Цель: формирование умения изменять существительные (с ударными окончаниями в единственном лице) по падежам.
Задачи: ознакомление с приёмами определения падежа; развитие орфографической зоркости; воспитание эстетических чувств и дружеских отношений.
Оборудование: запись песни “Вместе весело шагать”, макет горы, канат, флаг школы, карточки.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
Сегодня мы с вами совершим восхождение на вершину этой горы. Как называют людей, совершающих восхождение? Значит, мы сегодня выступим в роли альпинистов. Какими качествами они должны обладать? (мужество, смелость) Ещё это люди, которые много знают и умеют. Нашим багажом будут наши знания в области русского языка.
На вершине нас ждёт важное открытие. С полученными знаниями и открытиями мы сможем покорить другие вершины. Начнём наш путь с разминки.
II. Чистописание.
Запись на доске.
под…ём, с…ехали, об…езд, раз…езд,
Что заметили? (пропущен Ъ) Когда пишется разделительный Ъ знак? Выделите корень и приставку в словах.
Запись в тетрадях.
- строка: дъ съ въ бъ
- строка: подъём, съехали, объезд, разъезд
- строка: Начался долгий подъём на скалистую гору.
Наше восхождение продолжается, но двигаться надо быстро.
III. Мгновенный диктант.
Запись словарных слов с выделением ударной и безударной гласных.
БЫСТР…, В…СТОК, Г…РОЙ, Д…РОГА, ЗАП…Д, ЛАГ…РЬ,
П…БЕДА, Т…ВАРИЩ.
Производится взаимопроверка. Мы ещё раз убедились, что нам помогает взаимовыручка. Молодцы! Скалы нас испытывают. А хорошо ли мы подготовлены? Дифференцированное задание.
Какография (исправление ошибок). Вставь пропущенную букву.
| Красив руский лес земой. Блистят пушыстые шапки на вековых соснах. Налисной трапе затаилась рысь. Витерок весило играл сберёсками. Лител белый пух земы. |
Сне…- Зв…- Тр… скучий- Н…чевал- Ст…рожка- К…рмушка- Варе…ки- Доро…ка- |
Пояснение: дети выбирают зелённую или красную карточку и работают в силу своих возможностей. После того как ребёнок отвечает, он берётся за канат, и когда последний ребёнок ответил, все оказываются в одной связке.
Вы не только знаете правила, но их видите и умеете доказывать. Это ещё раз доказывает, что дружба превыше всего. Давайте сделаем привал.
IV. Физпауза.
Выполнение гимнастики под музыку.
V. Введение в тему.
Мы почти на подходе. Вот только буквы в следующим задание занесло снегом и нам надо их найти.
| ФВРЛЬ | ХЛД | СНЖК |
| февраль | холод | снежок |
На доске стихотворение.
На пути – дороге лёг
Свежий беленький снежок
Над сугробами снежка
Проплывают облака.
Несёт лыжи детвора
По снежку скользят
Ура!
Взял мальчишка в кулачок
Рыхлый беленький снежокИ ребята всем гуртом (вместе)
Мчатся поиграть снежком
Они и летом на песке
Будут помнить о снежке.
Понаблюдайте за словом снежок. Какая часть в слове изменяется. Зададим вопросы. С помощью окончаний каждый из этих снежков одевается в своё грамматическое окончание и откликается на свои вопросы.
В русском языке изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
УРА! Мы на вершине. У альпинистов есть традиция при покорение вершины водрузить флаг. При каких ещё официальных церемониях происходит поднятие государственного флага? А мы водрузим флаг нашей школы.
VI. Тема урока.
Слово падеж произошло от латинского слова CASUS падение. Ещё греческие учёные заметили, что имена существительные имеют прямую (основную) форму и косвенно, то есть, отклоняются от прямой. Отсюда и термин склонение. Слова склоняются “падают” той или иной формы. В русском языке 6 падежей, в немецком 4, а у финнов 15.
Сейчас я вас познакомлю с названиями падежей. И расскажу грамматическую сказку.
Сказка о падежах
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.
Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫЙ.
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал
ДАТЕЛЬНЫЙ.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки
его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫЙ.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и
называться стал ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и
назвали ПРЕДЛОЖНЫМ.
Сейчас я покажу общепринятое сокращение в
названиях падежей, и мы просклоняем слово снежок.
| Им.п. что? Снежок | зима |
| Р.п. чего? Снежка | зимы |
| Д.п. чему? Снежку | зиме |
| В.п. что? Снежок | зиму |
| Т.п. чем? Снежком | зимой |
| П.п. о чём? О снежке | о зиме |
Итог урока
Что нового узнали, как называется изменение имён существительных по вопросам? А теперь попробуем справиться ещё с одним заданием.
VII. Закрепление.
Дифференцированное задание.
(Красная карточка)
Составь из слов каждой строчки предложение. Слово (река) поставь в нужной форме.
(река), зимой, на, появился, лёд
замело, (река), берега, снегом
гордятся, (река), жители, города, своей
(Зелёная карточка)
Прочитай. Спиши текст, вставляя слово (река) в нужной форме.
Зимой на (река) появился лёд.
Берега (река) замело снегом.
Жители города гордятся своей (река).
Проверка двух вариантов производится на доске.
Что заметили? (слово река в разных падежных формах) Мы все благополучно вернулись, никого не потеряли. Наши знания, наша дружба были нашими помощниками. Особенно хорошо поработали…… На следующих уроках мы будем учиться определять падежи у имён существительных.
Домашнее задание № 434 стр.163.