Переместительное свойство умножения. Тип урока Р

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

  • Тренировать способности к использованию переместительного свойства умножения при решении задач, равенств и неравенств нахождении .
  • Тренировать способность к исправлению допущенных ошибок, фиксации затруднений в индивидуальной деятельности, выявлению их причин, к построению проекта выхода из затруднения.
  • Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Демонстративный материал:

  1. Кассета с записью песни “Вместе весело шагать”.
  2. Изображение лесенки с карточками

Задача

3 • 17 * 17 • 3
19 • 4 * 18 • 4
 
5 • 2 = 5 + 5
2 • 5 = ?
 
 
  1. Эталон для этапа актуализации знаний.
а) S = ab = ba
б) a + a + a = a + n

в) ab = ba

Раздаточный материал:

  1. с\р 1;
  2. образец для самопроверки к с\р № 1;
  3. подробный образец для самопроверки к с\р № 1;
  4. эталон для самопроверки к с\р № 1;
  5. алгоритм исправления ошибок;
  6. самостоятельная работа № 2;
  7. -//-
  8. -//-
  9. -//-
  10. Дополнительные задания для учащихся, справившихся с с\р № 1;
  11. Задание для выбора на 4 этапе;
  12. Подробный образец для дополнительных заданий;

Алгоритм исправления ошибок

  1. Запиши ном задания с другим ответом
  2. Запиши его подробное решение
  3. Подчеркни простым карандашом в решении, где допущена ошибка
  4. Найди правило в котором ты ошибся (эталон)
  5. Исправь ошибку
  6. Выбери или придумай пример на это правило.

Ход урока

I. Самоуправление к учебной деятельности

Цель:

  • Создать мотивацию к учебной деятельности по средствам прослушивания детской песенки “Вместе весело шагать” (как элемент – сюрприз)
  • Определение содержательных рамок урока отработать использование переместительного свойства умножения при решении задач, нахождения площади прямоугольника, сравнении выражений.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Для вас, ребята сегодня сюрприз.

Дается прослушать отрывок из песни “Вместе весело шагать ” (где речь о лесенке)

– О чем эта песенка? (О дружбе, о том, что вместе можно преодолеть любые трудности.)

– Вот и мы с вами сегодня попробуем подняться по ступеням лесенки-знаний, чтобы вы смогли еще раз повторить то, что изучили.

– Так, что же нам надо повторить? (Нахождение сравнение выражений, как заменить умножение сложением, решение задач.)

– Как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока? Зачем надо повторить эти темы? (Чтобы выявить, есть ли ошибки, исправить их…)

II. Актуализация знаний

Цель:

  1. актуализировать использование переместительного свойства умножения при решении задач, сравнении выражений, нахождение ;
  2. актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение;
  3. организовать выполнение учащимися с\р № 1;
  4. организовать выполнение учащимися с\р по образу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).

Определения учебного процесса на этапе 2

– Давайте попробуем подняться по лесенки “знаний”.

(Учитель обращает внимание детей на доску.)

1) Нахождение .

– Что мы увидели на первой ступеньке, как ее пройти? (Надо найти S.)

– Давайте выполним это задание двумя способами. Но сначала вспомним формулу, которая нам поможет (S = а • в, чтобы найти площадь надо длину умножить на ширину, или наоборот.)

– Выполним задание.

Дети выполняют задание в тетрадях, комментируя по одному с места.

Учитель со слов детей записывает решение на доске.

– Как способ нахождения S записать в общем виде.

Откройте свои альбомы опорных конспектов и покажите.

Учитель вывешивает эталон на доске:

S = a b = ba

2) Замена умножения сложением и нахождение значения выражения.

– Переходим на следующую ступеньку. А там какое задание? (Надо найти результат, заменив умножение сложением.)

– Что нужно помнить, чтобы решить выражение, заменив произведение суммой (Первый множитель показывает, какое слагаемое, а второй – сколько раз его надо сложить.)

– Давайте выполним это задание.

Учитель со слов учеников делает запись на доске.

– Какой эталон нам здесь будет помощником. Покажите.

Дети показывают в своих опорных конспектах, учитель вывешивает эталон на доску.

3) Сравнение выражений.

– Переходим на следующую ступеньку – дощечку. Что мы видим? (Сравнение выражений.)

– Какое свойство нам здесь поможет? (Переместительное.)

Пользуясь нужным эталоном, расскажите соседу, а он вам как это задание нужно выполнить.

Учитель после обсуждения, со слов учеников, расставляет знаки и вывешивает нужный эталон:

ав = ва

4) Решение задачи.

– Поднялись на последнюю ступеньку. А там что?

Задача: Ручка стоит 6 рублей. Сколько рублей потребуется, чтобы купить 3 ручки?

– Проанализируйте задачу. (В задаче известно, что одна ручка стоит 6 рублей, а нам надо 3 таких ручки. Чтобы узнать, сколько денег нам надо, мы должны стоимость одной ручки умножить на 3, так как все ручки одинаковые.)

– Какой эталон потребуется?

(Дети показывают, и учитель вывешивает его.)

b • a = c

– Решите эту задачу устно. (6 • 3 = 1 (рублей).)

– А теперь давайте еще раз поднимаемся по лесенке, преодолевая препятствия, но уже самостоятельно.

Раздается текст самостоятельной работы № 1. Время выполнения (5–6 минут).

– Включить таймер. Время вышло. Проверьте свои работы по образцу.

Раздаются образцы для самопроверки к с\р № 1.

– Проверьте по образцу правильность выполнения работы. Поставьте “+” рядом с правильно выполненным заданием. Поставьте “?” – там где ответ не совпал “–”. Проверив работу, вы должны были выяснить, есть ли у вас затруднения или нет. Выяснили? (Да.)

III. Локализация затруднений

Цель:

1) тренировать способность к выполнению действий по алгоритму исправления ошибок;

2) уточнить индивидуальные цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 3

– У кого все верно?

(Выслушиваются ответы детей.)

– Что вы будите делать? (Проверить решение по эталону.)

– А когда закончите проверку своего решения по эталону, чем вы можете заняться? (Выполним дополнительные задания, поможем товарищам.)

– Кто проверит работы по образцу, возьмите у меня на столе дополнительное задание.

Дети, у которых все ответы совпали отсаживаются по парам и начинают проговаривать друг с другом свое решение по эталону для самопроверки.

– Как всем остальным ответить на вопросы? Что поможет? (Алгоритм исправления ошибок.)

– Какова дальнейшая цель вашей работы? (По схеме исправления ошибок найти, где и почему возникло затруднение, а потом исправить ошибки.)

– Но сначала надо проверить правильно ли вы записали условие задания. Что будите делать если неправильно? (Запишу правильно и снова решу.)

– Пройдем по шагам схемы исправления ошибок.

– Читаем 1 пункт (один ученик читает вслух). Все смогут это самостоятельно сделать?

– Читаем 2 пункт. Могут возникнуть проблемы? (Да.)

– Что делать, если это не получилось сделать самостоятельно? (Воспользоваться подробным образцом.)

– Читаем 3 пункт. Все могут это самостоятельно сделать? Аналогично прорабатывается каждый пункт. Если возникают вопросы, учитель обсуждает их вместе с детьми.

IV. Построение проекта выхода из затруднений

Цель:

  1. тренировать способность к выявлению места и задании, где допущена ошибка (место затруднения), правила, алгоритмы, в которых допущены ошибки (причины затруднения);
  2. уточнить способы действий, в которых допущены ошибки и исправить ошибки на правильного применения алгоритмов;
  3. выбрать из приведенных учителем заданий, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки.

Организация учебного процесса на этапе 4

– Начинайте работу по схеме исправления ошибок по 1–4.

Находите место ошибок и правило, на которое она допущена. А потом мы проверим, насколько правильно удалось это сделать.

Дети сами работают по схеме, при необходимости учитель оказывает им помощь.

Детей, которые не испытывают затруднений в использовании алгоритма исправления ошибок, учитель проверяет правильность выполнения п. 1-4 и задает вопрос:

– Цель вашей дальнейшей работы? (Исправить эти ошибки.)

Для всех остальных подводящий диалог:

– Какие правила можно нарушить в № 1? (Правила нахождения площади прямоугольника.)

– В № 2?

– В № 3?

– В № 4?

Все эталоны есть у детей в специальных альбомах.

После выявления места и причины затруднений уточняется индивидуальная цель урока:

– Какие именно ошибки нужно исправить.

Далее дети работают по схеме. Учитель при необходимости оказывает им помощь. (Диалог, задания по выбору.)

Результатом этапа должен быть выбор и уточнение учащимися способов действий, в которых были допущены ошибки, и выполнение работы над ошибками.

V. Обобщение затруднений во внешней речи

Цель:

Воспроизведение во внешней речи правильных способов действий, вызвавшие затруднение.

Организация учебного процесса на этапе 5

– В каких заданиях возникли затруднения? (В нахождении S, сравнении выражений, в решении задачи.)

– Давайте повторим, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)

– Какие способы действий вы вспоминали? (Алгоритм нахождения площади прямоугольника, алгоритм решения задач, …)

Проговорите еще раз для всех указанные вами способы действий.

VI. Самостоятельная работа № 2 с самопроверкой по эталону

Цель:

  1. интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, и самоконтроль способности к их выполнению.
  2. фиксация достижения индивидуальной цели.

Организация учебного процесса на этапе 6

На данном этапе учащиеся проверяют свои способности к выполнению заданий, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали у них затруднения. Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 2 и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют задание по образцу.

– Ребята какие задания вы будите выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)

– Как будите проверять вашу работу? (По готовому эталону, результат отметим “+” или “?”.)

После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону. Подробное решение выносится на доску. Вначале проверяется первое задание. Один ученик читает шаг в эталоне для самопроверки, а второй демонстрирует его выполнение на доске по подробному образцу. Так, пошагово, проверяется вся самостоятельная работа № 2.

– Расскажите о своих успехах. Что вам удалось? (…)

VII. Включение в систему знаний и повторений

Цель:

  1. Включение используемых способов действий знаний.
  2. Повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого для последующих уроков (нахождение периметра фигур)

Организация учебного процесса на этапе 7

– Теперь потренируемся в выполнении другого задания. Давайте, вычислим периметр фигуры изображенной у вас на листочках:

АВ = 2 см
ВС = 2 см
СД = 2 см
АД = 2 см

– Как точно измерить линейкой стороны фигуры? (Надо приложить линейку так что бы деление с нулем совпало с началом отрезка.)

– Измерьте стороны четырехугольника и запишите по одному с места.

Дети выполняют задание.

– Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон.)

– Как найти периметр четырехугольника? (Надо сложить длины всех сторон.)

– Вычислим периметр.

Один ученик с места:

2 см + 2 см + 2 см + 2 см = 8 см

– А как еще можно записать это выражение, используя известное нам уже правило. Какой эталон использовали?

Один ученик с места: 2 • 3 + 5 = 6 + 5 = 11

VIII. Рефлексия деятельности

Цель:

  1. зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
  2. зафиксировать метод коррекции ошибок;
  3. оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников;
  4. согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 8

– Какие темы мы повторили на уроке?

Нахождение (переместительное свойство умножения, замена умножения).

Расскажите о своих достижениях (…)

– Где были допущены ошибки?

– Удалось их преодолеть? Как?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание

Составить два задания, используя переместительное свойство умножения.