Коррекционная направленность уроков и внеурочных занятий в условиях школы-интерната III вида

Разделы: Администрирование школы


В коррекционном учреждении III вида осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования с учетом коррекционной направленности уроков.

Образовательный процесс для детей с сохранным интеллектом осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень – начальное общее образование (срок освоения 4 года);

II ступень – основное общее образование (срок освоения 6 лет);

III ступень – среднее (полное) общее образование (срок освоения 2 года).

Прежде всего, учителя обращают внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников (таблица 1).

Таблица 1

Психические процессы и их виды

Восприятие

зрительное, слуховое, осязательное

Представления

зрительные, слуховые, осязательные

Внимание

непроизвольное, произвольное, постпроизвольное устойчивое, неустойчивое

Память

наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная

Мышление

наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое

Воображение

пассивное (преднамеренное, непреднамеренное), активное (творческое, воссоздающее)

Весь образовательно-воспитательный процесс в школе-интернате III вида направлен на коррекцию отклонений в развитии детей-инвалидов по зрению средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, внеклассной, воспитательной работы, дополнительного образования, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. На уроках и во внеурочное время педагоги строят работу с учетом коррекционных задач. Коррекционные цели и задачи (таблица 2) в образовательно-воспитательном процессе вытекают из 3-х условий: состояния зрительного анализатора; психофизических особенностей ребенка, степени поражения центральной нервной системы.

Таблица 2

Психические процессы

Цели и задачи

ощущения и восприятие Формировать: целостность восприятия (осмысленность, точность, избирательность), высоту порогов чувствительности.

Обучать: дифференцированности восприятий, восприятию времени, ориентироваться в большом и малом пространстве

Развивать: сенсорные возможности учащихся, константность восприятия, ощущения (вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные), остроту зрения, глазомер, восприятие пространства.

Совершенствовать: цветоразличение, кинестетические ощущения и восприятия.

мышление

Обучать: выделять в предмете главное, обобщать, исключать, рассуждать, анализировать, абстрагированию, критичности мышления

Развивать: наглядно-образное мышление, развивать словесно-логическое мышление, развивать мобильность и коммуникабельность

память и представление

Формировать: точность представлений, умения самостоятельно выполнять домашние задания, полноту восприятий

Обучать: адекватно оценивать значимость результатов своей учебной и трудовой деятельности, осмысленному запоминанию, продуктивному запоминанию, добиваться понимания поставленной цели, задания, добиваться осмысленности выполнения задания

Развивать: логическую память, словесно-логическую память, зрительную память

внимание

Формировать: настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность

Обучать: распределению внимания

Развивать: произвольное внимание, устойчивость внимания

эмоции

Формировать: привычку правильного поведения

Обучать: согласовывать свои эмоции и действия согласно ситуации, в которой находишься, дифференцировать чувства

Развивать: мимические и пантомимические мышцы

В ходе педагогической деятельности происходит конкретизация предметных представлений (обследование предмета), обучение использованию остаточного зрения и осязания. Действенным является слово учителя. В процессе обучения важную роль играет обучение ориентировке в большом и малом пространстве (ориентировка на столе, выход к доске) с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, коррекция личностных качеств – самостоятельности, уверенности, коррекция речи – монологическая речь – доказательство теорем, составление задач и т.п.

В школе-интернате обучение осуществляется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия слабовидящего ребенка или рельефно – точечным шрифтом (по системе Брайля) для незрячего. В учебную практику широко внедряются тифлотехнические средства обучения (специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные), что расширяет возможности восприятия, мобильности и ориентировки в пространстве каждого воспитанника. За основу в образовательном процессе взята личностно-ориентированная педагогика, направленная на развитие возможностей и способностей каждого ребенка, формирование нравственно-здоровой личности, обладающей базовыми знаниями.

Учебные программы специального (коррекционного) образовательного учреждения определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения по годам обучения. Программы учитывают особенности познавательной деятельности воспитанников, психофизических особенностей развития детей с нарушениями зрения.

Коррекционная работа на общеобразовательном уроке определяется учебным предметом (таблица 3), его программным содержанием, составом обучающихся данного класса, степенью и характером нарушения зрения обучающихся, характером нарушения познавательной деятельности, конкретной темой урока.

Таблица 3

Предмет

Коррекционный характер уроков

Чтение

Формирование: предметных представлений мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения,

Развитие: фонематического слуха, предметной соотнесенности слова или конкретизации понятий, внимания, наблюдательности.

Коррекция речи: произношения, логичности, точности эмоциональной выразительности.

Русский язык

Развитие: речи, внимания, наблюдательности, графических навыков, ориентировки в малом пространстве.

Формирование: предметных представлений, мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения.

Коррекция речи: произношения, логичности, точности эмоциональной выразительности.

Литература

Формирование: эстетического восприятия, правильных эстетических критериев.

Развитие: речи, воображения, мышления, эмоций.

Коррекция: представлений (предметных, временных),речи, памяти, мышления, личностных качеств (самостоятельности, уверенности, коллективизма, контактности, коммуникабельности), сенсорного развития, зрительных восприятий (цветоразличение, контрастная цветовая чувствительность) осязательного восприятия.

Математика

Формирование: представлений о числах и операциях с ними, предметных представлений.

Развитие: зрительного, осязательного восприятия, глазомера, представления о величине, форме, цвете их отношении друг к другу, вычислительных навыков, различных видов памяти, пространственного восприятия, представлений, мышления, ориентировки в пространстве, речи (логичности, обоснованности, точности), активного словаря, графических навыков, предметной соотнесенности, внимания.

Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Природоведение

Формирование: конкретного представления о природе, временных представлений (прогулки)

Развитие: наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление), ориентировки в большом и малом пространстве, эстетических чувств, сенсорики

Коррекция: мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения.

Музыка

Формирование: представлений о музыкальных произведениях и их исполнении.

Развитие: музыкального слуха, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, эстетического вкуса, ориентировки в большом и малом пространстве.

Коррекция: слухового восприятия, эмоционального состояния.

Изобразительное искусство

Формирование: предметных представлений

Развитие: восприятия, цветоощущения, навыков обследования, графических навыков, представлений - воссоздающего и творческого воображения, эстетического вкуса, эстетических восприятий, зрительного восприятия (цвет листьев, неба и т.д.)

Коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в малом пространстве.

Трудовое обучение

Формирование: точности, скорости, координации, целостного образа об окружающей, действительности, пространственных представлений

Развитие: восприятия форм, величины, цвета предметов, представлений,

ориентации, творческого воображения, наблюдательности, конструктивных навыков, речи, мыслительной деятельности, предупреждения вербализма,

положительных черт личности (коммуникабельности, товарищества, оценки результатов труда).

Коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве.

Физическая культура

Формирование: ловкости, выносливости, воли, самостоятельности, чувства товарищества, сопереживания

Развитие: двигательной сферы (точность координации), правильной осанки, мускулатуры, мышечной силы, внимания, наблюдательности.

Коррекция: различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей, ориентировка в малом и большом пространстве.

Образовательный процесс в школе-интернате ведется по рабочим программам, разработанными учителями-предметниками, учителями начальных классов, рассмотренными на методических объединениях, согласованными с методическим советом и утвержденными директором школы-интерната на основе Примерных программ, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ. Работа учителей дисциплин коррекционного блока строится на основе авторских программ, получивших гриф “Допущено” Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (приказ № 26 от 19.12.2005 и приказ № 2109 от 29.09.2006). Выпущен сборник авторских программ. В программах наряду с общеобразовательными отражены коррекционные цели и задачи.

Выпускники школы-интернаты получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании государственного образца и могут на общих основаниях поступать в высшие, средние специальные и технические учебные заведения по доступным им специальностям или работать в отраслях народного хозяйства по их физическим возможностям.