Цели урока:
- образовательная: повторение, обобщение и систематизация знаний по разделу «Имя существительное»;
- развивающая: развитие речи учащихся, памяти, сообразительности;
- воспитывающая: воспитание любви к природе, к прекрасному, интереса к русскому языку, коллективизма, умения работать в группе.
Форма урока: урок-путешествие.
Участники: учащиеся 5-б класса, организованные в команды. У каждой команды свое название. Помощница учителя - Имя существительное.
Оборудование: карта путешествия, карточки, мультфильм «Одуванчик толстые щёчки», ребусы – имена существительные, книга «Справочник туриста», маршрутный лист, магниты, компьютер, презентация «А вы знали об этом?».
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну Морфологию. Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки? Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах. (Приложение №1)
Пункт назначения – город Имя существительное. Цель нашего путешествия – повторить всё, что мы знаем об имени существительном, а может быть и узнать еще что-то новое про него.
Помощником в нашем путешествии будет карта города, которую мы будем постепенно расшифровывать (Рисунок №1). Совершать лингвистическое путешествие мы будем тремя командами. И какая команда у нас более дружная, внимательная, сообразительная мы узнаем в конце нашего путешествия.
– А теперь капитаны представьте свои команды.
Итак, правила путешествия нам известны: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать. А самое главное – все должны поучаствовать в выполнении заданий. Ведь наш девиз: «Один за всех и все за одного». И мы отправляемся в путешествие по городу Имя существительное.
Но прежде чем мы попадем в этот город, надо выполнить задание, которое у нас осталось с прошлого путешествия, его вам оставил Дед Всевед. Но сначала вспомним, а что изучает такая наука, как Морфемика?
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Делать слово из частей
Может каждый грамотей!
– Вот это-то и хотя проверить у вас напоследок жители этого государства. Каждой команде Дед Всевед передал по конверту, в нем первое задание – составьте слово, разберите его по составу.
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
(Рассказчик).
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка.)
– Молодцы, вы все справились с заданием. Простимся с Морфемикой и поедем в другое государство – Морфологию.
По слогам твердим, едва осиля
Вяжущую губы немоту:
Мама, небо, хлеб, роса, Россия –
Камушком катается во рту…
Так поэт Александр Кафанов предлагает нам вспомнить первые слова нашей речи – имена существительные. И вот мы с вами на вокзале этого города (открывается картинка на карте). Ну что же, пойдёмте посмотрим, что это за город.
(Выходит Имя существительное)
– Стоп-стоп, не торопитесь. Погулять по нашему городу, познакомиться с ним смогут только люди, знающие всё об имени существительном. Поэтому сначала прочитайте «Справочник туриста», а потом я покажу вам наш город.
– Ребята, и что же нам теперь делать? Неужели мы так и не попадем сегодня в город? Уважаемое Имя существительное! Мы знаем очень многое о вас, проверьте наши знания.
– Ну что ж, вот я сейчас и проверю их. Центр города, его замок, символизирует основное значение существительного, его смысл. Вот он, но мы пока еще не дошли до него. Дайте же определение нашей части речи.
– Молодцы, вы правильно ответили на мой вопрос, и я даю по дополнительному баллу командам №…..
– Ну что же идем дальше. В этом путешествии я буду помогать Имени существительному, так как она еще молода, а все остальные жители в данное время заняты. Чтобы попасть в замок, нам надо пройти Падежный проспект, который пересекается с шестью улицами. Как вы думаете какими? Открываются улицы и проспект. А вот и второе задание. Найдите в тексте стихотворения существительные, определите их падеж и синтаксическую роль в предложении. (Работа с текстом. Задание №2).
После угомонившейся вьюги
Наступает в округе покой.
Я прислушиваюсь на досуге
К голосам детворы за рекой.
(Б.Л. Пастернак.)
– Наши падежные улицы своими разными концами упираются в два парка Множественного и Единственного числа. Но среди них есть особенные существительные, что же это за существительные? А вот вам и третье задание – в нем нужно распределить имена существительные по числам.
(Выполнение задания № 3)
Распределите существительные в три колонки: только множественное число, только единственное число, две формы.
Сахар, сани, мышцы, ножницы, молодёжь, чернила, молоко, шорох, растение, дрожжи, хворост, темнота, праздники, погода, прятки, грабли, бензин, цифры.
– Ну вот, добрались мы и до замка. От него уходят группы улиц. Первая группа улиц соединена переулком, это Собственная и Нарицательная улицы. Что вы можете рассказать о жителях этих улиц?
(Выходит Имя существительное)
– А кто-нибудь знает или может быть догадается, почему эти две улицы (слова) соединены между собой? Я приглашаю вас в замок, где у нас необычный музей. И послушаем мой рассказ, который называется «А вы об этом знали?»
Презентация. (Приложение №2)
– Спасибо вам, Имя существительное, за такой интересный рассказ. Но не будем отвлекаться, даю вам другое задание. Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма «Одуванчик толстые щечки», смотрим очень внимательно, а потом отвечаем на мои вопросы.
(Просмотр фрагмента мультфильма).
– Объясните, чего не может быть в жизни?
– Зачем автор наделяет Одуванчик такими способностями?
– А что мы поняли из этого фрагмента?
– А как называется этот художественный прием, когда неодушевленные предметы наделяют действиями живых?
– Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы, и я даю по дополнительному баллу командам №……
– А вот и следующее задание (задание № 4): распределите существительные на группы: одушевленные и неодушевленные.
Жареный цыпленок, лешие, одуванчики, куклы, молодежь, травы, братья, толпы, стаи, птенцы.
– А как вы распределяли существительные на группы? (За правильное объяснение можно дать дополнительный балл команде).
– Вот и подходит к концу наше путешествие. И вот моё последнее задание (Задание № 5). Каждый член команды работает с текстом, от того насколько успешно каждый справится с заданием и зависит успех команды. А капитанам задание посложнее – выполнить грамматические разборы. Внимательно читайте задание.
(Работа с текстом)
Конец февраля. В сухом м..розном воздух.. св..ркают на со..нце бе..численные блёс..ки ин..я. Они убирают в алмазный наря(д,т) ветки д..ревьев. (Не)(с,з)бросили ещё снежные шапки д..ревья но в воздух.. уже чу..ству(е,и)т..ся прибл..жение весны.
В лесу ле(г,х)ко замечаешь.. след Са(н,нн)ой дороги. Искрит..ся белая п..роша. Вся снежная равнина и л..сные п..ляны светят..ся.
Февраль самая метельная пора зимы.
– Но так не хочется с вами расставаться. Давайте немного поиграем. (Пока ученики играют, учитель проверяет листочки и подсчитывает баллы.)
Загадки-шутки. Для ответов подбирать только существительные- Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
- Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой? (тень)
- Чем больше из неё берешь, тем больше она становится? (яма)
- Какой весенний месяц короче всех? (март)
- Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка. Что это за зверь? (Кот)
- В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (февраль)
- Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)
- Может быть в слове сто одинаковых букв? (сто-г, сто-к, сто-п, сто-л)
Игра «Кто длиннее составит слово?»
Составьте 1 большое слово из слова «капустница» за 1 минуту. При составлении слова можно использовать только те буквы, которые есть в исходном слове, других не добавлять. Это обязательно должно быть существительное нарицательное, в единственном числе и именительном падеже.
Подведение итогов, выставление оценок.
Дидактические материалы к уроку: маршрутный лист с заданиями - Приложение 1, презентация - Приложение 2, карта города - Рисунок 1.