Интегрированный урок по обучению грамоте с элементами письма

Разделы: Начальная школа


Тема: «Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м’]»

Цели урока:

Познакомить с новыми буквами и звуками, учить детей различать согласный звук от гласного.

Формировать навыки сознательного, правильного, беглого чтения.

Закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных, кличек животных.

Развивать внимание , мышление, умение работать с текстом.

Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: книги К. Чуковского, рисунки к произведению К. Чуковского «Муха-Цокотуха», слоги-слияния (карточки), таблица слогов-слияний с буквой М.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

а) Отгадайте

Не царь, а в короне.

Не всадник, а со шпорами.

(Петух)

- С какого звука начинается это слово? Дайте характеристику этому звуку.

- Почему в этом слове звук [п’] мягкий?

б) Игра «Тим и Том».

Песня, подруга, Петрушка, подарок, пальто, письмо.

в) Работа с лентой букв.

3. Постановка темы и цели урока.

Игра: «Кто внимательный?»

- Найдите одинаковый звук в словах: мох, март, муравей, карман.

- С каким звуком мы познакомимся сегодня на уроке?

4. Работа над новым материалом.

а) Выделение нового звука.

Отгадайте:

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит-не страшится,

Упасть-не боится? (Муха)

- К нам в гости сегодня пришла героиня сказки К. Чуковского Муха. Как ее зовут? (Муха-Цокотуха)

Давайте составим схему этого слова-муха.

img1  

- Сколько в этом слове слогов, слияний? Назовите первый слог. Из каких звуков он состоит? Дайте характеристику первому звуку.

- Бабушка Пчела Мухе-Цокотухе что принесла? (Ну, конечно, мед).

img2

 - Назовите первый звук в этом слове, дайте ему характеристику.

б) Определение позиции звука в словах.

- Что купила Муха-Цокотуха, когда нашла денежку?

самовар комар  муравей
шмель  медведь сом

в) Упражнение в распознавании этого звука в словах.

- К праздничному столу Муха-Цокотуха покупала продукты. Вспомните тему урока и назовите продукты, которые могла купить именинница. (Масло, маргарин, молоко, макароны, майонез, мандарины и т.д.)

- Но продуктов оказалось так много, что Муха растерялась. Я буду называть по два блюда, а вы помогите Мухе, выберите нужное:

- мясной бульон или рыбный?

- салат  из моркови или свеклы?

- яблоки моченые или печеные?

- мороженое или торт?

- квас или морс?

5. Физкультминутка

- К Мухе пришли гости. Если пришел долгожданный гость (в его названии есть звук [м, м’]), мы ему делаем низкий поклон. А если гость пришел без приглашения, мы прячемся за стул.

Мотыльки, носорог, мошкара, тигр, муравьи, лев, шмели, волк, моль.

6. Знакомство с новой буквой.

- На что похожа буква М? (Ответы детей).

- Давайте и мы покажем букву М.

«Взявшись за руки, мы встали,

И на М похожи стали».

7. Письмо буквы М, м.

8. Чтение слогов-слияний по таблице с буквой М.

- Муха-Цокотуха вам предлагает новое задание:

1) Прочитайте все слоги;

2) Прочитайте слоги с  твердым звуком [м];

3) Прочитайте слоги с мягким звуком [м'].

9.  Запись слогов-слияний в прописи, дополнив их до слов.

ма мама мо моль му мука
мы мыли ми миска  ме метро

10. Работа с антонимами.

- Муха-Цокотуха дает вам следующее задание: подберите антонимы к данным словам.

Жадная муха (Добрая)

Трусливый комар (Храбрый)

Огромная мошкара (Маленькая)

Быстрые червяки (Медлительные)

11. Закрепление.

- Раз наша Муха-Цокотуха именинница, то она получила от своих друзей очень много подарков.

Давайте и мы ее поздравим.

…(Дорогая) Муха-Цокотуха! …(Поздравляем) тебя с днем твоих именин. …(Желаем) оставаться такой же …(доброй) и …(гостеприимной). Пусть у тебя будет много …(хороших) друзей!

Ученики 1 класса школы 1493 г. Москвы.

12.  Итог урока.