Цели урока:
1. Усвоение личностью опыта предшествующих поколений:
а) проверка и закрепление знаний по теме "Плотность вещества";
б) формирование умений применять знания к решению задач на нахождение плотности вещества, объёма тела, массы тела;
в) формирование экспериментальных умений определять массу тела, объём тела.
2. Развитие функциональных механизмов психики:
а) развитие зрительного и слухового восприятия;
б) развитие памяти;
в) развитие воображения;
г) развитие наблюдательности, умения объяснять наблюдаемые явления с физической точки зрения.
3. Формирование обобщённых типологических свойств личности:
а) развитие общих способностей;
б) воспитание эстетического восприятия мира.
4. Развитие индивидуальных свойств личности:
а) развитие способностей к физике;
б) развитие интересов к физике;
в) формирование мотивов учения.
План урока.
1. Организационный момент (Приложение, слайд №1)
Сообщение темы урока.
Постановка цели урока для учащихся.
Цель урока: научиться находить плотность вещества, используя приобретённые знания и практические навыки.
2. Актуализация знаний и умений учащихся.
- Прежде чем приступить к решению задач на нахождение плотности вещества, необходимо вспомнить, что такое плотность, в каких единицах она измеряется и как её можно определить.
1) Вопросы для фронтального обсуждения:
- Что такое плотность?
- В каких единицах она определяется?
2) Качественная задача: "В сосуды налиты жидкости одинаковой массы. Какая жидкость имеет наименьшую массу?" (Приложение, слайд №2)
3) Работа с таблицей плотности вещества:
- Какое вещество имеет большую, меньшую плотность?
- Что значит это число?
- Какие вещества имеют одинаковую плотность?
4) Проблемный вопрос: если мы возьмём вещество в разных состояниях, будет ли отличаться его плотность?
5) Индивидуальная работа у доски со способными учащимися с карточками.
Карточка №1
Какая жидкость налита в сосуд вместимостью 100 л, если её масса 93 кг?
Карточка №2
Найдите массу бетонной плиты размером 6*3*0,25м3.
Карточка №3
Найдите объём айсберга массой 240т.
Учащиеся с карточками объясняют решение своих задач (обсуждение).
3. Решение проблемной задачи по алгоритму.
1) Постановка проблемы: найти плотность вещества твёрдого тела неправильной формы.
2) Обсуждение: предложения по решению проблемы.
3) алгоритм решения задачи (Приложение, слайд №3)
1. Определите массу тела с помощью весов.
2. Найдите объём тела с помощью измерительного цилиндра.
3. По формуле =m/v найдите плотность вещества.
4. Решение задачи по алгоритму с обсуждением каждого этапа.
Закрепление навыков работы с весами, с измерительным цилиндром, умения применять формулу плотности.
5. Физминутка.
В верхние углы классной комнаты развешаны физические величины: скорость, путь, плотность, масса. Дети должны прослушать определение физические величины, записанное на аудиокассету, и стать лицом к величине, о которой идёт речь. Учитель фиксирует ошибки.
Текст записи:
- "Физическая величина равная отношению пути ко времени, за которое был пройден путь" (ответ: скорость)
- "Физическая величина равная длине траектории" (ответ: путь)
- "Физическая величина равная отношению массы тела к его объёму" (ответ: плотность)
- "Физическая величина, характеризующая инертность тела" (ответ: масса)
6. Нахождение плотности смеси веществ.
- Мы выяснили, что чаще встречаются тела, изготовленные из смеси веществ.
Как же найти плотность смеси веществ? Для этого у нас имеется "мамина задача".
1) На экране дети смотрят видеозапись "Мамина задача"
"Юные физики!
Я решила испечь вам пирог.
С помощью мерной кружки я делала измерения.
Вот что я взяла для теста:
- 100 граммов молока, плотностью 1028 килограммов на метр кубический.
- 0,5 килограмма муки, объёмом 0,0005 метра кубического.
- 50 граммов мёда, плотностью 1345 килограммов на метр кубический.
- 0,1 килограмма растительного масла, плотностью 950 килограммов на метр кубический.
Всё я хорошо перемешала.
Ребята! Используя свои знания, определите плотность получившегося теста"
Обсуждение задачи.
Запись условия задачи (Приложение, слайд № 4)
Дано:
1. Молоко
- m=100 г
- =1028кг/м3
2.Мука
- V=0.0005 м3
- m=0,5 кг
3. Мёд
- m=50 г
- =1345 кг/м3
4. Растительное масло
- m=0,1 кг
- =950 кг/м3
Найти: теста.
3) Решение задачи (Приложение, слайд № 5)
Дано: | Решение: |
1. Молоко | = m/ V |
m1=100 г =0,1кг | m= m1+ m2+ m3+ m4 |
1=1028кг/м3 | V = V1+ V2+ V3+ V4 |
2.Мука | V1= m1 / 1 |
V2=0.0005 м3 | V3= m3 / 3 |
m2=0,5 кг | V4= m4 / 4 |
3. Мёд | Вычисления: (Приложение1, слайд № 6) |
m3=50 г =0,05кг | m= 0,1кг+ 0,5 кг+ 0,05кг+ 0,1кг =0,75кг |
3=1345 кг/м3 | V1= 0,1кг : 1028 кг/м3=0,000098м3 |
4. Растительное масло | V3 =0,05 кг: 1345 кг/м3=0,000037м3 |
m4=0,1 кг | V4=0,1кг : 950 кг/м3=0,0001м3 |
4=950 кг/м3 | V=0,000098м3+0,000037м3+0,0001м3=0,000235м3 |
Найти: теста | =0,75кг/0,000235м3=3191кг/м3 |
Ответ: =3191 кг/м3 |
7. Самостоятельная работа.
Решение практической задачи. У каждого на столе имеются пачки с разными веществами, например, чай, соль, какао, кофе и т.д.
Задача: определить плотность вещества в пачке.
Обсуждение: для решения необходимо массу вещества взять из упаковки, найти объём, измерив стороны упаковки. Решение дети записывают в тетрадях.
8. Подведение итогов.
а) Анализ достижения поставленных целей.
б) выставление оценок с пояснением.
9. Домашнее задание. (Приложение, слайд № 7)
Задание высвечивается на экране, даются учителем методические советы по выполнению творческого задания, дети его записывают в тетради.
Домашнее задание:
- составить и решить задачи на нахождение:
- плотности вещества;
- массы тела;
- объёма тела.
10. Рефлексия.
Что особенно понравилось на уроке?