Два года тому назад я работала в школе, которая принимала участие в эксперименте по введению ЕГЭ по математике. На данный момент четыре выпуска сдали ЕГЭ с хорошими результатами: на «4и5» до90% учащихся. Сейчас я работаю в другой школе, но считаю полезным использовать опыт, приобретенный в тот период времени.
Подготовку к выпускному экзамену в форме ЕГЭ мы начинали проводить с учащимися 10 класса на занятиях школьного компонента. В нашем кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ, литература для поступающих в вузы. На первых занятиях ученики рассматривали листы экзаменационных работ, находили знакомые им задания, математические термины. Провели классификацию заданий по признаку «изучали», «не изучали». Наиболее простой ребятам показалась тема «Описание свойств функции по её графику», однако не все попытки ответить на вопросы теста оказались удачными. Так родилась мысль о работе над проектом «Как сдать ЕГЭ успешно?» Первой темой, с которой мы начали работу, стала «Исследование функции элементарными методами». Сведения о чтении и построении графиков собрали все вместе и на отдельном листе нарисовали эскизы основных графиков, с которыми работали в школе. Затем выписали вопросы, в которых по графику функции следует получить ту или иную информацию о самой функции, а также вопросы, связанные с определением свойств функции алгебраическими методами. Далее нашли ответы на все вопросы в учебниках и решили предложенные задания по желанию, но не менее 20. Результаты проделанной работы оформили в форме реферата. Более сильные учащиеся продолжили работать в этом направлении: они изменяли условия или вопросы заданий, в результате чего получили дидактические карточки, выполнили листы самоконтроля (Приложение 1) Другие выполнили памятки, задачи с картинками в виде компьютерной презентации. (Приложение 2) Эту работу мы продолжили по другим темам, так как при выполнении первой работы ученики выявили пробелы в знаниях, которые не позволили им решать задания быстро в формате ЕГЭ. Таким образом, к середине 11-го класса у нас получились тематические тетради по основным темам программы: «Тождественные преобразования», «Решение уравнений и неравенств (уравнения с параметром)», «Функции и их свойства», «Решение текстовых задач», «Решение задач по геометрии». Некоторые ребята оформили свои работы в тетрадях со съемными блоками разного цвета, другие – в электронном виде. Такой прием позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел. При проведении уроков обобщающего повторения и практикума по подготовке к итоговой аттестации форме ЕГЭ наши тетради стали незаменимыми помощниками. Ученики быстро и правильно определяли тематику заданий Кимов, верно, выбирали способ действий. К концу учебного года тетради заметно увеличились в объеме от новых видов заданий, записанных в них. Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что ребята не только восстанавливали пробелы в знаниях, но учились извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы тестовых заданий.