Доклад "Развитие личностных способностей учащихся младшего школьного возраста через коллективные творческие игры в образовательных учреждениях полного дня"

Разделы: Внеклассная работа


Презентация.

Современная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, значительно изменила и усложнила процессы обучения и воспитания подрастающего поколения. Одно остаётся неизменным, это игра и творчество, как норма детского развития. Но совместимы ли они с обучением, особенно с начальным?

В младшем школьном возрасте, как утверждает психолог Богоявленская "следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её".

Наша прогимназия - это образовательное учреждение полного дня. Кроме учебных занятий организована и внеучебная деятельность, в которой для развития ребенка присутствуют игровые формы обучения и воспитания младших школьников. Наше образовательное учреждение стремится создать условия для развития индивидуальности каждого школьника, выявления талантливых, одарённых детей, выработать у них желание быть любознательными, стремиться к совместной деятельности.

Преимущества школы полного дня очевидны, так как воспитательные задачи решаются через совместную деятельность, в том числе через игру, одновременно и целым коллективом, и с группой детей, и индивидуально. Воспитательная работа строится на идее саморазвития ребенка, и функция воспитания заключается, прежде всего, в оказании необходимой помощи и педагогической поддержки. Ребёнок имеет "свободу выбора" деятельности, игры, подготовки к коллективному делу, возможность общения с другом, занятий в кружке или студии.

В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности, младшим школьникам необходима различная коллективная деятельность в игровой форме. Чем разнообразнее и интереснее эта деятельность будет, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, общение, умение делать элементарные выводы и обобщения.

Внеклассная работа в школе ведётся с учётом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.

  • 1 класс - развитие коммуникативных навыков,
  • 2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Формы проведения внеклассных мероприятий:

  • творческие игры, праздники, конкурсы, концерты;
  • музыкальные спектакли;
  • кукольные театры, театры-экспромты;
  • организация дежурств по классу;
  • классные часы, беседы викторины;
  • участие в школьных, городских, Российских конкурсах;
  • долгосрочные развивающие игры.

Именно через игру, вечный спутник детства, создаются предпосылки формирования умственных способностей ребёнка. Если ребёнок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребёнка обогащается, формируется произвольная волевая реакция поведения, формируется память, внимание, способность восприятия.

Когда в нашем классе были проведены первые коллективно-творческие игры (КТИ), получили неожиданную реакцию от родителей, которые недоумевали: что же произошло с их детьми? Так как многие игры заканчиваются заданиями, которые необходимо решать вне школы, то у детей появился интерес к чтению книг, поискам нужной информации для удовлетворения растущих запросов. Игра превратилась из средств развлечения в средство обучения. Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом. Показательно, что в последнее время даже родители стали проявлять интерес к нашим играм.

Игры меняют и ребят, и взрослых, позволяют пересмотреть традиционные формы проведения уроков, внеклассной работы. Равноправное сотрудничество и неподдельный интерес всех участников, взрослых и детей, помогают сблизить людей независимо от их возраста.

Цель педагогического коллектива - создание условий для творческого сотрудничества детей и педагогов, взаимного уважения и ответственности, раскрытие творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность младших школьников.

1 класс. "Путешествие светлячков"

Цель КТИ: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи: Создать в школе широкое игровое творческое поле, способствовать приобретению навыков общения, учить работать, делить успех и ответственность с другими, узнать друг о друге много нового. Формировать сплочение классного коллектива и личности школьника, развить положительные качества личности.

I полугодие Выставка рисунков "Живёт повсюду красота", посвящённая дню города.

Месячник "Школьный двор - самый красивый двор".

Лепкодром.

II полугодие Фабрика Деда Мороза

22 апреля - День Земли. Экологический месячник

Книжкина больница

2 класс "Республика Радости и Добра" (РиД)

Цель КТИ: Развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов. Вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Задачи: Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах. Выявление потенциала лидеров. Обучение организации проведения КТИ в процессе игровой деятельности.

Коллективно-творческие дела

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь "Новоселье"
Открытие страны Игралия Лучшие сказки Чуковского Самый внимательный пешеход Неделя грамотеев
Октябрь "Будьте здоровы!"
Конкурс открыток к Дню Учителя Неделя вежливости Неделя здорового образа жизни (сообщения о ЗОЖ) Знаток дорожных знаков
Ноябрь "Удивительное рядом"
  Конкурс грамотеев Выставка любимых игрушек (сообщения об игрушках) "А знаете ли вы?" (удивительные вещи рядом)
Декабрь "Спорт и труд - всё перетрут"
Зимние спортивные эстафеты Зимние виды спорта - сообщения Мастерская Деда Мороза Мастерская Деда Мороза
Январь "Снежные фантазии"
    Снежные фантазии Снежные фантазии
Февраль "Красная книга"
Растения из Красной книги

(сообщения)

Лекарственные растения рядом (сообщения) Слава Защитникам Отечества (открытки) Цветы Подмосковья (сообщения)

(фотостенд)

Март "Берём пример с наших мам"
Концертные номера для мам "Чем пахнут ремёсла?"

(фотостенд)

Лучший знаток дорожных правил  
Апрель "Космические фантазии"
Самое дружное звено Подготовка к фестивалю "Эра фантастики" Подготовка к фестивалю "Эра фантастики" "Их подвиг вечен" (сообщение)
Май "Береги родные края!"
Уборка пришкольного участка Уборка пришкольного участка О чём рассказали учебники - викторины по предметам Подведём итоги!

3 класс "Путешествие к Держателю Знаний"

Цель КТИ: Создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников. Вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Задачи: Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми. Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки. Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.

Коллективно-творческие дела

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь "Край родной"
Оформление стенда "Моё чудесное лето!" Сбор папок "Красота родной природы" Сообщения о народных промыслах Подмосковья Конкурс стихов о природе
Октябрь "Эрудит"
Математические загадки Оформление стенда "Братья наши меньшие" Встреча эрудитов "А знаете ли вы?" - викторина по сказкам
Ноябрь "Чудо природы"
  Конкурс "Самый культурный нашего класса" Конкурс поделок из природного материала Конкурс поделок из природного материала
Декабрь "Фабрика Деда Мороза"
Конкурс рисунков "Любимый Пушкин" Викторины по русскому языку Оформление сказочных композиций к Новому Году Оформление сказочных композиций к Новому Году
Январь "Внимание - Красная книга!"
  Сообщения из Красной книги Сообщения о лекарственных растениях Конкурс "Знаток родного края"
Февраль "Чистота - залог здоровья"
Конкурс "Самый аккуратный учебник" Спортивная эстафета "Дорога в Спортландию" Конкурс открыток для пап Чистота - залог здоровья" (состояние шкафчиков в раздевалке
Март "Всё лучшее, для дам!"
Конкурс "У ну-ка, девочки!" Сбор материала о русских художниках пейзажистах Конкурс "Лучший учебник"  
Апрель "Эра фантастики!
Конкурс "По одёжке встречают:" (состояние школьной одежды Конкурс рисунков к фестивалю "Эра фантастики" Конкурс "Самый активный читатель" Конкурс "Удивительное рядом"
Май "Наши достижения"
Конкурс "О чём рассказал портфель?" Конкурс стихов на военную тему Конкурс "О чём рассказали учебники?" Наши достижения

4 класс "Путешествие по дороге Добра "

Цель КТИ: Помочь детям заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Задачи: Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми. Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки. Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.

Коллективно-творческие дела

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь "Остановка "Школа"
"Здравствуй, школа!" (фотостенды) "Знай и умей" - викторины по ППБ "В здоровом теле - здоровый дух" (спортивные эстафеты) "Чудеса из леса" лучшая поделка из природного материала
Октябрь "Остановка "Сказочная"
"Книга - твой друг" - обзор прочитанных книг за лето "Лесная поляна" - викторина загадок "Моя любимая сказка" - конкурс рисунка "Моя любимая сказка" - конкурс рисунка
Ноябрь "Копилка добрых дел"
Копилка добрых дел Копилка добрых дел "В здоровом теле - здоровый дух" - конкурс рисунков "В здоровом теле - здоровый дух" - конкурс рисунков
Декабрь "Вернисаж"
"В здоровом теле - здоровый дух" - конкурс рисунков "В здоровом теле - здоровый дух" - конкурс рисунков "Новогодняя мастерская" "Новогодняя мастерская"
Январь "ПЁСиК"
    "Братья наши меньшие" - оформление альбомов о домашних питомцах "Братья наши меньшие" - оформление альбомов о домашних питомцах
Февраль "Остановка "Спортивная"
"Мы не подведём" - спортивные эстафеты "Мы не подведём" - спортивные эстафеты "Мы не подведём" - спортивные эстафеты "Мы не подведём" - спортивные эстафеты
Март "Остановка "Театральная"
"Мы - юные артисты"- конкурс мини сказок "Мы - юные артисты"- конкурс мини сказок "Мы - юные экологи" - сбор материала о лекарственных растениях "Мы - юные экологи" - сбор материала о лекарственных растениях
Апрель "Царство Чистоты"
"О чём рассказал портфель?" (состояние портфелей) "О чём рассказали книги?" (состояние учебников) Конкурс

"Чистота - залог здоровья" (состояние шкафчиков)

"О чём рассказала форма" (состояние школьной формы)
Май "Школа будущего"
"Школа будущего" - конкурс рисунков "Школа будущего" - конкурс рисунков Подведём итоги! Прощай начальная школа!