Цели урока:
- формирование целостного представления об именах собственных
- формирование навыков правописания имён собственных
- формирование навыков самоконтроля
- развитие речи
- развитие активного, самостоятельного мышления
- воспитывать умение работать в группах, отстаивать своё мнение
Оборудование учителя:
- Таблица настроения.
- Мяч.
- Рисунок человечка – словарика с буквами о, о, р, г, д.
- Запись слова город.
- Запись: Каквасзовут.?!
- Запись:
Почему нас так зовут? (1 зал)
Так было. (2 зал)
Ты и твоё имя. (3 зал)
Что значит твоё имя? (4 зал)
- Запись: Дюймовочка, Снегурочка, Айболит, Незнайка.
- Запись: Перва, Черныш, Мал, Добр, Умник, Зим, Волк, Кот.
- Запись:
Гордиться своим именем.
Создавать себе доброе имя.
Испытывать гордость за своё имя.
- Ответы на тесты № 1 и № 2.
Оборудование учащихся:
- Конверты с письмом (в письме - толкование имени ученика)
- Тест № 1 (1 вариант)
- Тест № 2 (2 вариант)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Психологическая установка
– Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Готовы? А, куда, вы узнаете немного позже. Перед началом путешествия хочется узнать ваше настроение. Хлопните в ладони те, у кого сегодня такое настроение, а у кого такое. (Таблица настроений)
III. Сообщение темы урока
– Итак, в запасе у вас всех хорошее настроение, отправляемся в путь. Человечек-словарик подскажет, куда мы отправляемся. Будьте внимательны. (Все хором: «в город») Да! Но в город необычный. В город Больших букв (показ рисунка города), чтобы разгадать тайну имён.
IV. Орфографическая разминка
– А теперь произнесите это слово орфографически. (Город)
V. Минутка «Вспомни всё о слове»
– Скажите всё, что вы знаете об этом слове:
- это слово отвечает на вопрос что?
- состоит из двух слогов
- значит, его можно перенести по слогам
- в нём 5 букв: 2 – гласные, 3 – согласные
- в нём 5 звуков (дети записывают транскрипцию слова [горат] и объясняют, какой звук обозначает каждая буква)
- в этом слове две орфограммы: безударная непроверяемая гласная и парный согласный на конце (учащиеся подбирают проверочное слово)
VI. Решение ключевых задач по теме «Имена собственные»
– Город больших букв велик. Чтобы разгадать тайну мы с вами отправляемся в исторический музей этого города. Название музея зашифровано в буквах и знаках (запись КАКВАСЗОВУТ.?!) Какие слова могут составить предложение – название исторического музея? Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, в которых содержится законченная мысль. Нужно разделить написанное на слова и выбрать нужный знак.) Как на письме обозначить начало предложения? (На письме первое слово записывается с заглавной буквы)
VII. Минутка чистописания
– Запиши предложение: Как вас зовут? (Разбор соединений букв, наклона, ширины и высоты букв)
– Проходим в первый зал (запись: «Почему нас так зовут?») Чтобы ответить на этот вопрос проведём небольшую литературную викторину.
1) В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и звали …(Дюймовочка) Почему автор назвал девочку Дюймовочка? (За её маленький рост.) Дюйм – это чуть больше двух с половиной сантиметров. На доске запись: «Дюймовочка».
2) Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка). Почему народ назвал героиню сказки Снегурочка? (За то, что она была сделана из снега) На доске запись: «Снегурочка».
3) Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор … (Айболит)
На доске запись: «Айболит».
– Почему доктора назвали Айболит? (За то, что он лечит тех, у кого что-то болит)
4) А теперь попробуйте вспомнить, как зовут малышей – коротышек, друзей Незнайки. (Знайка, Тюбик, Пулька, Семицветик, Пончик, Винтик, Шпуньтик) (Объяснение каждого имени) У всех имён есть что-то общее в написании. Что? (большая буква) Почему? Потому что это имена собственные.
– Молодцы. Вы без труда ответили на вопрос, почему так зовут героев литературных произведений.
– Отправляемся в другой зал (Запись: «Так было»)
Какие же были имена раньше? Чтение некоторых
русских имён: Перва, Черныш, Мал, Добр, Умник, Зим,
Волк, Кот.
Одни русские имена часто были характеристиками
людей. (Добр, Умник) Иногда человеку давалось
числовое имя: родился первый ребёнок в семье –
его назвали Перва. По внешнему виду (Черныш, Мал).
Имя могло отражать время его рождения в году:
Зим. Давались имена, связанные с животным миром
(Волк, Кот).
Был и другой период в истории русских имён, когда
их выбирали по церковным календарям. Имя
давалось в соответствии с именем святого,
которое приходилось на день рождения или
крещения ребёнка по календарю.
Уже более 100 лет родители свободно выбирают детям
имена, независимо от календаря.
– Интересно узнать о своём имени? Тогда переходим в другой зал. Прочитайте его название. (Ты и твоё имя)
– У каждого из нас есть своё имя. Напишите своё имя. Я дотронусь до плеча, а вы прочитайте написанное. Почему в классе есть дети с одинаковыми именами, а они написали по-разному? (Имена одинаковые, но кто-то написал полное имя, а кто-то сокращённое.) Как написали своё имя? (С заглавной буквы) Почему? (Потому что это имя собственное.)
VIII. Физкультминутка
– Я буду называть полное имя, а вы называете сокращённую форму, и наоборот. (Василий, Виктор, Татьяна, Людмила, Галина, Оля, Петя, Вова, Ваня)
– Переходим в 4 зал (хором читают название: «Что значит твоё имя?»). Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена перешли к нам из других языков. У каждого из вас на парте лежит конверт, в котором письмо, пришедшее из города больших букв. Откройте и прочитайте каждый о своём имени (Чтение толкование некоторых имён.) Сравните значение женских и мужских имён. Что скрыто в них? (В женских именах доброта, нежность, ласка, в мужских – сила, мужество, смелость.)
IX. Работа в группах
– Объясните, что значит: «Гордиться своим именем. Создавать себе доброе имя. Испытывать гордость за своё имя».
X. Закрепление изученного (учебник стр. 34 упр. 89.)
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
XI. Тестирование
– Экскурсия по музею имён закончилась. Пора возвращаться домой. Попрощаемся с жителями удивительного горда. Чтобы они убедились, что вы не зря провели время, ответьте на вопросы теста (За каждый правильный ответ поставь себе 1 балл, ключ на доске.)
Тест № 1.
1. Найди и исправь ошибки.
варона
ветер
заяц
директор
конава
2. Подчеркни правильную транскрипцию слова мороз.
[мороз]
[марос]
[мароз]
3. Укажи, сколько слогов в слове молодые.
2
3
4
5
4. Выбери и подчеркни слова, которые нужно писать с большой буквы.
яблоня
дмитрий
загадка
коля
вечер
5. Подчеркни все известные тебе имена собственные.
Багаж
Москва
Владимирович
Мудрец
Светлана
Музей
Петров
Днепр
Солнце
Тузик
6. Укажи нужные буквы.
Д(д)енис и Л(л)ёня – два брата.
Б(б)абушка К(к)лава дала им книгу.
7.* Обозначь начало и конец предложения, исправь ошибки.
Дедушка егор с внуком васей пошли на пруд они взяли удочки в руках у васи ведёрко для рыбы дедушка нёс наживку.
Поставь себе оценку:
20–15 бал. – «5»;
14–10 бал. – «4»;
менее 10 бал. – «3».
Если тебе оценка не понравилась, вернись к этому тесту ещё раз через несколько дней. Только эти несколько дней не сиди без дела!
Тест № 2.
1. Найди и исправь ошибки.
борабан
газета
диревня
билет
корман
2. Подчеркни правильную транскрипцию слова отряд.
[отряд]
[атр`ат]
[отр`ад]
3. Укажи, сколько слогов в слове пушистые.
1
2
3
4
5
4. Подчеркни слова, которые нужно писать с большой буквы.
белка
костя
собака
ирина
мальчик
5. Подчеркни все известные тебе имена собственные.
Море
Саранск
Иванович
Волшебник
Ваня
Театр
Сидоров
Волга
Картина
Пушок
6. Укажи нужные буквы.
У(у) Ю(ю)ли санки.
Ю(ю)ля водит брата С(с)ашу.
7*. Обозначь начало и конец предложения, исправь ошибки.
Дедушка Егор с внуком васей пошли на пруд они взяли удочки в руках у васи ведёрко для рыбы дедушка нёс наживку.
Поставь себе оценку:
20–15 бал. – «5»
14–10 бал. – «4»
менее 10 бал. – «3»
Если тебе оценка не понравилась, вернись к этому тесту ещё раз через несколько дней. Только эти несколько дней не сиди без дела!
XII. Итог урока
– Что понравилось, не понравилось? Почему?
– Что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому?