Особенности нравственно-эстетического развития школьников

Разделы: Внеклассная работа


В школьные годы у ребёнка интенсивно развиваются моральные чувства: товарищество, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при чьей-то несправедливости. Переживание таких чувств очень важно – ребёнку легче поступать в соответствии с теми нормами, которые внушаются ему взрослыми, именно тогда, когда его что-то эмоционально задевает, когда он живо чувствует необходимость поступить так, а не иначе, когда он испытывает остроту захватывающего его переживания. В этом переживании появляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга. Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека.

По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте, а в школьном возрасте идёт процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребёнок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребёнка совершать нравственные поступки. Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для упражнения ребёнка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретает характер привычки. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так, ему не надо думать, уступить или не уступить место человеку, нуждающемуся в этом, для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение.

Применительно к школьному возрасту должен быть достигнут уровень, когда ребёнок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой.

Очень важно учить детей радоваться радости других, учить их сопереживать. Дети школьного возраста осознают нравственные требования к действиям и поведению людей; у них возникают добрые порывы: пожалеть раненое животное, отдать другому свою игрушку, книгу. Особенности развития моральных чувств в эти годы надо учитывать, всячески одобряя нравственные порывы детей.

В школьном возрасте происходит изменение нравственной сферы ребенка. Это связано с появлением у ребёнка собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок – того, что образует внутренний стержень личности.

С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими (в его жизнь вошёл учитель, появились сверстники по классу) у ребенка возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя.

Ознакомление с новыми явлениями окружающей жизни, с фактами человеческой истории, с произведениями искусства, с миром природы не только расширяет у детей круг представлений о действительности. У них складывается определенное отношение к ним.

Ещё в младшем школьном возрасте у ребенка происходит формирование определённого круга ценностей. Ребенок черпает их из книг, из бесед со своими товарищами, своими близкими, из таких источников информации, как радио и телевидение. Часть оценок переносится ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности.

Возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Причем самооценка не только становится более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.

В формировании самооценки огромна роль семьи. Представление ребенка о себе самом и о других людях начинает складываться еще в дошкольном возрасте. Условия воспитания в семье, а затем в школе, существенно влияют на формирование у ребенка самооценки и уровня притязаний, от характера которых во многом зависит поведение ребенка в различных ситуациях.

В школьном возрасте дети достаточно хорошо ориентируются в личностных особенностях своих сверстников, дают им соответствующие жизненные оценки, связывают их с общим типом поведения одноклассников.

В школе постепенно формируется потребность в коллективе, в товарищах. Совместные занятия, игры, общение делают привлекательным для детей пребывание в школе. Ещё с первых шагов самостоятельной жизни в школе ребенок начинает познавать человеческие взаимоотношения. “Основа любых взаимоотношений – это труд, активная деятельность, творчество. Таким образом, в школьной жизни ребёнок должен приобщаться к такой деятельности, в которой на собственном опыте видел бы, что он делает что-то значительное, чтобы эта работа приносила бы радость, гордость к себе и коллективу. Эмоциональное состояние радости нужно утверждать в каждой личности и в коллективе”. (Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.,1981, с.64.)

Для развития личности в школьном возрасте важен интерес к различным видам коллективных занятий занимает большое место в духовной жизни младшего школьника, он отвечает его насущным запросам. В школьные годы интенсивно развиваются духовные потребности детей, связанные со школьными занятиями, общением с одноклассниками.

Психологи установили, что большинство детей положительно относятся к совместной работе с товарищами. Такая работа им нравится потому, что вызывает “яркие переживания”. Как правило, дети знают простые правила сотрудничества: “Дружить со всеми”, “Нельзя брать все себе”, “Надо играть по правилам” и т.д.

Взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с нравственной стороны. Но отношения разных детей к нравственным нормам и требованиям (и соответственно оценка их выполнения) зависит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: какие мотивы поведения действуют реально, как складывается направленность его личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте. Личный опыт нравственного поведения детей еще ограничен, не очень богат ситуациями, где дети должны решать нравственные вопросы своих взаимоотношений в коллективе.

В годы пребывания ребенка в школе происходят глубокие изменения его потребностей и интересов. В их характере, особенностях и направленности (эгоистическая-коллективистическая) можно увидеть качества личности ребенка, в значительной мере уже сложившиеся и требующие либо укрепления, либо преодоления.

В представлении детей, особенно младшего и среднего школьного возраста, слова “хорошее”, “доброе” почти всегда совпадают с понятиями “красивое”, “правильное”. Важность такого представления трудно переоценить: единство красоты, добра и истины изначально заложено в эстетических нормах; оно определяет многие стороны эстетического сознания ребёнка. Значительный интерес вызывают у детей различные виды художественной деятельности – рисование, лепка, вышивание, исполнительская деятельность. Важно, чтобы это определось мотивами познавательного или эстетического порядка.

В том, как дети рисуют, поют, слушают музыку, смотрят спектакли, выражается целостность восприятия художественного образа. Единство эстетического отношения ребёнка к миру сочетается со значительной неопределенностью его представлений о вещах. Так, дети школьного возраста восприимчивы ко всему внешне эффективному, яркому, красочному, громкому и т.д. Всё, что просто “физически” выделяется, поражает их и нередко включается в понятие о красоте, наделяется признаками “правильного” и “доброго”. А это может привести к формированию искаженных эстетических и нравственных представлений.

“Когда ребёнок занимается художественной деятельностью или играет, он чувствует себя участником воображаемых событий в воображаемой обстановке. Отсюда способность детей к сопереживанию, соучастию – способность, без которой невозможно полноценное эстетическое восприятие мира.” (Шмаков С.А. Досуг школьника. Липецк,1993, с. 7.) При полноценном эстетическом развитии ребёнка в школьном возрасте лучше идет формирование его умственных способностей, глубже усваиваются нравственные нормы поведения.

Важнейший признак наличия у ребёнка эстетических потребностей – его стремление к созданию и “потреблению” красоты. В любой школе можно создать благоприятные возможности для формирования эстетических потребностей посредством организации различных видов деятельности детей. Те знания и переживания, через которые ребёнок проходит в процессе активного действия, закрепляются в его сознании намного надежнее и глубже, чем те, которые он получил чисто умозрительным путем, в виде словесных формулировок, требующих лишь запоминания.

Итак, именно в школе нравственное формирование ребёнка приобретает большую систематичность и целенаправленность. Именно в школьном возрасте у детей закладываются основы характера, воли, всего нравственного и эстетического облика. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребёнка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявления нравственности связаны с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, к вещам, к самому себе.