Тема урока "Красная площадь – сердце Москвы"

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование:

  1. Репродукции картин, фотографии с видом Красной площади, Кремлёвской стены со стороны Красной площади, башен Кремля, Царь Колокола, Царь-пушки, ...
  2. Аудиозапись « Гимн Москвы» Музыка И.Дунаевского, слова М. Лисянского.
  3. Аудиозапись песни Газманова «Москва, звонят колокола...»
  4. Аудиозапись песни «Живи, страна».
  5. Песня Тухманова «День победы».

Цель:

  1. Образовательная — расширить знания детей о столице нашей Родины — Москве.
  2. Развивающая — развитие речи учащихся, развитие зрительной памяти, развитие интереса к истории Москвы, развитие творческой деятельности учащихся.
  3. Воспитательные — воспитание таких чувств, как любовь к Родине, к Москве, гордость за славное прошлое нашей столицы, воспитание познавательной активности, взаимопонимания, взаимоподдержки, чувства ответственности и гордости за то, что ты москвич. Воспитание великого уважения к борцам за свободу, чувства гордости за свой народ, отстоявших свободу и независимость Отчизны в суровые годы.

Ход урока

1 .Учащиеся входят в зал под музыку и песню Газманова «Москва, звонят колокола...»

Ученик:

Шлифованная тяжестью металла
И, верно, миллионами подошв..
Про все, что площадь Красная видала,
Ты и в томах тяжелых не прочтешь.
Тут каждый камень памятен и дорог,
Тут след времен минувших не исчез:
Есть под брусчаткою земля, которой
Ивана Грозного касался жезл.
Заря на маковках церквей лучилась,
Теснился люд московский от застав:
Кровь Разина по капле здесь сочилась,
Солинками земли священной став.
Россия ничего не забывает,
Все помнит наша древняя земля
Лишь век за веком ветер выдувает
Песчинки из зубчатых стен Кремля
В сердца людские врезывались даты
Народных ликований и невзгод.
За кровь и слёзы жаждавший расплаты,
Тебя мы видим, сорок первый год.
Мы видим, чуть пристав над днем, над веком,
Как сталинские слушала слова
Запорошенная ноябрьским снегом
Прифронтовая строгая Москва

Ведущий 1:

— Знаем ли мы Москву? И да и нет.

— Да ,потому, что много читали, видели, слышали.

— Нет, потому, что Москва- это увлекательнейшее путешествие в ближние и дальние пласты истории. Начало истории окружено сказаниями, легендами...

1-й ученик: «Ехал Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своей дружиною из славного города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у него три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановился князь и его спутники, глядя на это чудо. А Зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с Великим князем ехал ученый грек-предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий:

— Что знаменует собой явление чудесного зверя?

Предсказатель растолковал так:

— Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные и сбудется явление ныне тебе знамение.»

Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение — вырос великий город.

2-й ученик: «Летопись рассказывает, что четвертого апреля восемь с половиной веков назад встретились в новом городе князья. Держали они в Москве военный совет. Юрий Долгорукий дал своему гостю « обед силен» С первого летописного упоминания люди стали считать её возраст, а князя Юрия Долгорукого по праву называют основателем Москвы»

3-й ученик:

Нет тебе на свете равных, Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных, Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки Выше прочих городов!

4-й ученик: Давайте совершим небольшое путешествие по памятным местам. Оно будет не совсем обычным. Мы можем перепрыгивать из одного столетия в другое.

5-й ученик: Кремли-кремники — древнерусские крепости —сохранились во многих городах. Кремль на Боровицком холме Юрий Долгорукий отстроил девять лет спустя, то есть в 1156 году, укрепив его глубоким рвом и земляным валом. Год от года росла и богатела крепость над рекой Москвой.

В 1339 г. князь Иван Калита отстроил стены и башни Кремля из дуба. В 1367 г. Дмитрий Донской облюбовал белый известняк, что хранился в московской земле в память о море, покрывавшем её миллионы лет назад. Из неё и выстроил Москву Белокаменную.

А в конце 15 века, когда Стала Москва столицей Русского государства, великий князь московский Иван III пригласил лучших зодчих, чтобы сделать её торжественной и прекрасной. Тогда и были возведены красные зубчатые стены, стройные башни и знаменитые кремлевские соборы

6-й ученик: Красная площадь - центральная площадь Москвы, расположенная у самых стен Кремля. Образована в конце 15 века, названа Красной. Это означало, что она самая красивая и играет важную роль в жизни города. Еще с конца 15 века здесь раскинулся московский торг. Множество деревянных построек, набитых самым разным товаром, приводило к частым пожарам. Отсюда другое название Красной площади - Пожар.

На площади при стечении народа зачитывались царские указы. Здесь проходили торжественные крестовые ходы. Сюда стекалось много разного люда, в том числе и мятежников, которые легко могли затеряться в толпе

7-й ученик: 1555-1561 год — воздвигнут Покровский собор (Храм Василия Блаженного). Красотой необыкновенной, многогранной радует он сердца русских людей, да и гостей столицы. Стоит храм на склоне холма, будто верный страж Кремля и Красной площади, и охраняет он не только сердце страны но и все то, что называют в разных точках земли ёмким словом «русская душа». А душа – то русская – сложная, необъятная, недругом непонятная, для друзей добрая.

В 1812 году обновленный Кремль едва не избежал полного разрушения. Наполеон, вынужденный уйти из Москвы, вознамерился разрушить самое значительное её сооружение - Кремль. Сапёры заложили мины и подожгли фитили, но проливной дождь их намочил, некоторые заряды не взорвались, а другие москвичам удалось погасить, но всё же были причинены большие разрушения.

Не будь Кремля - изрёк злодей,
Но Кремль стоит священный;
Вспылал лишь древний дом царей,
Убийцей оскверненный.
В.А Жуковский

8-й ученик: После пожара 1812 года композиция Красной площади была изменена. Был засыпан ров, перестроены торговые ряды. В 1818 году открыт памятник Минину и Пожарскому. В конце 19 века сооружены Исторический музей, новые верхние торговые ряды. В 1924-1930 годах построен мавзолей Ленина. В 1930-31 годах Красная площадь замощена брусчаткой.

9-й ученик:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед...
А.С.Пушкин

10-й ученик:

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Весь пестреешь ты в садах...
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?
Ф. Глинка.

11-й ученик: Красная площадь всегда была свидетелем всех важных событий в нашей стране. Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. В 12 часов дня по радио передано важное правительственное заявление. Молотов призвал к « Отечественной войне за Родину, за честь, за свободу». Свою речь он завершил словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами»

Звучит песня «Священная Война»

12-й ученик:

Осень сорок первого года.
Подступает враг издалека.
И в столице введена «осада».
Рвы, окопы и «ежей» ограда.
В небе — аэростаты, вой тревоги.
В семьях — первые утраты.

13-й ученик: Фашисты рвутся к Москве. Главнокомандующим был назначен Г.К. Жуков. Начались ожесточенные бои под Москвой. 1 ноября Г.К. Жуковым и И.В. Сталиным был принят указ о проведении парада 7 ноября на Красной площади.

14-й ученик:

Вот и день седьмое ноября.
Легкий снег припорошил поля.
По брусчатой мостовой в строю
Шаг чеканя, воины идут.
С Красной площади - и прямо на фронты.
Впереди их встретят тяготы войны.

15-й ученик: А в 1945 году по Красной площади пройдёт парад Победы. И с тех пор мы уже 63 года празднуем 9 мая как день Победы. И в этот день на Красной площади — парад.

Звучит песня «День Победы» слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова

Но не все вернулись с полей сражений, но Москва чтит своих героев. В память о погибших остановимся у Могилы неизвестного солдата у Кремлёвской стены.

14-й ученик:

У Могилы неизвестного солдата
Задержись и поклонись, постой!
Там под памятной плитой
Вечно спит солдат-герой.
И горит вечный огонь.
«Нашу Родину не тронь!»
Памятник и горд и скромен
Складки знамени лежат,
Каска, лавра ветвь венчает
Славу победителей-солдат.
И всегда — зимой, весной
Тысяча живых цветов
У подножия алеют.
Ты. Солдат, всегда живой.

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

15-й ученик: Красная площадь всегда радостно встречала своих героев. А наши бабушки и дедушки были свидетелями того, как Красная площадь встречала первых космонавтов.

Учитель: Ребята, много событий произошло за последние 15 лет. Вы уже родились в новом государстве, но должны знать и помнить историю нашего города, знать исторические места. Я надеюсь, что вы будете любить свою Родину, свой город и сердце нашего города — Красную площадь.

Звучит песня «Живи, страна»

Дети поют «Гимн Москвы» Музыка И.Дунаевского, слова МЛисянского

Ученик:

Люди, покуда сердца стучатся,
Помните!
Какою ценой завоевано счастье?
Пожалуйста,
Помните!

Литература:

  1. Исмаилова С. Майсурян Энциклопедия для детей « История России» 1995 - 5том.
  2. Журналы «Начальная школа», «Первое сентября».
  3. Стихи учительницы начальных классов школы №1917 Климушкиной Т.Г.
  4. Романюк С.К. Кремль. Красная площадь.