Развитие креативного мышления у школьников 2-й и 3-й ступеней при обучении английскому языку в средней школе

Разделы: Иностранные языки


И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху. Для продуктивного поведения в таких ситуациях недостаточно опоры на традиционный интеллект, а необходимо опираться на креативность как систему творческих способностей.

Главных проявлений креативности два:

  1. Возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату.
  2. Возможность создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью.

Современная концепция обучения иностранным языкам, как известно, развивается в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению содержания, стратегий, средств, а также реального процесса обучения. Гуманизация в преподавании иностранных языков предполагает появление некоего существенно обновленного «ме­тодического стандарта», вбирающего в себя все целесообразное и ценное, что накоплено передовой наукой и практикой.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить максимально оптимальный климат на уроке. Этого можно добиться различными способами. Повышению интереса к изучению английского языка способствует знакомство с зарубежной литературой и, в частности, такой вид деятельности как перевод стихотворений с английского языка на русский, а также создание проектов ан английском языке.

Занимаясь поэтическими переводами на протяжении нескольких лет, мы с ребятами выпустили несколько сборников, в которых стихотворения англоязычных авторов переведены на русский язык самими школьниками. Эти умения также пригодились им при участии в различных  всероссийских конкурсах: Проект «Познание и творчество», Всероссийская олимпиада по английскому языку «Эйдос», где ребята достигли определённых результатов: стали лауреатами в различных номинациях. (См. приложение 1). Безусловно, такой вид работы развивает творческие способности учащихся и  поддерживает интерес учащихся к изучению английского языка.

Ещё один вид работы, развивающий творческие способности школьников, – это использование на уроках английского языка проектной методики. Проектная методика  позволяет учитывать различный уровень  владения языком и обеспечивает участие каждого члена команды в создании того или иного проекта. Она позволяет школьникам выбрать именно ту тему для создания проекта, которая им интересна на данном этапе. Возможно, она позволит рассмотреть изучаемый вопрос с иной, отличной от существующей, точки зрения. При работе над проектом учитель играет немаловажную роль. Он должен рассказать:

а) что нужно делать
б) как это сделать
в) на каком языке
г) сколько времени должно уйти на подготовку и защиту проекта.

Однако, прежде всего, учитель обязан создать в классе дружескую атмосферу, располагающую к обсуждению. Совсем неплохо, если учитель вспомнит какой-либо смешной случай из своей практики с тем, чтобы помочь школьникам расслабиться и непринуждённо вступить в дискуссию. Чтобы помочь ученикам разговориться, учителю следует обеспечить их некоторыми фразами, помогающими поддерживать беседу, задавать вопросы. Не следует исправлять те ошибки, которые не искажают содержания. Главное, чтобы состоялся акт коммуникации. Можно просто просигнализировать ученику, что ему следует быть внимательней (например, жестами, мимикой); можно задать уточняющий вопрос, выделяя голосом правильную модель построения предложения, или же обсудить принципиальные ошибки позднее, делая записи во время защиты проекта. Несмотря на то, что учитель помогает и подсказывает, все же учащиеся должны работать самостоятельно. Они всегда должны быть готовы к тому, что учитель попросит рассказать, на каком этапе работы над проектом они находятся. Кроме того, к достоинствам проектной методики относится то, что после защиты проекта одной из групп учеников, всегда можно пригласить остальных учащихся к обсуждению услышанного и увиденного, т.е. это интерактивный вид работы, а это, в свою очередь обеспечит интерес к изучению английского языка. Создание проектов позволяет расширить уровень знаний учащихся не только по английскому языку, но и по другим предметам, т.к. темы проектов могут быть самыми разными, а это повышает общий уровень развития школьников. За время работы в школе нами были созданы проекты по различным темам, например «Проблемы экологии», «Евросоюз», «Музеи России. Эрмитаж», «Американская поэзия XIX века. Э.А. По», «Американская проза.  Начало XX века», «Изобразительное искусство России XX века» и т.д. (См. приложение 2 и приложение 3).

Каждому человеку в той или иной мере свойственны способность и желание действовать в соответствии со своими внутренними целями и потребностями, сохранять свою индивидуальность, при­нимать собственные решения относи­тельно возможных поступков, которые не регулируются извне. Проектная методика и позволяет добиться этого с лёгкостью.