В коррекционном учреждении III вида осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования с учетом коррекционной направленности уроков.
Образовательный процесс для детей с сохранным интеллектом осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
I ступень – начальное общее образование (срок освоения 4 года);
II ступень – основное общее образование (срок освоения 6 лет);
III ступень – среднее (полное) общее образование (срок освоения 2 года).
Прежде всего, учителя обращают внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников (таблица 1).
Таблица 1
Психические процессы и их виды |
|
Восприятие |
зрительное, слуховое, осязательное |
Представления |
зрительные, слуховые, осязательные |
Внимание |
непроизвольное, произвольное, постпроизвольное устойчивое, неустойчивое |
Память |
наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная |
Мышление |
наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое |
Воображение |
пассивное (преднамеренное, непреднамеренное), активное (творческое, воссоздающее) |
Весь образовательно-воспитательный процесс в школе-интернате III вида направлен на коррекцию отклонений в развитии детей-инвалидов по зрению средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, внеклассной, воспитательной работы, дополнительного образования, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. На уроках и во внеурочное время педагоги строят работу с учетом коррекционных задач. Коррекционные цели и задачи (таблица 2) в образовательно-воспитательном процессе вытекают из 3-х условий: состояния зрительного анализатора; психофизических особенностей ребенка, степени поражения центральной нервной системы.
Таблица 2
Психические процессы |
Цели и задачи |
ощущения и восприятие | Формировать: целостность
восприятия (осмысленность, точность,
избирательность), высоту порогов
чувствительности. Обучать: дифференцированности восприятий, восприятию времени, ориентироваться в большом и малом пространстве Развивать: сенсорные возможности учащихся, константность восприятия, ощущения (вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные), остроту зрения, глазомер, восприятие пространства. Совершенствовать: цветоразличение, кинестетические ощущения и восприятия. |
мышление |
Обучать: выделять в предмете
главное, обобщать, исключать, рассуждать,
анализировать, абстрагированию, критичности
мышления Развивать: наглядно-образное мышление, развивать словесно-логическое мышление, развивать мобильность и коммуникабельность |
память и представление |
Формировать: точность
представлений, умения самостоятельно выполнять
домашние задания, полноту восприятий Обучать: адекватно оценивать значимость результатов своей учебной и трудовой деятельности, осмысленному запоминанию, продуктивному запоминанию, добиваться понимания поставленной цели, задания, добиваться осмысленности выполнения задания Развивать: логическую память, словесно-логическую память, зрительную память |
внимание |
Формировать: настойчивость,
самостоятельность, дисциплинированность Обучать: распределению внимания Развивать: произвольное внимание, устойчивость внимания |
эмоции |
Формировать: привычку правильного
поведения Обучать: согласовывать свои эмоции и действия согласно ситуации, в которой находишься, дифференцировать чувства Развивать: мимические и пантомимические мышцы |
В ходе педагогической деятельности происходит конкретизация предметных представлений (обследование предмета), обучение использованию остаточного зрения и осязания. Действенным является слово учителя. В процессе обучения важную роль играет обучение ориентировке в большом и малом пространстве (ориентировка на столе, выход к доске) с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, коррекция личностных качеств – самостоятельности, уверенности, коррекция речи – монологическая речь – доказательство теорем, составление задач и т.п.
В школе-интернате обучение осуществляется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия слабовидящего ребенка или рельефно – точечным шрифтом (по системе Брайля) для незрячего. В учебную практику широко внедряются тифлотехнические средства обучения (специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные), что расширяет возможности восприятия, мобильности и ориентировки в пространстве каждого воспитанника. За основу в образовательном процессе взята личностно-ориентированная педагогика, направленная на развитие возможностей и способностей каждого ребенка, формирование нравственно-здоровой личности, обладающей базовыми знаниями.
Учебные программы специального (коррекционного) образовательного учреждения определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения по годам обучения. Программы учитывают особенности познавательной деятельности воспитанников, психофизических особенностей развития детей с нарушениями зрения.
Коррекционная работа на общеобразовательном уроке определяется учебным предметом (таблица 3), его программным содержанием, составом обучающихся данного класса, степенью и характером нарушения зрения обучающихся, характером нарушения познавательной деятельности, конкретной темой урока.
Таблица 3
Предмет |
Коррекционный характер уроков |
Чтение |
Формирование: предметных
представлений мышления в процессе анализа,
синтеза, обобщения, сравнения, Развитие: фонематического слуха, предметной соотнесенности слова или конкретизации понятий, внимания, наблюдательности. Коррекция речи: произношения, логичности, точности эмоциональной выразительности. |
Русский язык |
Развитие: речи, внимания,
наблюдательности, графических навыков,
ориентировки в малом пространстве. Формирование: предметных представлений, мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Коррекция речи: произношения, логичности, точности эмоциональной выразительности. |
Литература |
Формирование: эстетического
восприятия, правильных эстетических критериев. Развитие: речи, воображения, мышления, эмоций. Коррекция: представлений (предметных, временных),речи, памяти, мышления, личностных качеств (самостоятельности, уверенности, коллективизма, контактности, коммуникабельности), сенсорного развития, зрительных восприятий (цветоразличение, контрастная цветовая чувствительность) осязательного восприятия. |
Математика |
Формирование: представлений о
числах и операциях с ними, предметных
представлений. Развитие: зрительного, осязательного восприятия, глазомера, представления о величине, форме, цвете их отношении друг к другу, вычислительных навыков, различных видов памяти, пространственного восприятия, представлений, мышления, ориентировки в пространстве, речи (логичности, обоснованности, точности), активного словаря, графических навыков, предметной соотнесенности, внимания. Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка). |
Природоведение |
Формирование: конкретного
представления о природе, временных
представлений (прогулки) Развитие: наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление), ориентировки в большом и малом пространстве, эстетических чувств, сенсорики Коррекция: мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения. |
Музыка |
Формирование: представлений о
музыкальных произведениях и их исполнении. Развитие: музыкального слуха, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, эстетического вкуса, ориентировки в большом и малом пространстве. Коррекция: слухового восприятия, эмоционального состояния. |
Изобразительное искусство |
Формирование: предметных
представлений Развитие: восприятия, цветоощущения, навыков обследования, графических навыков, представлений - воссоздающего и творческого воображения, эстетического вкуса, эстетических восприятий, зрительного восприятия (цвет листьев, неба и т.д.) Коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в малом пространстве. |
Трудовое обучение |
Формирование: точности, скорости,
координации, целостного образа об окружающей,
действительности, пространственных
представлений Развитие: восприятия форм, величины, цвета предметов, представлений, ориентации, творческого воображения, наблюдательности, конструктивных навыков, речи, мыслительной деятельности, предупреждения вербализма, положительных черт личности (коммуникабельности, товарищества, оценки результатов труда). Коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве. |
Физическая культура |
Формирование: ловкости,
выносливости, воли, самостоятельности, чувства
товарищества, сопереживания Развитие: двигательной сферы (точность координации), правильной осанки, мускулатуры, мышечной силы, внимания, наблюдательности. Коррекция: различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей, ориентировка в малом и большом пространстве. |
Образовательный процесс в школе-интернате ведется по рабочим программам, разработанными учителями-предметниками, учителями начальных классов, рассмотренными на методических объединениях, согласованными с методическим советом и утвержденными директором школы-интерната на основе Примерных программ, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ. Работа учителей дисциплин коррекционного блока строится на основе авторских программ, получивших гриф “Допущено” Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (приказ № 26 от 19.12.2005 и приказ № 2109 от 29.09.2006). Выпущен сборник авторских программ. В программах наряду с общеобразовательными отражены коррекционные цели и задачи.
Выпускники школы-интернаты получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании государственного образца и могут на общих основаниях поступать в высшие, средние специальные и технические учебные заведения по доступным им специальностям или работать в отраслях народного хозяйства по их физическим возможностям.