Система профильного обучения учащихся: искусствоведческий аспект

Разделы: МХК и ИЗО


Согласно “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01 г. №1756-р), а также “Концепции профильного обучения на старшей ступени развития” [1] от образовательного учреждения требуется введение базовых, профильных и элективных курсов, а также сотрудничество с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профильное обучение на старшей ступени развития было введено в общеобразовательных учреждениях сравнительно недавно. Это вызвало множество трудностей при выборе соответствующего профилирующего направления и поиске инновационных подходов к изучению профильных дисциплин. Первоначально профильное обучение обозначалось термином “фуркация”[2] и рассматривалось современной педагогической наукой в контексте проблемы дифференцированного обучения: более глубокое изучение отдельных дисциплин. Такое положение наблюдалось с 1920-х годов до конца 80-х годов минувшего столетия.

С 1988-1999 год проходил первый этап профилизации, в процессе которого решались организационно-педагогические задачи, а с 2000-2004 год – второй этап, который позволил рассматривать профильное обучение в широком социальном контексте. Появились теоретические работы, определяющие только педагогическую специфику данного процесса. Однако единая концептуальная идея отсутствовала. С 2004 года формируется система профилей, определяющим становится профессиональная ориентация учащихся в современном образовательном пространстве. Педагогика оказалась не готовой рассматривать специфику каждого отдельного профиля, предложить соответствующий содержательный компонент и подход к обучению.[3] Необходимо было использовать теоретические и практические знания фундаментальных наук.

В рамках образовательной области “Искусство” получили развитие профили: художественно-эстетический, гуманитарно-художественный, художественно-педагогический, культурологический. Развитие профильного обучения искусству становится приоритетным в разных российских городах. Особенно это заметно в Санкт-Петербурге, где существует немало общеобразовательных учреждений с широким художественно-эстетическим профилем (№174, №175, №269, №387, №473 №508, №604 и др.), предусмотренным Федеральным базисным учебным планом.

На базе некоторых общеобразовательных учреждений созданы малые факультеты в сотрудничестве с высшими специализированными, художественными вузами (№190 при СПбХПА имени В.И. Мухиной, СХШ имени Б.В. Иогансона при Академии художеств), которые обеспечивают, в первую очередь, начальную, практическую, художественную подготовку. При этом искусствоведческой, теоретической и практической, деятельности в них уделяется недостаточно внимания. В тоже время в гимназии №199 при Русском музее, сотрудники которого проводят занятия с учащимися, осуществляется углубленное изучение искусствоведческих дисциплин, теории искусства по особым программам, однако учебный процесс соответствует, прежде всего, задачам музейной педагогики и гуманитарно-художественного развития учащихся.

Художественно-эстетический профиль и особая роль искусствоведческих дисциплин в области “Искусство”, позволили автору разработать, обосновать и ввести в научный оборот понятие “искусствоведение как направление профильного обучения” в учреждении общего среднего образования.

Как известно, музыка и изобразительное искусство в базисном учебном плане начального общего и основного общего образования дают учащимся общее представление о роли искусства в жизни человека, его теоретических, исторических, художественных особенностях; системе видов и жанров; синтезе искусств. Учащиеся старшего звена на базовом уровне изучают интегрированный курс “мировая художественная культура”, предполагающий непрерывный, целенаправленный процесс знакомства с произведениями различных видов искусства, расширенное представление учащихся об искусстве.

Однако, как правило, к освоению всех трех выше названных предметов искусства не используется искусствоведческого подхода. Данный факт объясняется тем, что в обычном общеобразовательном учреждении и учреждении с другим профилем предметы искусства повышают общий гуманитарный уровень, а в учреждении дополнительного образования дают общую художественно-практическую подготовку. Искусствоведы изучают содержание искусства с научной точки зрения, то учащиеся воспринимают произведения лишь на эмоциональном уровне (Б.М. Неменский). Однако автор приходит к выводу, что в реализации профильной искусствоведческой подготовки учащихся старшего звена использование фундаментальных знаний на занятиях превалирует над педагогическими задачами; способствует подготовке в творческий вуз. При этом занятия проводятся, преимущественно, искусствоведами и специалистами в разных сферах художественного творчества совместно с педагогами искусства. Кроме того, в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением искусствоведческих дисциплин учащиеся получают хорошую теоретическую подготовку по искусству, что, главным образом, отличает эти учреждения от специализированных учебных заведений и учреждений дополнительного образования (музыкальные школы, художественные школы, школы искусств, дворцы творчества, хореографические студии и пр.),

Именно поэтому имеет место дальнейшая работа общеобразовательных учреждений по совершенствованию процесса изучения предметов искусства в соответствии с предусмотренным широким художественно-эстетическим профилем, благодаря которому стало возможно рассматривать искусствоведение как профильное направление.

При этом психологическими основами непрерывного, комплексного процесса освоения искусствоведческих дисциплин в рамках соответствующего профиля являются художественные задатки, художественные способности, художественная одаренность, художественная деятельность (творчество) учащихся. На основе художественных задатков развиваются художественные способности, которые не могут возникать вне художественной деятельности. Б.М. Теплов справедливо считал, что художественные способности не проявляются в художественной деятельности, а создаются в ее процессе. [4] Для того чтобы художественные способности превратились в талант, благодаря которому искусство становится для человека профессией, следует знакомиться с искусством в раннем возрасте. Именно тогда начинает формироваться специалист в области искусства.

Следует также заметить, что развитие искусствоведческого направления профильного обучения искусству, возможно, прежде всего, в тех общеобразовательных учреждениях, которые с начального звена занимаются с учащимися искусством (изобразительное искусство, музыка, хореография) по специальным программам, используя искусствоведческий подход для определения специфики самого искусства и профессиональной самоидентификации. Формированию интереса к театру и кино, к режиссуре кино и театра, фотоискусству, дизайну способствует предпрофильная подготовка.

Таким образом, необходимо учитывать непрерывность процесса освоения искусствоведческих дисциплин, реализация которого зависит от целостности, преемственность, комплексности, персонализации, единства теории и практики.

Примечания.

[1] Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ от 18.07.2002г. № 2783) // Вестник образования. – 2002. - №3. - С.5-26; См. также: Приказ Министерства образования РФ “Об утверждении плана-графика мероприятий  по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения” //Образование в современной школе. – 2003. - № 4. – С.3.

[2] Гончаров Н.К. О введении фуркации в старших классах средней школы / Н.К. Гончаров // Советская педагогика.-1958.-№6.- С.12-37.

[3] Профильное обучение в России: проблемы и перспективы: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 27 февраля 2004, Воронеж / Под ред. Л. Н. Мотуновой. — Воронеж: АОНО ВПО “ИММиФ”, 2004.

[4] Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985. – C. 20.

Библиография.

  1. Гончаров Н.К. О введении фуркации в старших классах средней школы / Н.К. Гончаров // Советская педагогика.-1958.-№6.-С.12-37
  2. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ от 18.07.2002г. № 2783) // Вестник образования. – 2002. - №3. - С.5-26; См. также: Приказ Министерства образования РФ “Об утверждении плана-графика мероприятий  по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения” // Образование в современной школе.-2003.- № 4.- С.3.
  3. Профильное обучение в России: проблемы и перспективы: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 27 февраля 2004, Воронеж / Под ред. Л. Н. Мотуновой. — Воронеж: АОНО ВПО “ИММиФ”, 2004.
  4. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985. – C. 20.