Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Почему идет дождь и дует ветер?", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи:

  • дать представление о причинах возникновения дождя и ветра;
  • расширить и уточнить знание детей о дожде и ветре;
  • воспитывать любовь к природе;

Оборудование:

  • штатив, спиртовка, чашечка с водой;
  • два воздушных шарика;
  • видеозаписи;
  • глобус Луны;
  • знаки;
  • карточки со словами.

Ход урока

1. Орг. момент.

– Здравствуйте! Садитесь!

2. Постановка темы урока.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Какие качества нужно проявить, что бы получился такой урок?

- Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира и узнать, почему идет дождь и дует ветер. Это тема нашего сегодняшнего урока.

3. Актуализация знаний, постановка проблемы.

- Но прежде вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (о Луне)

-Три (с каждого ряда по одному ) человека пойдут к доске, рассмотрят глобус Луны и прочитают на нём названия.

- Поделитесь со мной своими знаниями о Луне. Давайте договоримся, что каждый скажет по одному предложению, чтобы сказать смогли все.

(На доске изображение Луны, у учителя условные обозначения. По мере высказываний прикрепляю знаки на доску.)

- Какие названия вы прочитали на Луне?

- Что вас удивило? (не может быть морей, так как нет воды)

- Моря на Луне - это низменности, впадины. А заполнены ли они водой?

- Молодцы! Вы много знаете о Луне.

- Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь?

- Почему вы так считаете?

4. Совместное открытие нового.

- А почему дождь идет на Земле? Какие у вас есть предположения? (свободные высказывания детей)

- Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.

(Проведение опыта с комментированием)

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю предмет)

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

-Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку.

- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)

- Посмотрите, как это происходит в природе.

(Видеозапись)

- Почему же идет дождь?

- Откройте учебник на стр. 92. Сравним вывод, который сделали мы с выводом учёных.

- Из чего состоит туча?

- Почему капли падают на Землю? (Капли тяжёлые и не могут долго держаться в небе и падают.)

-Вот поэтому и идёт дождь. Мы поднялись на одну ступеньку в познании окружающего мира.

- Давайте послушаем, как идёт дождь.

Физминутка.

Ударила одна капелька, две, три, четыре, пять, пошел ливень. Дождь прекратился. Какой дождь вы услышали? (Ливень)

- Почему так назвали?

- Еще в природе бывает косой дождь и ситничек. (Карточки со словами креплю на доску).

- Как вы думаете, почему эти дожди так назвали?

- Посмотрите на картинку и скажите, какой дождь изображён?

- Возьмите карточки, соберите пазлы и узнаете, какой дождик нарисован на вашей картинке? На работу даю 2 минуты.

- Какой дождь получился? (Первый ряд - ливень; второй ряд - ситничек; третий ряд – косой; картинки прикрепить на доску)

- А знаете ли вы, почему дождь бывает косой? (дует ветер).

- Ребята, откуда появляется ветер? Почему он дует? (свободные высказывания детей).

- Давайте попробуем ответить на эти вопросы после небольших опытов. Сейчас мы сами сделаем ветер. Помашите рукой у себя перед лицом.

Физминутка.

- Что вы чувствуете? (Ветерок.)

- А откуда он взялся? (Мы заставили рукой воздух колебаться, двигаться.)

- Хорошо. Понаблюдаем еще за одним опытом. (Опыт с воздушными шариками.)

- Но прежде скажите, где воздух теплее: в классе или в коридоре?

- Что произошло? (Шарики двигаются в разные стороны)

- Почему шарики двигаются в разные стороны? (Холодный воздух устремился в класс, а теплый воздух из класса.)

- Кто догадался, что же такое ветер? (Это движущийся воздух.)

- Давайте, сравним наш вывод с выводом ученых в учебнике на стр. 93.

- О чём рассказали нам учёные?

- Ребята, а какой бывает ветер?

- Продолжите предложение: “Ветер бывает….”, используя карточки со словами. Возьмите только те, которыми можно описать ветер. Два ученика выполнят эту работу на доске. (Слева - бывает, справа - не бывает)

- Прочитайте полученное предложение.

- Почему ветер назовем сырым, порывистым? (Если еще какие-то слова непонятны, объяснить.)

- Какие слова оказались лишними?

- Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое. Посмотрим, какие ошибки допустил художник при изображении действия ветра. Для этого откройте тетрадь на стр. 37, найдите задание №3.

- Молодцы! Вы нашли все ошибки.

- Так почему же дует ветер?

- Правильно, тёплый воздух поднимается вверх, а холодный занимает его место. - Как вы думаете, преодолели мы ещё одну ступеньку? Почему? А ещё что узнали?

- Ребята как вы думаете, есть ли что-то общее в образовании дождя и ветра?

- Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки.

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождь)

По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез. (Туча)

(Дети с этими словами выходят к доске).

- Вы найдите пару, взявшись за руки, а дети на местах возьмите карточку с такими словами и соедините пары стрелками.

- Сравним. Все согласны?

- Почему вы встали именно так? (Дождь идет из тучки, ветер это движущийся воздух.)

-Молодцы, вы всё сделали правильно, но отгадайте ещё одну загадку.

Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце)

- В какую группу поставим солнышко? (Оно нужно и в той и в другой группе.)

- Всё в природе взаимосвязано. (Дети берутся за руки). И я почувствовала связь с вами на этом уроке. Что почувствовали вы?

5. Итог урока. Рефлексия.

- Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира? Почему?

- Не все тайны природы мы узнали на этом уроке. Мой подарок поможет продолжить узнавать отчего и почему….. Спасибо за урок. (Дарю книжки с рассказами Л.Н. Толстого “Почему идёт дождь?”, “Почему дует ветер?”)

Урок окончен.