Снежные фантазии | ||
Февраль "Красная книга" | |||
Растения из Красной книги (сообщения) |
Лекарственные растения рядом (сообщения) | Слава Защитникам Отечества (открытки) | Цветы Подмосковья (сообщения) (фотостенд) |
Март "Берём пример с наших мам" | |||
Концертные номера для мам | "Чем пахнут ремёсла?" (фотостенд) |
Лучший знаток дорожных правил | |
Апрель "Космические фантазии" | |||
Самое дружное звено | Подготовка к фестивалю "Эра фантастики" | Подготовка к фестивалю "Эра фантастики" | "Их подвиг вечен" (сообщение) |
Май "Береги родные края!" | |||
Уборка пришкольного участка | Уборка пришкольного участка | О чём рассказали учебники - викторины по предметам | Подведём итоги! |
3 класс "Путешествие к Держателю Знаний"
Цель КТИ:
Создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников. Вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.Задачи:
Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми. Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки. Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.Коллективно-творческие дела
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь "Край родной" | |||
Оформление стенда "Моё чудесное лето!" | Сбор папок "Красота родной природы" | Сообщения о народных промыслах Подмосковья | Конкурс стихов о природе |
Октябрь "Эрудит" | |||
Математические загадки | Оформление стенда "Братья наши меньшие" | Встреча эрудитов | "А знаете ли вы?" - викторина по сказкам |
Ноябрь "Чудо природы" | |||
Конкурс "Самый культурный нашего класса" | Конкурс поделок из природного материала | Конкурс поделок из природного материала | |
Декабрь "Фабрика Деда Мороза" | |||
Конкурс рисунков "Любимый Пушкин" | Викторины по русскому языку | Оформление сказочных композиций к Новому Году | Оформление сказочных композиций к Новому Году |
Январь "Внимание - Красная книга!" | |||
Сообщения из Красной книги | Сообщения о лекарственных растениях | Конкурс "Знаток родного края" | |
Февраль "Чистота - залог здоровья" | |||
Конкурс "Самый аккуратный учебник" | Спортивная эстафета "Дорога в Спортландию" | Конкурс открыток для пап | Чистота - залог здоровья" (состояние шкафчиков в раздевалке |
Март "Всё лучшее, для дам!" | |||
Конкурс "У ну-ка, девочки!" | Сбор материала о русских художниках пейзажистах | Конкурс "Лучший учебник" | |
Апрель "Эра фантастики! | |||
Конкурс "По одёжке встречают:" (состояние школьной одежды | Конкурс рисунков к фестивалю "Эра фантастики" | Конкурс "Самый активный читатель" | Конкурс "Удивительное рядом" |
Май "Наши достижения" | |||
Конкурс "О чём рассказал портфель?" | Конкурс стихов на военную тему | Конкурс "О чём рассказали учебники?" | Наши достижения |
4 класс "Путешествие по дороге Добра "
Цель КТИ: Помочь детям заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.
Задачи:
Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми. Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки. Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.Коллективно-творческие дела
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь "Остановка "Школа" | |||
"Здравствуй, школа!" (фотостенды) | "Знай и умей" - викторины по ППБ | "В здоровом теле - здоровый дух" (спортивные эстафеты) | "Чудеса из леса" лучшая поделка из природного материала |
Октябрь "Остановка "Сказочная" | |||
"Книга - твой друг" - обзор прочитанных книг за лето | "Лесная поляна" - викторина загадок | "Моя любимая сказка" - конкурс рисунка | "Моя любимая сказка" - конкурс рисунка |
Ноябрь "Копилка добрых дел" | |||
Копилка добрых дел | Копилка добрых дел | "В здоровом теле - здоровый дух" - конкурс рисунков | "В здоровом теле - здоровый дух" - конкурс рисунков |
Декабрь "Вернисаж" | |||
"В здоровом теле - здоровый дух" - конкурс рисунков | "В здоровом теле - здоровый дух" - конкурс рисунков | "Новогодняя мастерская" | "Новогодняя мастерская" |
Январь "ПЁСиК" | |||
"Братья наши меньшие" - оформление альбомов о домашних питомцах | "Братья наши меньшие" - оформление альбомов о домашних питомцах | ||
Февраль "Остановка "Спортивная" | |||
"Мы не подведём" - спортивные эстафеты | "Мы не подведём" - спортивные эстафеты | "Мы не подведём" - спортивные эстафеты | "Мы не подведём" - спортивные эстафеты |
Март "Остановка "Театральная" | |||
"Мы - юные артисты"- конкурс мини сказок | "Мы - юные артисты"- конкурс мини сказок | "Мы - юные экологи" - сбор материала о лекарственных растениях | "Мы - юные экологи" - сбор материала о лекарственных растениях |
Апрель "Царство Чистоты" | |||
"О чём рассказал портфель?" (состояние портфелей) | "О чём рассказали книги?" (состояние учебников) | Конкурс "Чистота - залог здоровья" (состояние шкафчиков) |
"О чём рассказала форма" (состояние школьной формы) |
Май "Школа будущего" | |||
"Школа будущего" - конкурс рисунков | "Школа будущего" - конкурс рисунков | Подведём итоги! | Прощай начальная школа! |