Практическое обоснование эффективности применения технологии проектной деятельности в образовательном процессе

Разделы: Иностранные языки


В последнее время в России усилился интерес к проблеме внедрения индивидуального подхода в процесс обучения. Это обусловлено тем, что современным обществом востребован человек, способный быстро реагировать на изменяющиеся условия социума, осуществлять коммуникативную деятельность не только на родном языке, но и на иностранном, т.е. готовый к эффективному иноязычному общению.

Развитие такой личности возможно только в случае реализации индивидуального обучения учащихся на уроках английского языка, при опоре на те технологии, которые активизируют личностный потенциал человека. К таким технологиям относится технология проектной деятельности..

Эпиграфом к ТПД может служить пословица «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе “добывания знаний” и их сознательного  применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности,  высокой мотивированности обучаемых.

Технология проектной деятельности может использоваться практически при изучении любой темы. При обобщении,  закреплении и повторении учебного материала этот метод очень эффективен. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности; как взаимопомощь, желание и умение сопереживать. Формируются творческие способности и активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. ТПД формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом. Приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика.

Эти технологии в большей мере, чем другие отражают гуманистическую сущность педагогики. Роль учителя при этом тоже меняется. Он превращается в руководителя познавательной деятельности ученика, всегда готового придти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учениками добиться нужного результата.

ТПД способствует развитию социально - коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя.

Мои ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (альбомов, коллажей, настенных плакатов). Проекты это одна из наиболее удачных форм освоения предмета,стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт.

В проекте все идет от фантазии, воображения, и если даже всем ученикам предлагается одна-единственная тема, то все равно проектные работы получаются разными, не похожими друг на друга.

Вовлекая учащихся в проектную деятельность, мне хотелось бы, чтобы каждый из них максимально развил и использовал свои задатки уже в школе, а в дальнейшем имея прочную базу, стал хорошим специалистом и высокообразованным человеком.

Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Проект - это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят. Реализация проекта - уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в проектную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.

Изложу свой опыт применения технологии проектной деятельности при изучении темы «Школа». Технология выполнения проекта дается на русском языке, реальная работа учащихся, их общение с учителем и между собой осуществлялись на английском языке. В начале работы над проектом я выяснила, какие проблемы школьной жизни волнуют учеников. Общей задачей стало создание проекта школы, в которой всем ребятам хотелось бы учиться. В работе над проектом " Школа моей мечты", "Моя будущая школа»  участвовали 3 группы. Части проекта (его план) обсуждались в группах. На этапе тренировки ученики усваивали лексический и языковой минимум. Я исполняла роль консультанта, помощника, координатора. Сложным для меня как учителю было создать такие условия, чтобы общение велось только на английском языке на всех стадиях работы над проектом. Таким образом шло формирование навыков общения на английском языке. На презентации был представлен дизайн здания школы и школьного двора в виде плаката, схемы, фотоальбома, рисунка и рукописная «книга» в которой излагалась суть проекта.

Основная поисковая работа велась во внеурочное время, но и на уроки отводилось 10-15 минут, чтобы потрудится над проектом. Форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности выбирали сами ребята.

Интересными были работы над проектами: " Путеводитель по Лондону, Санкт- Петербургу и по Москве», « Путешествие по Нью-Йорку, Иркутску", «Город Пушкин». Ребята подготовили интересные плакаты, буклеты, видеорепортажи. Работая над проектами «Великобритания», «Американские праздники», «Английские писатели, «Великие художники страны изучаемого языка», «Известные люди страны изучаемого языка», «Пословицы и поговорки», «Английские стихи и рифмовки», «Сборник советов», «В мире английских загадок», “Музыка и композиторы в моей жизни ”, “Профессии, которые я выбираю”, “Где бы мне хотелось жить”,  «Christmas», «Teens’ problems». «Inventions in My Life». «Teens and Subculture». «What do you know about British and Russian Traditions?», «Экологические проблемы», «Влияние географии на людей и их образ жизни», “Самое лучшее место на земле», «Добро пожаловать в Россию», «Эволюция молодежных групп в России»,  «Субкультура, которую я хотел(а) бы создать» и другие.

Ребята изготовили очень интересные журналы, рекламные проспекты, фоторепортажи. Результатом проекта становятся  уроки-презентации (см. пример в Приложении).

Интересно проходила работа над проектом «Магазины и покупки». По типу проектов это был творческий проект. По желанию ребят класс был разделён на 5 творческих микрогрупп. I этап - это планирование в классе. II этап - выполнение проекта (на этой стадии деятельность вышла за пределы классной комнаты: учащиеся следили за работой продавцов в магазине, брали у них интервью, работали со словарями дома и в библиотеке, подбирали и готовили печатный и иллюстративный материал по теме «Покупки». Очень важно, что ребята использовали все 4 вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе была сбор информации. Я выступала в роли консультанта для учащихся. III этап - оформление проектной работы,  IV этап - презентация проекта. Это был открытый урок - презентация творческих проектов по теме «Покупки» в 7 классе. Проработав много диалогов и текстов по теме «Покупки» ребята решили снять учебный видеофильм по этой теме, составив предварительно сценарий. А творческие группы выступали в роли торговых агентов и приготовили рекламные ролики о своем магазине и о товаре, который в нем есть. Также они приготовили творчески оформленные рекламные проспекты. Ребята узнали много новой лексики по теме.

Каждая группа сама решила, как приготовить презентацию проекта. Ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше.

Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип “успеха”, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.

В процессе проектной работы учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию, анализируют и объединяют индивидуально собранные материалы в единое целое, повышая, таким образом, свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.

У младших школьников большой интерес вызывают  коллажи: “My unusual house” : “My favourite character”, “My favourite shop”, “My favourite clothes”. “My country at a Glance”.

Проектные задания являются эффективным приемом организации учебной деятельности. Работа над проектом разнообразит урок, способствует эффективной отработке языкового материала, обеспечивает практическую направленность обучения иностранному языку.

Учащимися  активно используются  в проектной деятельности информационные технологии. Ими создаются  презентации с использованием ИКТ.

Понимая, что жизнь требует применения современных информационных технологий, использования компьютеров на уроках, видя желание, интерес, инициативу учащихся, я ввела  в проектную деятельность учащихся информационные технологии. Я сейчас не могу представить свою работу без использования компьютера. Все мои учащиеся старших классов выполняют проектные задания, слайдовые презентации на английском языке на электронных носителях. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.

За  годы работы нами опробованы разные виды проектов по английскому языку : по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; по продолжительности - мини-проекты, краткосрочные: по количеству участников - индивидуальные и групповые: по форме продукта - газета, буклет, журнал, брошюра, сценарий, дневник, постер, видеофильм, словарь, сборник сочинений, доклад, реферат, путеводитель, рукописная книга, фотоальбом, рекламный ролик, рекламный плакат, афиша, настенный плакат, викторина,  мультимедийный продукт(слайдовая презентация) и т.д.

Положительные стороны этого вида работы:

  • повышение общей мотивации учащихся;
  • образовательная и воспитательная ценность;
  • повышение значимости английского языка как средства общения.

Для меня отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Известно, что для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным видом работы, в котором ребята пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях, создание проектов обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, подбирать информацию в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать своими руками. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.

В этом возрасте учащимся важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который ещё недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или владеет компьютерными технологиями.

Приведу пример работы в X классе над проектом “The Way Teenagers Live”. По правилам данной технологии были выделены следующие этапы:

  1. Этап планирования и накопления материала;
  2. Этап выполнения проекта;
  3. Этап презентации проекта.

Ещё только начиная новую тему, я нацелила учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в будущих проектах. Вниманию ребят были представлены две темы “What Is Hot With The Young Generation?” “Is It Easy To Be Young?”, посвященные вопросам, которые касаются непосредственно самих подростков и их жизни. Проблемы молодежи всегда остаются актуальными. В обществе идет вечный спор отцов и детей. У школьников появляется возможность рассказать о том, что их интересует, волнует сравнить себя с зарубежными ровесниками. На каждом уроке обозначается проблема для обсуждения.

Обсуждение этих вопросов проходило в форме дискуссий, в ходе которых ребята, опираясь на свой жизненный опыт, рассказывали свое отношение к различным ситуациям. Школьники составляли различные интервью, собирали печатный и иллюстративный материал писали эссе и выполняли художественные переводы.

Учащиеся старались самостоятельно планировать свои действия и самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для подготовки проекта и где их найти. Многие школьники решили выполнить свои презентации с мультимедиа эффектами, что делало работы более наглядными, динамичными и привлекательными.

Таким образом, благодаря проектной методике занятия по иностранному языку отличаются коммуникативно-прагматической направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка, а также равно-партнерским сотрудничеством учащихся и учителя.

И в этой связи чрезвычайно важным в своей работе я считаю создание таких условий, которые позволили бы ученикам учиться с удовольствием, находить творческие решения поставленных задач и видеть результаты своего труда. Ведь именно это является залогом успешной учебной деятельности.

Цель проектов – способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.

ТПД – личностно–ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех, таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:

– прочное и глубокое усвоение знаний;

– высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

– высокий уровень научности в знаниях у учащихся;

– умение работать в группе, вести групповое обсуждение;

– сплочение детского коллектива;

– мотивация коллективных достижений.

Проблемы, которые можно решить, используя ТПД:

– низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;

– перегрузка  учащихся.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.
  2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.
  3. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.
  4. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Несмотря на все сложности работы над проектом, можно сказать, что это весьма продуктивный вид деятельности. Вся работа идет под девизом:  «We Think, we Learn, we  Create».(«Мы думаем, мы учимся, мы создаем»).  Проектная работа дает возможность развивать у ребенка  творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.