Задачи:
- дать представление о причинах возникновения дождя и ветра;
- расширить и уточнить знание детей о дожде и ветре;
- воспитывать любовь к природе;
Оборудование:
- штатив, спиртовка, чашечка с водой;
- два воздушных шарика;
- видеозаписи;
- глобус Луны;
- знаки;
- карточки со словами.
Ход урока
1. Орг. момент.
– Здравствуйте! Садитесь!
2. Постановка темы урока.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
- Какие качества нужно проявить, что бы получился такой урок?
- Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира и узнать, почему идет дождь и дует ветер. Это тема нашего сегодняшнего урока.
3. Актуализация знаний, постановка проблемы.
- Но прежде вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (о Луне)
-Три (с каждого ряда по одному ) человека пойдут к доске, рассмотрят глобус Луны и прочитают на нём названия.
- Поделитесь со мной своими знаниями о Луне. Давайте договоримся, что каждый скажет по одному предложению, чтобы сказать смогли все.
(На доске изображение Луны, у учителя условные обозначения. По мере высказываний прикрепляю знаки на доску.)
- Какие названия вы прочитали на Луне?
- Что вас удивило? (не может быть морей, так как нет воды)
- Моря на Луне - это низменности, впадины. А заполнены ли они водой?
- Молодцы! Вы много знаете о Луне.
- Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь?
- Почему вы так считаете?
4. Совместное открытие нового.
- А почему дождь идет на Земле? Какие у вас есть предположения? (свободные высказывания детей)
- Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.
(Проведение опыта с комментированием)
- Что я делаю? (нагреваю воду)
- А что в природе нагревает воду? (солнце)
- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.
- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.
- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю предмет)
- Проверим, так ли это? (показываю)
- Почему образовались капельки?
-Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку.
- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)
- Посмотрите, как это происходит в природе.
(Видеозапись)
- Почему же идет дождь?
- Откройте учебник на стр. 92. Сравним вывод, который сделали мы с выводом учёных.
- Из чего состоит туча?
- Почему капли падают на Землю? (Капли тяжёлые и не могут долго держаться в небе и падают.)
-Вот поэтому и идёт дождь. Мы поднялись на одну ступеньку в познании окружающего мира.
- Давайте послушаем, как идёт дождь.
Физминутка.
Ударила одна капелька, две, три, четыре, пять, пошел ливень. Дождь прекратился. Какой дождь вы услышали? (Ливень)
- Почему так назвали?
- Еще в природе бывает косой дождь и ситничек. (Карточки со словами креплю на доску).
- Как вы думаете, почему эти дожди так назвали?
- Посмотрите на картинку и скажите, какой дождь изображён?
- Возьмите карточки, соберите пазлы и узнаете, какой дождик нарисован на вашей картинке? На работу даю 2 минуты.
- Какой дождь получился? (Первый ряд - ливень; второй ряд - ситничек; третий ряд – косой; картинки прикрепить на доску)
- А знаете ли вы, почему дождь бывает косой? (дует ветер).
- Ребята, откуда появляется ветер? Почему он дует? (свободные высказывания детей).
- Давайте попробуем ответить на эти вопросы после небольших опытов. Сейчас мы сами сделаем ветер. Помашите рукой у себя перед лицом.
Физминутка.
- Что вы чувствуете? (Ветерок.)
- А откуда он взялся? (Мы заставили рукой воздух колебаться, двигаться.)
- Хорошо. Понаблюдаем еще за одним опытом. (Опыт с воздушными шариками.)
- Но прежде скажите, где воздух теплее: в классе или в коридоре?
- Что произошло? (Шарики двигаются в разные стороны)
- Почему шарики двигаются в разные стороны? (Холодный воздух устремился в класс, а теплый воздух из класса.)
- Кто догадался, что же такое ветер? (Это движущийся воздух.)
- Давайте, сравним наш вывод с выводом ученых в учебнике на стр. 93.
- О чём рассказали нам учёные?
- Ребята, а какой бывает ветер?
- Продолжите предложение: “Ветер бывает….”, используя карточки со словами. Возьмите только те, которыми можно описать ветер. Два ученика выполнят эту работу на доске. (Слева - бывает, справа - не бывает)
- Прочитайте полученное предложение.
- Почему ветер назовем сырым, порывистым? (Если еще какие-то слова непонятны, объяснить.)
- Какие слова оказались лишними?
- Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое. Посмотрим, какие ошибки допустил художник при изображении действия ветра. Для этого откройте тетрадь на стр. 37, найдите задание №3.
- Молодцы! Вы нашли все ошибки.
- Так почему же дует ветер?
- Правильно, тёплый воздух поднимается вверх, а холодный занимает его место. - Как вы думаете, преодолели мы ещё одну ступеньку? Почему? А ещё что узнали?
- Ребята как вы думаете, есть ли что-то общее в образовании дождя и ветра?
- Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки.
Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождь)
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез. (Туча)
(Дети с этими словами выходят к доске).
- Вы найдите пару, взявшись за руки, а дети на местах возьмите карточку с такими словами и соедините пары стрелками.
- Сравним. Все согласны?
- Почему вы встали именно так? (Дождь идет из тучки, ветер это движущийся воздух.)
-Молодцы, вы всё сделали правильно, но отгадайте ещё одну загадку.
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
- В какую группу поставим солнышко? (Оно нужно и в той и в другой группе.)
- Всё в природе взаимосвязано. (Дети берутся за руки). И я почувствовала связь с вами на этом уроке. Что почувствовали вы?
5. Итог урока. Рефлексия.
- Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира? Почему?
- Не все тайны природы мы узнали на этом уроке. Мой подарок поможет продолжить узнавать отчего и почему….. Спасибо за урок. (Дарю книжки с рассказами Л.Н. Толстого “Почему идёт дождь?”, “Почему дует ветер?”)
Урок окончен.