Основные цели:
- Тренировать способности к использованию переместительного свойства умножения при решении задач, равенств и неравенств нахождении .
- Тренировать способность к исправлению допущенных ошибок, фиксации затруднений в индивидуальной деятельности, выявлению их причин, к построению проекта выхода из затруднения.
- Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Демонстративный материал:
- Кассета с записью песни “Вместе весело шагать”.
- Изображение лесенки с карточками
Задача |
3 • 17 * 17 • 3 19 • 4 * 18 • 4 |
5 • 2 = 5 + 5 2 • 5 = ? |
- Эталон для этапа актуализации знаний.
а) S = a • b = b • a б) a + a + a = a + n в) a • b = b • a |
Раздаточный материал:
- с\р 1;
- образец для самопроверки к с\р № 1;
- подробный образец для самопроверки к с\р № 1;
- эталон для самопроверки к с\р № 1;
- алгоритм исправления ошибок;
- самостоятельная работа № 2;
- -//-
- -//-
- -//-
- Дополнительные задания для учащихся, справившихся с с\р № 1;
- Задание для выбора на 4 этапе;
- Подробный образец для дополнительных заданий;
Алгоритм исправления ошибок
- Запиши ном задания с другим ответом
- Запиши его подробное решение
- Подчеркни простым карандашом в решении, где допущена ошибка
- Найди правило в котором ты ошибся (эталон)
- Исправь ошибку
- Выбери или придумай пример на это правило.
Ход урока
I. Самоуправление к учебной деятельности
Цель:
- Создать мотивацию к учебной деятельности по средствам прослушивания детской песенки “Вместе весело шагать” (как элемент – сюрприз)
- Определение содержательных рамок урока отработать использование переместительного свойства умножения при решении задач, нахождения площади прямоугольника, сравнении выражений.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Для вас, ребята сегодня сюрприз.
Дается прослушать отрывок из песни “Вместе весело шагать ” (где речь о лесенке)
– О чем эта песенка? (О дружбе, о том, что вместе можно преодолеть любые трудности.)
– Вот и мы с вами сегодня попробуем подняться по ступеням лесенки-знаний, чтобы вы смогли еще раз повторить то, что изучили.
– Так, что же нам надо повторить? (Нахождение сравнение выражений, как заменить умножение сложением, решение задач.)
– Как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока? Зачем надо повторить эти темы? (Чтобы выявить, есть ли ошибки, исправить их…)
II. Актуализация знаний
Цель:
- актуализировать использование переместительного свойства умножения при решении задач, сравнении выражений, нахождение ;
- актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение;
- организовать выполнение учащимися с\р № 1;
- организовать выполнение учащимися с\р по образу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).
Определения учебного процесса на этапе 2
– Давайте попробуем подняться по лесенки “знаний”.
(Учитель обращает внимание детей на доску.)
1) Нахождение .
– Что мы увидели на первой ступеньке, как ее пройти? (Надо найти S.)
– Давайте выполним это задание двумя способами. Но сначала вспомним формулу, которая нам поможет (S = а • в, чтобы найти площадь надо длину умножить на ширину, или наоборот.)
– Выполним задание.
Дети выполняют задание в тетрадях, комментируя по одному с места.
Учитель со слов детей записывает решение на доске.
– Как способ нахождения S записать в общем виде.
Откройте свои альбомы опорных конспектов и покажите.
Учитель вывешивает эталон на доске:
S = a • b = b • a
2) Замена умножения сложением и нахождение значения выражения.
– Переходим на следующую ступеньку. А там какое задание? (Надо найти результат, заменив умножение сложением.)
– Что нужно помнить, чтобы решить выражение, заменив произведение суммой (Первый множитель показывает, какое слагаемое, а второй – сколько раз его надо сложить.)
– Давайте выполним это задание.
Учитель со слов учеников делает запись на доске.
– Какой эталон нам здесь будет помощником. Покажите.
Дети показывают в своих опорных конспектах, учитель вывешивает эталон на доску.
3) Сравнение выражений.
– Переходим на следующую ступеньку – дощечку. Что мы видим? (Сравнение выражений.)
– Какое свойство нам здесь поможет? (Переместительное.)
Пользуясь нужным эталоном, расскажите соседу, а он вам как это задание нужно выполнить.
Учитель после обсуждения, со слов учеников, расставляет знаки и вывешивает нужный эталон:
а • в = в • а
4) Решение задачи.
– Поднялись на последнюю ступеньку. А там что?
Задача: Ручка стоит 6 рублей. Сколько рублей потребуется, чтобы купить 3 ручки?
– Проанализируйте задачу. (В задаче известно, что одна ручка стоит 6 рублей, а нам надо 3 таких ручки. Чтобы узнать, сколько денег нам надо, мы должны стоимость одной ручки умножить на 3, так как все ручки одинаковые.)
– Какой эталон потребуется?
(Дети показывают, и учитель вывешивает его.)
b • a = c |
– Решите эту задачу устно. (6 • 3 = 1 (рублей).)
– А теперь давайте еще раз поднимаемся по лесенке, преодолевая препятствия, но уже самостоятельно.
Раздается текст самостоятельной работы № 1. Время выполнения (5–6 минут).
– Включить таймер. Время вышло. Проверьте свои работы по образцу.
Раздаются образцы для самопроверки к с\р № 1.
– Проверьте по образцу правильность выполнения работы. Поставьте “+” рядом с правильно выполненным заданием. Поставьте “?” – там где ответ не совпал “–”. Проверив работу, вы должны были выяснить, есть ли у вас затруднения или нет. Выяснили? (Да.)
III. Локализация затруднений
Цель:
1) тренировать способность к выполнению действий по алгоритму исправления ошибок;
2) уточнить индивидуальные цели урока.
Организация учебного процесса на этапе 3
– У кого все верно?
(Выслушиваются ответы детей.)
– Что вы будите делать? (Проверить решение по эталону.)
– А когда закончите проверку своего решения по эталону, чем вы можете заняться? (Выполним дополнительные задания, поможем товарищам.)
– Кто проверит работы по образцу, возьмите у меня на столе дополнительное задание.
Дети, у которых все ответы совпали отсаживаются по парам и начинают проговаривать друг с другом свое решение по эталону для самопроверки.
– Как всем остальным ответить на вопросы? Что поможет? (Алгоритм исправления ошибок.)
– Какова дальнейшая цель вашей работы? (По схеме исправления ошибок найти, где и почему возникло затруднение, а потом исправить ошибки.)
– Но сначала надо проверить правильно ли вы записали условие задания. Что будите делать если неправильно? (Запишу правильно и снова решу.)
– Пройдем по шагам схемы исправления ошибок.
– Читаем 1 пункт (один ученик читает вслух). Все смогут это самостоятельно сделать?
– Читаем 2 пункт. Могут возникнуть проблемы? (Да.)
– Что делать, если это не получилось сделать самостоятельно? (Воспользоваться подробным образцом.)
– Читаем 3 пункт. Все могут это самостоятельно сделать? Аналогично прорабатывается каждый пункт. Если возникают вопросы, учитель обсуждает их вместе с детьми.
IV. Построение проекта выхода из затруднений
Цель:
- тренировать способность к выявлению места и задании, где допущена ошибка (место затруднения), правила, алгоритмы, в которых допущены ошибки (причины затруднения);
- уточнить способы действий, в которых допущены ошибки и исправить ошибки на правильного применения алгоритмов;
- выбрать из приведенных учителем заданий, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки.
Организация учебного процесса на этапе 4
– Начинайте работу по схеме исправления ошибок по 1–4.
Находите место ошибок и правило, на которое она допущена. А потом мы проверим, насколько правильно удалось это сделать.
Дети сами работают по схеме, при необходимости учитель оказывает им помощь.
Детей, которые не испытывают затруднений в использовании алгоритма исправления ошибок, учитель проверяет правильность выполнения п. 1-4 и задает вопрос:
– Цель вашей дальнейшей работы? (Исправить эти ошибки.)
Для всех остальных подводящий диалог:
– Какие правила можно нарушить в № 1? (Правила нахождения площади прямоугольника.)
– В № 2?
– В № 3?
– В № 4?
Все эталоны есть у детей в специальных альбомах.
После выявления места и причины затруднений уточняется индивидуальная цель урока:
– Какие именно ошибки нужно исправить.
Далее дети работают по схеме. Учитель при необходимости оказывает им помощь. (Диалог, задания по выбору.)
Результатом этапа должен быть выбор и уточнение учащимися способов действий, в которых были допущены ошибки, и выполнение работы над ошибками.
V. Обобщение затруднений во внешней речи
Цель:
Воспроизведение во внешней речи правильных способов действий, вызвавшие затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 5
– В каких заданиях возникли затруднения? (В нахождении S, сравнении выражений, в решении задачи.)
– Давайте повторим, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)
– Какие способы действий вы вспоминали? (Алгоритм нахождения площади прямоугольника, алгоритм решения задач, …)
Проговорите еще раз для всех указанные вами способы действий.
VI. Самостоятельная работа № 2 с самопроверкой по эталону
Цель:
- интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, и самоконтроль способности к их выполнению.
- фиксация достижения индивидуальной цели.
Организация учебного процесса на этапе 6
На данном этапе учащиеся проверяют свои способности к выполнению заданий, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали у них затруднения. Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 2 и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют задание по образцу.
– Ребята какие задания вы будите выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
– Как будите проверять вашу работу? (По готовому эталону, результат отметим “+” или “?”.)
После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону. Подробное решение выносится на доску. Вначале проверяется первое задание. Один ученик читает шаг в эталоне для самопроверки, а второй демонстрирует его выполнение на доске по подробному образцу. Так, пошагово, проверяется вся самостоятельная работа № 2.
– Расскажите о своих успехах. Что вам удалось? (…)
VII. Включение в систему знаний и повторений
Цель:
- Включение используемых способов действий знаний.
- Повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого для последующих уроков (нахождение периметра фигур)
Организация учебного процесса на этапе 7
– Теперь потренируемся в выполнении другого задания. Давайте, вычислим периметр фигуры изображенной у вас на листочках:
АВ = 2 см |
– Как точно измерить линейкой стороны фигуры? (Надо приложить линейку так что бы деление с нулем совпало с началом отрезка.)
– Измерьте стороны четырехугольника и запишите по одному с места.
Дети выполняют задание.
– Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон.)
– Как найти периметр четырехугольника? (Надо сложить длины всех сторон.)
– Вычислим периметр.
Один ученик с места:
2 см + 2 см + 2 см + 2 см = 8 см
– А как еще можно записать это выражение, используя известное нам уже правило. Какой эталон использовали?
Один ученик с места: 2 • 3 + 5 = 6 + 5 = 11
VIII. Рефлексия деятельности
Цель:
- зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
- зафиксировать метод коррекции ошибок;
- оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников;
- согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8
– Какие темы мы повторили на уроке?
Нахождение (переместительное свойство умножения, замена умножения).
Расскажите о своих достижениях (…)
– Где были допущены ошибки?
– Удалось их преодолеть? Как?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание
Составить два задания, используя переместительное свойство умножения.