Цель: формирование умения изменять существительные (с ударными окончаниями в единственном лице) по падежам.
Задачи: ознакомление с приёмами определения падежа; развитие орфографической зоркости; воспитание эстетических чувств и дружеских отношений.
Оборудование: запись песни “Вместе весело шагать”, макет горы, канат, флаг школы, карточки.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
Сегодня мы с вами совершим восхождение на вершину этой горы. Как называют людей, совершающих восхождение? Значит, мы сегодня выступим в роли альпинистов. Какими качествами они должны обладать? (мужество, смелость) Ещё это люди, которые много знают и умеют. Нашим багажом будут наши знания в области русского языка.
На вершине нас ждёт важное открытие. С полученными знаниями и открытиями мы сможем покорить другие вершины. Начнём наш путь с разминки.
II. Чистописание.
Запись на доске.
под…ём, с…ехали, об…езд, раз…езд,
Что заметили? (пропущен Ъ) Когда пишется разделительный Ъ знак? Выделите корень и приставку в словах.
Запись в тетрадях.
- строка: дъ съ въ бъ
- строка: подъём, съехали, объезд, разъезд
- строка: Начался долгий подъём на скалистую гору.
Наше восхождение продолжается, но двигаться надо быстро.
III. Мгновенный диктант.
Запись словарных слов с выделением ударной и безударной гласных.
БЫСТР…, В…СТОК, Г…РОЙ, Д…РОГА, ЗАП…Д, ЛАГ…РЬ,
П…БЕДА, Т…ВАРИЩ.
Производится взаимопроверка. Мы ещё раз убедились, что нам помогает взаимовыручка. Молодцы! Скалы нас испытывают. А хорошо ли мы подготовлены? Дифференцированное задание.
Какография (исправление ошибок). Вставь пропущенную букву.
Красив руский лес земой. Блистят пушыстые шапки на вековых соснах. Налисной трапе затаилась рысь. Витерок весило играл сберёсками. Лител белый пух земы. |
Сне…- Зв…- Тр… скучий- Н…чевал- Ст…рожка- К…рмушка- Варе…ки- Доро…ка- |
Пояснение: дети выбирают зелённую или красную карточку и работают в силу своих возможностей. После того как ребёнок отвечает, он берётся за канат, и когда последний ребёнок ответил, все оказываются в одной связке.
Вы не только знаете правила, но их видите и умеете доказывать. Это ещё раз доказывает, что дружба превыше всего. Давайте сделаем привал.
IV. Физпауза.
Выполнение гимнастики под музыку.
V. Введение в тему.
Мы почти на подходе. Вот только буквы в следующим задание занесло снегом и нам надо их найти.
ФВРЛЬ | ХЛД | СНЖК |
февраль | холод | снежок |
На доске стихотворение.
На пути – дороге лёг
Свежий беленький снежок
Над сугробами снежка
Проплывают облака.
Несёт лыжи детвора
По снежку скользят
Ура!
Взял мальчишка в кулачок
Рыхлый беленький снежокИ ребята всем гуртом (вместе)
Мчатся поиграть снежком
Они и летом на песке
Будут помнить о снежке.
Понаблюдайте за словом снежок. Какая часть в слове изменяется. Зададим вопросы. С помощью окончаний каждый из этих снежков одевается в своё грамматическое окончание и откликается на свои вопросы.
В русском языке изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
УРА! Мы на вершине. У альпинистов есть традиция при покорение вершины водрузить флаг. При каких ещё официальных церемониях происходит поднятие государственного флага? А мы водрузим флаг нашей школы.
VI. Тема урока.
Слово падеж произошло от латинского слова CASUS падение. Ещё греческие учёные заметили, что имена существительные имеют прямую (основную) форму и косвенно, то есть, отклоняются от прямой. Отсюда и термин склонение. Слова склоняются “падают” той или иной формы. В русском языке 6 падежей, в немецком 4, а у финнов 15.
Сейчас я вас познакомлю с названиями падежей. И расскажу грамматическую сказку.
Сказка о падежах
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.
Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫЙ.
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал
ДАТЕЛЬНЫЙ.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки
его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫЙ.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и
называться стал ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и
назвали ПРЕДЛОЖНЫМ.
Сейчас я покажу общепринятое сокращение в
названиях падежей, и мы просклоняем слово снежок.
Им.п. что? Снежок | зима |
Р.п. чего? Снежка | зимы |
Д.п. чему? Снежку | зиме |
В.п. что? Снежок | зиму |
Т.п. чем? Снежком | зимой |
П.п. о чём? О снежке | о зиме |
Итог урока
Что нового узнали, как называется изменение имён существительных по вопросам? А теперь попробуем справиться ещё с одним заданием.
VII. Закрепление.
Дифференцированное задание.
(Красная карточка)
Составь из слов каждой строчки предложение. Слово (река) поставь в нужной форме.
(река), зимой, на, появился, лёд
замело, (река), берега, снегом
гордятся, (река), жители, города, своей
(Зелёная карточка)
Прочитай. Спиши текст, вставляя слово (река) в нужной форме.
Зимой на (река) появился лёд.
Берега (река) замело снегом.
Жители города гордятся своей (река).
Проверка двух вариантов производится на доске.
Что заметили? (слово река в разных падежных формах) Мы все благополучно вернулись, никого не потеряли. Наши знания, наша дружба были нашими помощниками. Особенно хорошо поработали…… На следующих уроках мы будем учиться определять падежи у имён существительных.
Домашнее задание № 434 стр.163.