Тема: «Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м’]»
Цели урока:
Познакомить с новыми буквами и звуками, учить детей различать согласный звук от гласного.
Формировать навыки сознательного, правильного, беглого чтения.
Закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных, кличек животных.
Развивать внимание , мышление, умение работать с текстом.
Воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: книги К. Чуковского, рисунки к произведению К. Чуковского «Муха-Цокотуха», слоги-слияния (карточки), таблица слогов-слияний с буквой М.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
а) Отгадайте
Не царь, а в короне.
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
- С какого звука начинается это слово? Дайте характеристику этому звуку.
- Почему в этом слове звук [п’] мягкий?
б) Игра «Тим и Том».
Песня, подруга, Петрушка, подарок, пальто, письмо.
в) Работа с лентой букв.
3. Постановка темы и цели урока.
Игра: «Кто внимательный?»
- Найдите одинаковый звук в словах: мох, март, муравей, карман.
- С каким звуком мы познакомимся сегодня на уроке?
4. Работа над новым материалом.
а) Выделение нового звука.
Отгадайте:
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит-не страшится,
Упасть-не боится? (Муха)
- К нам в гости сегодня пришла героиня сказки К. Чуковского Муха. Как ее зовут? (Муха-Цокотуха)
Давайте составим схему этого слова-муха.
- Сколько в этом слове слогов, слияний? Назовите первый слог. Из каких звуков он состоит? Дайте характеристику первому звуку.
- Бабушка Пчела Мухе-Цокотухе что принесла? (Ну, конечно, мед).
- Назовите первый звук в этом слове, дайте ему характеристику.
б) Определение позиции звука в словах.
- Что купила Муха-Цокотуха, когда нашла денежку?
самовар | комар | муравей |
шмель | медведь | сом |
в) Упражнение в распознавании этого звука в словах.
- К праздничному столу Муха-Цокотуха покупала продукты. Вспомните тему урока и назовите продукты, которые могла купить именинница. (Масло, маргарин, молоко, макароны, майонез, мандарины и т.д.)
- Но продуктов оказалось так много, что Муха растерялась. Я буду называть по два блюда, а вы помогите Мухе, выберите нужное:
- мясной бульон или рыбный?
- салат из моркови или свеклы?
- яблоки моченые или печеные?
- мороженое или торт?
- квас или морс?
5. Физкультминутка
- К Мухе пришли гости. Если пришел долгожданный гость (в его названии есть звук [м, м’]), мы ему делаем низкий поклон. А если гость пришел без приглашения, мы прячемся за стул.
Мотыльки, носорог, мошкара, тигр, муравьи, лев, шмели, волк, моль.
6. Знакомство с новой буквой.
- На что похожа буква М? (Ответы детей).
- Давайте и мы покажем букву М.
«Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали».
7. Письмо буквы М, м.
8. Чтение слогов-слияний по таблице с буквой М.
- Муха-Цокотуха вам предлагает новое задание:
1) Прочитайте все слоги;
2) Прочитайте слоги с твердым звуком [м];
3) Прочитайте слоги с мягким звуком [м'].
9. Запись слогов-слияний в прописи, дополнив их до слов.
ма | мама | мо | моль | му | мука |
мы | мыли | ми | миска | ме | метро |
10. Работа с антонимами.
- Муха-Цокотуха дает вам следующее задание: подберите антонимы к данным словам.
Жадная муха (Добрая)
Трусливый комар (Храбрый)
Огромная мошкара (Маленькая)
Быстрые червяки (Медлительные)
11. Закрепление.
- Раз наша Муха-Цокотуха именинница, то она получила от своих друзей очень много подарков.
Давайте и мы ее поздравим.
…(Дорогая) Муха-Цокотуха! …(Поздравляем) тебя с днем твоих именин. …(Желаем) оставаться такой же …(доброй) и …(гостеприимной). Пусть у тебя будет много …(хороших) друзей!
Ученики 1 класса школы 1493 г. Москвы.
12. Итог урока.