Основные цели урока:
- Сформировать понятие переместительного свойства умножения, его использование при сравнении, решении задач и уравнений.
- Тренировать навыки измерения длин отрезков и записи полученных результатов, навыки измерения площади прямоугольника с помощью набора мерок, формулы и записи результата.
- Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
- Опорные сигналы:
а + в = в + а |
a • b = b • a |
S = a • b |
- Карточки с изображением знаков сравнения и вопроса:
> |
< |
= |
? |
X |
Молодцы! |
- Изображение прямоугольника с двумя конвертами (символическое).
- Изображение прямоугольников:
Раздаточный материал:
- Карточка с изображением отрезков.
- Карточка с заданием для самостоятельной работы:
Сравните выражения |
|||
136 • 9 | 163 • 9 | 15 + 15 + 15 + 15 = 4 • 15 | |
45 • 5 | 6 • 48 | в • 29 – в | 29 • в |
124 • 5 | 5 • 124 | 36 • с | с • 36 |
- Карточка с заданиями:
235 + 170 36 + 8 12 • 5 |
170 + 235 36 + 9 5 • 12 |
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности
Цели:
- мотивировать к учебной деятельности на уроке через содержание доброжелательной атмосферы в классе посредством загадки;
- определить содержательные рамки урока: работа с умножением.
Организация учебного процесса на 1-м этапе
Учитель. Отгадайте загадку.
Если все углы прямые,
И всего угла четыре,
Ну, а по две стороны,
Противоположны и равны,
Это четырехугольник
Назовем... (Прямоугольник.)
– Молодцы! Вы не просто отгадали загадку, вы угадали сегодняшнего нашего гостя. Давайте с ним поздороваемся. (Открывается изображение прямоугольника на доске.)
– Ребята, а что вам помогло узнать, что речь идет о прямоугольнике? (Противоположные стороны равны, 4 прямых угла.)
– Скажите, ребята, что нам принес прямоугольник? (Два письма.)
– Давайте посмотрим, что в первом конверте. Ой, да он закрыт. На нем написано: “Открыть в конце урока”. Так. А во втором конверте. (Учитель достает из конверта карточку со значком умножения.)
– Что это? (Значок умножения.)
– Почему прямоугольник пришел к нам с этим знаком? (Мы сейчас проходим умножение.)
– А все ли мы знаем об умножении? (Нет.)
– Так над чем мы продолжим свою работу сегодня на уроке? (Мы будем продолжать работу с умножением.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цели:
- тренировать навыки измерения длин отрезков, повторить определение умножения и названия компонентов;
- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия;
- организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.
Организация учебного процесса на 2-м этапе
1. Тренировка вычислительных навыков, математических операций, измерения и записи длин отрезков.
У учащихся на партах карточки с изображением отрезков.
– Какие фигуры здесь изображены? (Отрезки.)
– А что вы знаете об отрезках? (Часть прямой, имеет начало и конец, имеет заданную длину.)
– Измерьте длины ваших отрезков (12 см, 5 см.)
– А в каких еще единицах длины можно выразить полученные результаты? (В дециметрах и сантиметрах, 12 см = 1 дм 2 см.)
– Посмотрите еще раз на отрезки. Что-нибудь еще заметили? (По два отрезка одинаковой длины.)
– Постройте из этих отрезков фигуру. (Дети на карточках чертят прямоугольник.)
– Какая фигура получилась? (Прямоугольник.)
– Какое свойство сторон прямоугольника вы использовали при построении? (Противоположные стороны равны.)
– Запишите сумму длин красных отрезков. (12 + 5)
– Запишите сумму длин синих отрезков. (5 + 12)
Ученики записывают суммы около построенного прямоугольника, учитель на доске.
12 + 5 | 5 + 12 |
– Сравните суммы. Какой знак вы поставили? (=.) Почему? (Одинаковые слагаемые.)
– Какое свойство сложения вам помогло сделать этот вывод? (Переместительное. От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.)
а + в = в + а |
Учитель вывешивает на доску опорный сигнал и записывает еще выражения для сравнения.
17 + 24 | 23 + 18 |
– А будет ли работать данное свойство при сравнении этих выражений? (Нет.) А почему? (Разные слагаемые.)
– А как тогда можно сравнить эти выражения? (По результату. Первое слагаемое увеличивается на один, а второе уменьшается на один, значит, значение суммы не изменяется.) Хорошо!
2. Индивидуальное задание.
– А теперь давайте, выполним задание, которое принес прямоугольник. Сравните выражения. Задание у каждого на листочках и его запись на доске.
235 + 170 36 + 8 12 • 5 |
170 + 235 36 + 9 5 • 12 |
– А теперь давайте проверим. Какой знак поставили в первой строке и почему? (Равно. Слагаемые одинаковые.)
– Во второй строке? (Меньше. Первое слагаемое не изменяется, а второе в правой части увеличивается на 1, значит, значение суммы в правой части тоже увеличится.)
– А теперь скажите, чем отличается запись в третьей строке от двух первых? (Сравниваем произведение.)
– Скажите, пожалуйста, что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых.)
– Как называются компоненты при умножении и что они обозначают? (Множители. Первый множитель показывает, какое слагаемое мы берем, а второй множитель – сколько раз.)
– А как это записывать в общем виде? Ученик выходит к доске и записывает. Учитель вывешивает на доску опорный сигнал
– А какой знак вы поставили в третьей строке?
> |
< |
= |
Все варианты учитель фиксирует на доске и ставит карточку:
? |
III. Выяснение причин затруднения и постановка цели деятельности
Цели:
- выявить и зафиксировать причину затруднения: не знаем свойства умножения и необходимость его введения;
- согласовать цели урока.
Организация учебного процесса на 3-м этапе
– Так давайте разберемся. Почему возникли разногласия? Знаем ли мы какое-нибудь свойство умножения, которое нам поможет? (Нет.)
– А можем мы его придумать? (Да, попробуем.)
– Так какую цель мы себе поставили? (Придумать свойство умножения, которое бы нам помогло.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- создать условия для выведения переместительного свойства умножения, устраняющего причину выявленного затруднения;
- сформировать способность нахождения S разными способами;
- зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов.
Организация учебного процесса на 4-м этапе
– Давайте еще раз вспомним, кто у нас в гостях? (Прямоугольник.)
– Он пригласил своих друзей, чтобы мы помогли им найти их площадь. Давайте спросим, как можно найти S? (По формуле, с помощью мерок.)
S = a • в |
Учитель вывешивает опорный сигнал, открывает прямоугольник с мерками.
– Как быстрее и удобнее найти S прямоугольников. (Удобно и быстрее по формуле, при помощи мерок долго.)
– Вернемся к нашему прямоугольнику и найдем его площадь при помощи формулы. Как запишем? (12 • 5)
– А кто сделал по-другому? (5 • 12)
– А сможем мы найти результат? (Нет.)
– А как же тогда быть? (Надо заменить умножение сложением.)
– Давайте попробуем. Выполним это преобразование на своих листочках.
12 • 5 = 12 + 12 + 12 + 12 + 12 = 60 5 • 12 = 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 60 |
– Что заметили? (Результат одинаковый.)
– А почему? (Меньше слагаемых.)
– Чем похожи произведения? (Одинаковые множители.)
– Чем отличаются? (Множители переставлены.)
– А значения этих выражений? (Одинаковые.)
– Так какое свойство умножения мы можем придумать, чтобы облегчить себе работу? (От перестановки множителей значение произведения не изменяется.)
– А давайте это свойство запишем в буквенном обозначении. Кто сможет?
Ученик записывает на доске. Опорный сигнал а • в = в • а вывешивается на доску.
– А сейчас давайте посмотрим, согласен ли с ним учебник. Откройте его не с. 76 и прочитаем вместе правило. (Дети читают правило.)
– Мы оказались правы? (Да.)
– Давайте вернемся к нашему затруднению. Кто же был прав? (Тот, кто поставил знак “ = ”.)
– Почему? (Потому, что здесь работает переместительное свойство умножения.)
– Хорошо, молодцы! Давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди.
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
V. Привычное закрепление во внешней речи
Цель: создать для фиксации изученного свойства умножения во внешней речи.
Организация учебного процесса на 5-м этапе
– Прямоугольник доволен нашей работой. Но все ли у нас получилось с первого раза? (Нет.)
– Что нужно сделать, чтобы ошибки не повторялись? (Еще потренироваться.)
– Выполним задание № 2 на с. 76. Найдите выражения, при сравнении которых нам поможет наше свойство. (а, в, г, е.)
– Почему к выражениям под буквами “б” и “д” мы не можем применить данное свойство. (Разные множители.)
– А теперь проверим, помогает ли новое свойство в решении задач. Решим задачу № 3(а) и запишем выражение в тетрадях. После разбора задачи выяснили, что переместительное свойство помогает при решении задач.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: проверить свое умение применять новое учебное содержание в типах условиях на основе сопоставления своего решения с подробным образцом для самопроверки.
Организация учебного процесса на 6-м этапе
– У вас все очень хорошо получается. А хотите проверить себя: поняли ли вы как применять свойство умножения? Выполним задание на сравнение самостоятельно. Для выполнения работы дается две минуты. После отведенного времени учитель открывает доску, и учащиеся проверяют правильность заполнения.
136 • 9 < 163 • 9 48 • 5 < 6 • 48 124 • 5 = 5 • 124 |
15 + 15 + 15 + 15 = 4 • 15 в • 29 – в < 29 • в 36 • с = с • 36 |
– Проверим себя. Какие возникли затруднения? Какое свойство мы использовали? (Переместительное свойство умножения.)
– Кто не сделал ошибок, поставьте “+” напротив каждой строчки. У кого есть ошибки, поставьте “?” и подумайте в чем ошибка.
VII. Включение в систему знаний и повторений
Цели:
- повторить решение составных задач на нахождение целого при неизвестной части; решение уравнений;
- тренировать способность к сложению и вычитанию двузначных чисел с переходом через разряд.
Организация учебного процесса на 7-м этапе
– Посмотрим № 9 на с. 77 и решим задачу. Давайте сначала прочитаем задачу и проанализируем ее. (Нам неизвестно целое.) Сразу на вопрос задачи мы не ответим, т.к. неизвестны две части.
– Возьмите карандаш и давайте “оденем” схему задачи. (После заполнения схемы: учитель у доски, дети в тетрадях записываем решение с комментированием.)
? I + II + III |
||
I |
II |
III |
215 |
? 215 + 8 |
? 215 – 57 |
– А теперь давайте посмотрим на уравнение в № 7. Давайте повторим. Как находятся компоненты. (В каждом уравнении называются неизвестные части и компоненты, проговариваются способы нахождения неизвестных компонентов. Далее учитель предлагает решить одно из уравнений на выбор.)
– Справились? А теперь давайте проверим. (Способ проверки выбирает учитель по усмотрению и возможностям.)
VIII. Рефлексия деятельности
Цели:
- зафиксировать в речи знания о переместительном свойстве умножения;
- оценить собственную деятельность;
- зафиксировать затруднения, если они остались.
Организация учебного процесса на 8-м этапе
– Кто к нам приходил на урок? (Прямоугольник.)
– Чем он нам помог? (С его помощью мы открыли свойства умножения.)
– Что это за свойство? (Переместительное. От перестановки множителей произведение не меняется.)
– У кого остались вопросы или неясности?
– У кого все получилось?
(Выслушиваются ответы детей.)
– А теперь мы можем открыть второе письмо. Что же там интересного?
(Учитель достает из конверта листок с надписью: “Молодцы! ”).
– Вот видите, прямоугольник вами доволен. Давайте и мы поблагодарим друг друга за хорошую работу на уроке.