Формы и методы работы по созданию развивающей языковой среды на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Образовательная цель: изучения материала.

Развивающая цель: развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству, логического мышления и воображения.

Тип урока: проблемно-диалогический.

Методы обучения:
  1. Наглядный метод обучения: использование информационных компьютерных таблиц,опорных схем, словарей.
  2. Поисковый метод (самостоятельная работа учащихся, направленная на выполнение дидактической цели) под руководством учителя.
  3. Исследовательский метод (работа по толковому словарю С.И.Ожегова ).
  4. Проблемный метод (обсуждение вопросов и языковых ситуаций учащихся).

Формы обучения: коллективная, групповая, парами, индивидуальная.

Тема урока: Суффикс.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новой группой суффиксов: -оват, -еват; отрабатывать алгоритм нахождения ранее изученных суффиксов в слове.
  2. Рассмотреть на примерах, какое значение имеют суффиксы -оват, -еват.
  3. Выяснить, какова роль суффиксов в слове.
  4. Совершенствовать орфографические навыки.
  5. Развивать: умение выражать свои мысли в устной и письменной речи; мышление, воображение.

Оборудование: информационные компьютерные таблицы, опорные схемы, словарь С.И.Ожегова, словарные слова, рисунок «Сова», фишки, таблица «Условные обозначения».

Ход урока.

I. Вступительная часть.

1. Организационный момент.

чтение стихотворения В.Я.Брюсова (по компьютерной таблице читают хором)

Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь, мой раб,
родной язык!

Учитель: О каком родном языке говорится в четверостишии?

Дети: В четверостишии говорится о русском языке.

Учитель: Урок русского языка.

2. Проверка домашнего задания.

Тетрадь «Пишем грамотно» – упр.№2, с.26 по блоку «Правописание»

Учитель: Под какими номерами в словах прячется звук-невидимка?

Дети:

I столбик

II столбик

III столбик

[т] - стн

[т] - стн

[д] - здн

2, 4, 5

2, 4, 5

1, 2, 3

местный

честный

звёздный

грустный

капустный

поздний

радостный

прелестный

праздник

II. Основная часть.

1. Учитель: Отгадайте, кто пришёл к нам в гости?

Загадка.
Всё ночь летает
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.

Дети: Сова.

Учитель: Дайте характеристику сове.

Дети: Сова – любознательная. Сова – наблюдательная. Сова – на гербе г. Нового Уренгоя. Мы живём на Полярном круге и здесь обитает полярная сова.

Учитель: Ребята, задача нашего урока открытие новых знаний, поэтому сегодня на уроке вы будете наблюдательными откроете сами тему. А пока проведём словарную работу. Она будет являться подготовкой к нашему открытию.

2. Словарная работа.

Учитель: Отгадайте загадки, запишите в столбик отгадки.

Ягода красная,
Ягода вкусная,
Режь да соли,
Ешь да хвали.

Дети: Помидор.(пишут с комментированием, ставят ударение, отмечают безударную гласную, сверяют с доской)

Учитель:

Под листочком у оградки
Лягушонок спит на грядке.
Весь зелёный, прыщеватый,
А животик беловатый.

Дети: Огурец.

Учитель:

Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землёй.
Клубни вытянешь на свет –
Вот и завтрак, и обед.

Дети: Картофель.

Учитель: Что вы можете сказать о данных словах?

Дети: Помидор, огурец, картофель:

  • имена существительные, обозначают предмет;
  • отвечают на вопрос «что?»;
  • овощи.

Учитель: Составьте пожалуйста, предложение с этими словами.

Дети: Помидор, огурец, картофель – полезные овощи для нашего организма.

Учитель: Прочтите на доске словосочетания:

  • Помидор красноватый
  • Огурец зеленоватый
  • Картофель сыроватый

Учитель: Что вы можете сказать о словах красноватый, зеленоватый, сыроватый?

Дети: Красноватый, зеленоватый, сыроватый:

  • имена прилагательные, обозначают признак предмета,
  • отвечают на вопрос «какой?»
  • образовались от имён прилагательных, красный, зелёный, сырой.
  • имеют значения: не очень красный, не очень зелёный, не очень сырой.

Учитель: Запишите эти слова в столбик со словарными словами и выделите окончание и корень. Какая часть слова осталась не выделенной? Назовите и прочтите. (пишут с комментированием и выделяют части слов)

Дети: суффиксы: –оват, -еват.

3. Сообщение темы урока и постановки учебной задачи детьми.

Учитель: Значит, над какой темой мы сегодня будем работать?

Дети: Тема нашего урока: «Знакомство с суффиксами – оват, - еват». (на доске открывается тема, учебная задача, опорная схема, вывод)

Учитель: Какую учебную задачу вы поставили перед собой.

Дети: Будем находить суффиксы в словах.

Учитель: Что вы знаете о суффиксе?

Дети: Суффикс:

  • часть слова;
  • стоит после корня;
  • имеет значение;
  • образует новые слова.

Учитель: Принимаю ваши ответы. Как выделяем мы суффикс в словах? Выделите суффикс в словах.

Дети: Выделяем (домик) ^

Учитель: Какое же значение имеют суффиксы: -оват, -еват в словах: красноватый, зеленоватый, сыроватый?

Дети: Красноватый - не очень красный. Зеленоватый - не очень зелёный. Сыроватый - не очень сырой.

Учитель: А вот найдём в словаре Ожегова о значении суффиксов: -оват, -еват.

Дети: (дети читают) Имена прилагательные со значением ослабленного качества на –оватый, -еватый.

Учитель: Какой вывод вы сделаете?

Дети: (повторяют хором) При помощи суффиксов –оват, -еват образуются новые слова (имена прилагательные) со значением ослабленного качества.

4. Выполнение упр. №1, стр.107-108

(дети читают, разбирают, выделяют суффиксы, записывают две пары словосочетаний)

Учитель: От слов трудный и сложный образуйте при помощи суффиксов -оват, -еват новые слова: трудноватый, сложноватый. Какой вывод можно сделать?

Дети: При помощи суффиксов –оват; -еват образуются имена прилагательные со значениемослабленного качества.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. Выполнение упр. №2.

Учитель: К схемам запишите слова: три ученика работают у доски, а весь класс, разбившись на группы по 4 ч., обсуждает. (схемы закреплены на доске, трое учеников, выбрав каждый напечатанные слова, помещают под своей схемой)

  • мосты
  • кустик
  • такси
  • огород
  • избушка

Учитель: Проверим все вместе на доске. Вспомните, что такое: нулевое окончание? Неизменяемые слова? Какие суффиксы в словах кустик, избушка и какое значение они имеют?

Дети: Изменяю форму слова: огорода, огороду. Значит в слове огород - нулевое окончание. Неизменяемые слова: шоссе, кенгуру, кофе и т.д. Вывод.

Учитель: Сверим слова на доске с электронной таблицей.

6. Ловушка! (В электронной таблице слово кино, обозначено в первой схеме).

(дети замечают ошибку слово кино – относится к третьей схеме, как неизменяемое слово)

Учитель: Дети, сверим ещё раз с электронной таблицей.

(сверяют правильный ответ)

7. Учитель: Сейчас, мы прочитаем на доске загадку. Отгадайте её.

Стоял на крепкой ножке,
А теперь лежит в лукошке.

Дети: Грибок.

Учитель: Ученик допустил две ошибки, отмечая части слова, найдите и запишите правильно.

Дети: (записывают слово и разбирают правильно)

Учитель: Назовите суффикс и какое значение он имеет?

Дети: Суффикс ок имеет уменьшительное значение.

Учитель: Вывод прошу прокомментировать.

Дети: Суффикс – часть слова, стоит после корня, образуются новые слова с новым значением.

8. Выполнение упр.№6.

Учитель: Что называют и на какие вопросы отвечают имена существительные?

Дети: Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

Учитель: Что называют и на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Дети: Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Учитель: Вспомним алгоритм выделения частей слова.

Дети: Выделяем окончание (проверяем, изменяя форму слова), корень проверяем от какого слова произошло данное слово, суффик ).

Учитель: Имена существительные пишет I вариант. Имена прилагательные пишет II вариант. Выделите части слова. (дети выполняют письменно в тетради и выделяют части слова самостоятельно)

Учитель: Поменяйтесь тетрадями и проверьте другу друга. (взаимопроверка)

Учитель: Сейчас на доске I вариант – выделяет суффиксы у имён существительных, а II вариант выделяет суффиксы у имён прилагательных. (на доске записаны 2 столбика слов)

Дети: (выполняют задание)

I вариант

II вариант

травушка

лесной

дождик

медовый

киевлянин

пуховый

волчище

грибной

рожки

маленький

обращаю внимание на чередование согласных в корне слов имён существительных

  • -Киев-, -Киевл- (в//вл)
  • волк-, -волч- (к//ч
  • рог-, -рож- (г//ж)

9. Вывод.

III. Итог урока.

Учитель: С какими новыми суффиксами вы познакомились?

Дети: Познакомились с новыми суффиксами -оват, -еват.

Учитель: Что вы о них узнали?

Дети: Суффиксы –оват, -еват – пишутся в именах прилагательных со значением ослабленного качества.

Учитель: Прочитаем ещё раз по электронной читают хором таблице – какое значение имеют суффиксы –оват, -еват?

Учитель: Молодцы!

IV. Домашнее задание.

Упр. №5, с.109: списать предложения, выделить корень, суффикс, окончание и вспомнить значение суффиксов -оват, -еват.