Урок риторики по теме "Разные тексты. Учимся писать письма"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с правилами и вежливыми формами переписки;
  • учить правильно составлять и оформлять письма;
  • совершенствовать умение определять принадлежность текста к тому или иному типу.

Оборудование.

  • Произведение Эдуарда Успенского “Дядя Федор, пёс и кот”,
  • роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”,
  • “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю Шведовой,
  • презентация в Power Point, мультимедийная доска. Презентация

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Будет он нас согревать
И в учёбе помогать.

Презентация.Слайд № 2

  1. Риторическая задача

Распознавание текстов

Учитель - Нашими помощниками на уроке будут герои рассказа “Дядя Федор, пёс и кот” Эдуарда Успенского. Они приготовили для Вас сообщения. Прочитайте их и определите тип каждого текста.

Слайд № 3

“Внимание! Потерялся мальчик семи лет. Зовут его дядя Федор. Глаза у него коричневые и волосы спереди торчком, как будто корова его лизнула. Рост: 1 м 20 см. Нашедшего ждет вознаграждение — новый велосипед. Родители ”.

Слайд № 6

Учитель - Как можно назвать это сообщение?

Дети - Это объявление.

Учитель - Зачем нужны объявления?

Ответы детей

Учитель - Прочитайте следующее сообщение.

“Фоторужье носить в чехле. Перед съемкой открыть крышку объектива, после съемки — закрыть. Обращаться бережно, не бросать, не разбирать, не давать маленьким детям”.

Слайд № 7

Учитель - Как называется это сообщение?

Дети - Это – инструкция.

Учитель - Для чего нужны инструкции?

Дети - Чтобы знать. Как пользоваться каким либо прибором или инструментом.

Учитель - Прочитайте, что написано у кота Матроскина.

“Моя Мурка дает много молока. Молоко вкусное, полезное. В нем много витаминов, минеральных веществ. Если пить молоко каждый день, сил и здоровья прибавится. Пейте, дети, молоко — будете здоровы”

Слайд № 4

Дети - По-моему, это реклама!

Учитель - Для чего нужна реклама?

Дети - В ней сообщается о пользе и достоинствах чего-либо.

Читают следующий текст.

“Дорогие мои родители! Папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня.А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор – Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут. Ваш дядя Федор”.

Слайд № 5

Учитель - Что написал Дядя Фёдор?

Дети - Письмо.

Учитель - Кто из вас писал кому-нибудь письма? Зачем?

Ответы детей

Учитель - Интересно какое сообщение у Печкина?

Читают следующий текст.

“Здравствуйте, папа и мама! Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика дядю Федора. Вы про него еще заметку в газете писали. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его корова меня на дерево загнала. А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. Посмотрите, ваша ли это пуговица. Если пуговица ваша, и мальчик ваш. Всё у вашего мальчика хорошо. И трактор есть, и корова. Он всяких зверей кормит. И кот у него есть хитрый-прехитрый. Вы можете приехать за вашим мальчиком, потому что он ничего не знает. И я ему ничего не скажу. А мне привезите велосипед. Я на нем буду почту развозить. И от новых штанов я бы тоже не отказался. До свиданья. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин”.

Слайд № 8

Дети - Это тоже письмо!

  1. Сообщение темы урока

Учитель - Кто из Вас догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

Ответы детей

Учитель - Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Ответы детей

Учитель - Молодцы! Тема нашего урока “Учимся писать письма”

Слайд № 9

  1. Работа по теме урока

Учитель - Прочитайте. Кто автор этих строк? Что это за произведение?

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю нежности храня,
Вы не оставите меня…”
А. С. Пушкин

Слайд № 10

Ответы детей

Учитель - Так начала свое письмо к Евгению Онегину влюблённая в него Татьяна в романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкина. В каком стиле написано письмо? Как следует его читать?

Ответы детей. Индивидуальное чтение и анализ качества исполнения.

Учитель - Сейчас было бы странно получить или написать подобное письмо. Другие времена, другие нравы. Сейчас письма вытеснил телефон. Всё реже мы пишем письма. И многое теряем. Не следует забывать об этом способе общения людей. А знаете ли Вы, сколько лет пишут письма и какими они были?

Ответы детей

Учитель - Письма люди пишут давно. Первыми письмами были наскальные изображения. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным “писалом”.

Слайды № 11, 12

Учитель - Современные формы и правила переписки сложились более 200 лет назад. Пришли они из Англии. Безусловно, каждый культурный человек обязан не только знать правила написания и оформления писем, но и придерживаться этих правил.

Слайд № 13

Учитель - Рассмотрим их подробно, но прежде объясните значение слов.

Конверт ?
Адрес
Индекс
Адресат
Почтальон
Почта
Почтамт

Слайд № 14.

Ответы детей сопровождаются чтением статей из “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю Шведовой.

  • Почтовый конверт - это заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг. Слайд № 15
  • Адрес – это надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя. Точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо. Слайд № 16
  • Индекс – цифровой указатель чего-либо. Почтовый индекс цифровой указатель предприятия связи места назначения. Слайд № 17
  • Адресат – это тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление. Тот, кому ты пишешь письмо.

Учитель – Внимательно послушайте отрывок из рассказа А.П. Чехова “Ванька”

“…Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу»...” .

Учитель - Что вы можете сказать?

Ответы детей

Слайд № 18

  • Почтальон – работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам. Слайд № 19

Учитель - Вспомните строки из произведения С.Я. Маршака о почтальоне.

Учащиеся читают наизусть отрывок

Ученик 1.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.

Ученик 2.

У него
Сегодня много
Писем
В сумке на боку –
Из Ташкента,
Таганрога,
Из Тамбова
И Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.

Учитель - Кто может объяснить значение следующего слова?

Ответы детей.

  • Почта:
  1. Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, а также здание, где помещается такое учреждение. Слайд № 20

Учащимся сообщается о многозначности слова. Другие его значения дети находят самостоятельно.

  1. Пересылка, доставка средствами этого учреждения.
  2. То, что доставлено этим учреждением, а также вообще доставленные адресату письма, посылки, бандероли.

Учитель – Следующее слово в русском языке известно с 18-го века, восходит к немецкому Роst. В немецком языке это сложное слово, состоящее из двух частей: Роst - почта + Amt - служба. Поэтому в первой половине 19-го века допускалось даже его дефисное написание: почт-амт.

  • Почтамт - главное почтовое учреждение города, осуществляющее также все виды телеграфной и телефонной связи, а также здание, где помещается такое учреждение. Слайд № 21

Физминутка Слайд 22

Учитель - Кто из Вас писал сам или получал письма?

Ответы детей.

Учитель - Кто имеет право распечатать и прочитать письмо?

Ответы детей.

Правило 1. Полученное письмо может распечатать только его адресат. Нельзя читать чужие письма. Слайд 23

Учитель - Будем ли отвечать?

Ответы детей.

Правило 2. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3—5 дней после получения и в вежливой форме. Слайд 24

Учитель - Какие письменные принадлежности нужно приготовить?

(Учащиеся из большого количества канцелярских принадлежностей, выставленных на отдельном столике, выбирают чистый конверт, белый лист бумаги, шариковую ручку.)

Правило 3. Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Личные письма пишутся, как правило, от руки, аккуратным почерком, шариковой ручкой, без исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.

Учитель - Пишут письма только в хорошем настроении. Учитывая, кто адресат, выбирают тон письма. Он может быть почтительным (к учителю, бабушке), шуточным (к приятелю, самому близкому человеку — маме). Не допустима фамильярность. Продумайте, о чем вы напишете, какой эпизод из своей жизни приведете в письме. Слайд 25

Учитель - С чего начинать письмо?

Ответы детей.

Правило 4. В начале послания принято ставить дату. Далее следует вступительное обращение, “приступ”, основной текст, заключительная формула вежливости. Слайд 26

Учитель - Как обратиться к адресату, на Вы или ты? От чего это зависит?

Ответы детей.

Официальное обращение:

  • Уважаемый Сергей Петрович!
  • Товарищ Попов!

Доверительное обращение:

  • Дорогая моя баба Катя!
  • Единственная моя подруга!

Слайд 27

В “приступе” описывается причина написания письма:

  • Я очень скучаю...
  • Мне необходим твой совет...
  • Получила от тебя письмо...

Слайд 28

Заключительная формула вежливости может выглядеть так:

  • С уважением...
  • Примите мои наилучшие пожелания...
  • С нетерпением жду вестей...

Слайд 29

Учитель - Вы изучаете в школе иностранный язык. Какие правила следует помнить, если вы переписываетесь с девочкой (мальчиком) другого государства?

Ответы детей.

Правило 5. Письмо зарубежному другу должно быть составлено на языке адресата. допустимо составление письма на английском языке, как наиболее распространенном в деловых отношениях.

Учитель - Рассмотрим последнее правило.

Правило 6. Закончив письмо, обязательно поставьте подпись. Если вы случайно забыли о чём-то написать, можно добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S., что означает: “после написанного”. Никогда не употребляйте шаблонных выражений “Жду ответа, как соловей лета”, “Найдёте ошибку – примите за улыбку”. Если хотите пошутить – шутите сами. Напишите своё, простое, нежели чужое, пустое. Заботьтесь о близких. Пишите им почаще.

  1. Групповая работа
  1. Написание писем. Предложены ситуации:
  • Из летнего лагеря маме.
  • Другу, бывшему однокласснику.
  • Заболевшему однокласснику.
  • Бабушке, живущей в другой местности.
  1. Оценка работы учащихся.

Чтение писем. Анализ групповой работы.

  1. Итог.
  • С какими правилами вы познакомились?
  • С какими правилами вы были уже знакомы?
  • Какое из правил вы считает важным?
  • Какое правило вы хотите добавить?
  1. Домашнее задание
  • Прочитать Сказку Р. Киплинга “Как было написано первое письмо”
  • Написать письмо однокласснику, уехавшему на каникулы в другую местность.

Презентация

  1. Использованная литература
  2. С. И. Ожегов, Н. Ю Шведова “Толковый словарь русского языка”, – М.: 1994
  3. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л: 1991.
  4. Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя / Под редакцией Т. А. Ладыженской – М.: 1990.
  5. Сараева А. Н. Как проверить “непроверяемое” слово. М.: 2004.
  6. Филимонова Марина Николаевна Идентификатор: 100-892-387