Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем скорее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. Учитель и ученик должны быть современны в новую информационную эпоху.
В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается:
- “участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”;
- творческое решение учебных и практических задач;
- создание собственных произведений, проектов, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.
Другими словами от школы ждут не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя, семьи.
В создавшихся условиях естественным стало появление личностно ориентированных технологий.
В свой работе хочу показать преимущества метода проекта, проанализировать результаты и предложить использовать данный опыт в практике работы учителей начальной школы.
Метод проектов. Слайд 1
- это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов (например — газета, альбом, книга, сценарий и др.);
- образовательная технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Основной тезис метода проектов — всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить. Слайд 2
Этапы выполнения проекта. Слайд 3
Соотношение деятельности учителя и ученика на разных этапах. Слайд 4
На всех этапах деятельности важная роль отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом, выдвигающим цели, предлагающим интересные идеи для обсуждения.
Окончательный выбор темы проекта остаётся за учителем. Зная интересы своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика или группы учащихся.
Проекты особенно интересны и результативны, на мой взгляд, в тесной взаимосвязи урочной и факультативной работы, что, однако, требует особенно тщательной работы учителя.
Почему из разнообразия инновационных направлений мной выбран метод проектов? По нескольким причинам:
- Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных целей любой программой, стандартом образования, сохраняя при этом достижения психологии и частных методик;
- во-вторых, потому, что этот метод обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, критическое мышление;
- в-третьих, потому, что проекты сплачивают детей и родителей, развивают умение работать в команде.
При использовании в 1-м классе метода проекта в процессе работы над “Азбукой” решаются многие учебные задачи периода обучения грамоте, развиваются творческие, литературные способности школьников. Так, решению интеллектуально-нравственных задач способствовала проектная работа первоклассников “Азбука вежливости”.
Проектная работа включает 5 ступеней (этапов):
- На 1 этапе проектной работы нами была поставлена задача создания собственной азбуки.
- На 2 этапе при обсуждении идей и путей реализации поставленной цели школьники предложили на каждую букву русского алфавита придумать вежливое слово.
- Третий этап в проекте коллективно не обсуждался, так как каждый участник самостоятельно решал, как будет выглядеть оформление его собственной “Азбуки вежливости”.
- В реализации 4 этапа проекта (изготовление изделия) участвовали родители первоклассников: они самостоятельно поддерживали детей советом в оформлении работы.
- На 5, заключительном, этапе была организована выставка детских работ. По окончании выставки работы были оформлены в виде альбома
“Азбука вежливости учащихся”
- А - аккуратность;
- Б – будьте добры, благородный, благодарю, благодарный, будь здоров, благожелательный, браво;
- В – вежливость, воспитанный, внимательный, всего хорошего;
- Г – гордость, грамотный, галантность, гуманный, гостеприимный, героизм;
- Д – доброта, доброе утро (день), дисциплинированный, деликатность, дружба, до свидания;
- Г – единодушие, естественность, если Вас не затруднит;
- Ж – желанный, жизнерадостный, жалостливый;
- Ф – фантастический, фантазия;
- Ц – ценный, целеустремлённость, цель, целомудренность;
- Ч – честность, чувствительность, человечность, чем Вы обеспокоены;
- Ш – шикарный, шалость, шутка;
- Щ – щедрость;
- Э – этикет, эрудиция, экстравагантность, экономный;
- Ю – юмор;
- Я - ясный, яркость.
На празднике прощания с первой учебной книгой - “Азбукой” были презентованы наиболее интересные в содержательном и оформительском плане работы. Так, например, Козелкова К. в своей работе вежливые слова и выражения записала не по алфавиту, а разделила на тематические группы: слова благодарности, извинения, приветствия, прощания, знакомства. В каждой такой группе были представлены 5-6 слов и выражений.
У Вероники В. “Азбука вежливости” была оформлена в виде солнца. Каждый луч солнца представлял собой вежливое слово или выражение. Каждый участник проекта получил благодарственное письмо: Благодарность. Слайд 5
В целом работа над проектом “Азбука вежливости” заняла около месяца. В результате работы у первоклассников пополнился словарный запас; развивались творческие и литературные способности; совершенствовалась техника чтения.
Во 2-м классе система работы над проектами нашла своё продолжение.
На родительском собрании обсудили проведение праздника “Мы и наши имена”, о том, к каким конкурсам следует готовиться, как сделать родословное древо, придумать герб, девиз семьи, где можно найти значение имени своего ребёнка, происхождение фамилии, вспомнить семейные традиции, легенды, предания, подготовить пословицы о роде и семье.
Родители с большим желанием отнеслись к этой идее, но были и трудности. Основная – сбор материала о родословной своей семьи. Ребятам пришлось провести опрос родственников. Они писали им письма, звонили по телефону в разные города и районы не только России, но и в страны Ближнего Зарубежья, искали старинные фотографии. Дети с удовольствием включались в общее дело, штудировали книги с пословицами. Каждое родословное древо, принесённое ребёнком, было событием не только для него, класса, но и для родителей. Родословные были красиво оформлены, использовались фотографии и рисунки. Например, один мальчик, разглядывая фотографию 1812 года, понял, что он очень похож на своего прапрадеда, и очень был горд этим. Каждая семья при оформлении проявила индивидуальность, всё было сделано с большой любовью. Вот некоторые девизы, придуманные родителями и детьми: “Учиться и честно трудиться”, “Кто мало думает, тот много ошибается”, “Человек без Родины – что земля без семени”. Слайд 6
Атмосфера добра и уважения, сотрудничества пронизывают такие праздники, возникает возможность сотворчества педагога, учащихся и родителей.
Банк проектов. Слайд 7
- Мой родной Нижегородский край
- Памятные места города Сарова
- Наше Отечество и его защитники
- Семейная реликвия “Память о моём прадедушке”
- Семейная реликвия “Фарфоровая чашка”
- Семейная реликвия “Бабушкин полушалок”
- Пётр Первый – державный основатель
- История Новогодней открытки
- Русская матрёшка
- Берёзка – символ Родины моей
- Моё дерево
Пичугина Анна захотела, чтобы возле школы поселились птицы. Она поставила перед собой такую цель – подружиться с деревьями. Девочка посоветовалась со взрослыми, всё расспросила о растениях. Сходила в библиотеку, взяла книги о деревьях. Потом наметила план к достижению своей цели. Юная исследовательница решила, как можно больше узнать о деревьях. Наступило время подводить итоги. Что ей удалось, а что нет? Что она сделала самостоятельно, а где ей помогли? Что в другой раз она сделает иначе? Вот на какие вопросы отвечала себе Анна. Слова: цель, подготовка, план, выполнение, подведение итогов обозначают основные этапы выполнения проекта. Свой проект “Моё дерево” Анна представила 15 декабря 2007 года на городской конференции исследовательских работ “Я – исследователь” и заняла первое место среди учащихся 3–5-х классов. Слайд 8
Итоги проектной деятельности, 3-й класс.
- В городском этапе исторического конкурса “Моя семья в истории страны” в рамках областной программы “Отечество”: 1м.- Кудряшова А.; 2м.- Смирнова О. (номинация “Семейная реликвия”).
- Школьная конференция “ШАГ В БУДУЩЕЕ” исследовательских и проектных работ в секции общественных наук - Карина Курникова (2 место).
- В городском этапе Всероссийского творческого конкурса “Овеянные славою флаг наш и герб” в номинации литературная работа отмечен проект “Герб России”, автор Курникова Карина. Слайд 9.
Результаты диагностики: Слайд 10
Выводы
Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.
- Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
- Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
- Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.