Внеклассное мероприятие по истории "Памяти народа жить в веках"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • воспитание патриота-гражданина своей Родины на основе объективной трактовки исторических событий Великой Отечественной войны с позиций гражданственности, исторической преемственности;
  • уважения к своим предкам, к народу своего родного края-Башкортостана.

На сцену выходят ведущие.

Ведущий 1-й.

Когда это будет - не знаю,
В краю белоснежных берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выйдет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,
Что было девятого мая
С утра в сорок пятом году.

Начинает звучать музыка Рахманинова. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Ведущий 2-й.

Не знаю о каком будущем говорил поэт Сергей Орлов в этих строках, но вот уже более 60 лет праздник 9 Мая остается праздником со следами на глазах. Со следами радости и скорби одновременно.

Более шестидесяти лет над нашей страной синее-синее небо. И солнце доброе, радостное, не застланное дымом. И ветер, свободный от сладковато-горького запаха пороха. Выросло несколько поколений людей, знающих о большой, Великой Отечественной войне только понаслышке. Но перед памятью человеческой, перед памятью сердца время бессильно.

Сколько на земле нашей людей обожженных войной. И той, Отечественной и нынешними, местными, локальными. Матерей, чьи глаза выцвели от слез. Отцов, отдавших сыновей. Женщин, которые остались с малыми детьми на руках. Ветеранов, чьи раны болят и ноют к непогоде.

Все меньше остается их. Но мы, поколение 21-го века, обязаны помнить, не забывать того, что было, чтобы не допустить еще одного огромного военного лиха.

Музыка Рахманинова заканчивается.

 Ведущий 1-й.

Июнь… Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Незнающих, не ведающих горя.
Июнь: тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ведущий 2-й.

Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по тропам и кустам, обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля спала еще казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Ведущие уходят.

Мизансцена 1-я. ”Мирная жизнь”. Звучит мелодия песни “С чего начинается Родина”. На сцене появляются пара (юноша и девушка). Они мирно беседуют, он одевает ей на плечи пиджак, обнимает за плечи. Три пары танцуют вальс. Две девушки разговаривают, к ним присоединяется парень с гитарой. Юноша-башкир и его подруга в национальных костюмах. Юноша с кураем.

Вдруг музыка прекращается. Участники мизансцены замирают.

Из-за кулис голос диктора: “Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну!

Звучит начало песни “Священная война”. Под музыку участники мизансцены 1-й уходят. Остаются только юноша-башкир, его девушка и кураист.

Мизансцена 2-я. Проводы на фронт юноши-башкира. Кураист начинает играть мелодию на курае. Выходят мать и отец юноши-башкира, одетые в национальные костюмы. Мать, отец и девушка собирают юношу на фронт, складывают вещи в рюкзак. Юноша-башкир читает стихотворение Мустая Карима.

Отец привел мне своего коня
Скакун дрожал, он был горяч на диво,
Копытом землю бил нетерпеливо
А мать вручила дедовский клинок,
Чтобы за павших отомстить я мог.
Я ухожу, товарищи, на фронт.
Отец, пускай в семье никто не тужит,
Акбуз твой верной правдой мне послужит,
Клинок, слезой твоей омытый, мать,
Меня в сраженьях будет защищать.
Я ухожу, товарищи, на фронт
Чтоб стариков текла спокойно старость,
Чтоб нашим девушка краса досталась,
Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,
Чтоб над Белой не сгущались тучи.

Мать, обращаясь к сыну, поет песню на башкирском языке. Под эту песню все участники мизансцены уходят.

Ведущий 1-й

Поединок. Смертный. Не на жизнь, а на смерть. Правды с ложью. Свободы с рабством. Будущего с прошлым. От моря до моря раскинулась великая битва, каких еще не знала тысячелетняя история народов. Она шла на земле и в воздухе, на воде и под водой. Не осталось ни одной семьи, которую бы не опалила война.

Ведущий уходит. В зале гасят свет.

Мизансцена 3-я. “Варварство”. Выходит девушка в черной одежде, в черной шали. По обеим сторонам от нее девушки в черном с зажженными свечами. Звучит Лакримоза из “Реквиема” Моцарта. Под музыку девушка читает стихотворение Муссы Джалиля “Варварство”.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли кучкой дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных…Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
“Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!”
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу против дула прямо…
“Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?”
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плачь и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
“Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно”
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь
Две жизни на земь падают сливаясь
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах, заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его кровавыми слезами, И пусть его лучи пронзят тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно, кровь наших матерей.

Конец музыки. Все участники мизансцены3-й уходят.

Ведущий 2-й.

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о мире в передышках между боями, в тесных землянках, холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

Мизансцена 4-я. Передышка перед боем. Юноши в военной форме, девушка-медсестра образуют на всем пространстве сцены отдельные эпизоды фронтового быта (перевязка раненого, письмо домой, чистка автомата, и.т.д.). Они располагаются на хоровых станках, покрытых брезентовой тканью. Все действия участников мизансцены сопровождаются исполнением попурри из военных песен.

Вокальный ансамбль девушек (одеты в гимнастерки, располагаются с края сцены) поют песню “Огонек”. Юноши-солдаты поют песню “В землянке”. Все вместе песню “Дороги”. Под эту песню участники уходят со сцены.

Ведущий 1-й.

Дороги войны…Они прошли по шоссе и проселкам, по нескошенному полю, по лесным тропам и снежной целине…

Дороги войны… А вдоль их обочин, чем дальше на запад, тем больше братских могил, фанерных пирамидок со звездочкой или просто безымянных холмиков с памятной зарубкой на сосне.

Ведущий 1 уходит

Мизансцена 5-я. Скорбь матери. Появляется мать с письмом-треугольником в руках.

Мать:

Ой, зачем ты, солнце - красное, все уходишь - не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной, сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка, маленький, единственный…
Белый свет не мил, изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко моё, зорюшка моя.
Горюшко моё – где же ты?
Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки - только сына милого.
За лесами моя ластынька! За горами - за громадами.
Если выплаканы глазоньки, сердцем плачут матери.
Белый свет не мил, изболелась я.
Возвратись моя надежда! Зернышко моё, зорюшка моя
Горюшко мое – где же ты?

Мать отходит вглубь сцены. Выходит солистка и исполняет “Ариозо Матери” из кантаты “Нам нужен мир” Новикова. Мать и солистка уходят.

Ведущий 2-й.

Сквозь смерть иди, не умирай
В жару улица не утирай, в снегах не мерзни в зиму.
Там впереди твой отчий край, солдат, твой дом родимый.
Шагай, солдат, свои права имея в этом мире,
Шагай, воюй и год и два, и три и все четыре.

Выходит ведущий 1-й. Начинает звучать “Адажио” Альбионе.

Ведущий 1-й.

Кто же он, остановивший победное шествие гитлеровских одр, сломавший хребет фашизму и водрузивший алый стяг над рейхстагом? Советский солдат. Солдат-труженик. Это он вынес на своих плечах Родину из огня. Это он, в изодранной осколками гимнастерке, побелевшей от соленого горького пота, с трехлинейкой и парой гранат сдерживал в первые месяцы лихолетья натиск закованных в броню фашистских армий. Он цеплялся за каждый бугорок, за каждый клочок родной земли, дрался до последней капли крови.

Ведущий 2-й.

Это он остановил захватчиков у стен Москвы, Ленинграда и Сталинграда. Остановил, собрался с силами и, поднатужившись, погнал вспять: через Курск и Орел, через Днепр, Буг, через Кенигсберг и Варшаву — к Берлину.

Туго ему приходилось, солдату. Ведь он вовсе не был былинным богатырем, которому ничего не страшно. Не был он похож и на того плакатного героя - косая сажень в плечах,- что махом насаживает на штык десяток фашистов. Он был обыкновенным человеком наш солдат. С обычным сердцем, которое хотело жить. Не все они вернулись домой. В этой страшной войне погибло более тридцати миллионов

Мизансцена 6. Солдат–освободитель.

Выходит солдат-освободитель с девочкой на руках и поднимается на постамент. Вокруг него располагаются все участники с цветами в руках.

Ведущий 1-й.

Склоняя головы перед светлой памятью погибших, освободим сердца от гнева и жестокости. Вспомним, что мы сыны и дочери великого народа и будем достойны его.

Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества, почтим минутой молчания их память.

Все встают. Звук метронома отсчитывает секунды.

Ведущий 2-й.

Прошла война, прошла страда, но боль взывает людям:
Давайте люди никогда об этом не забудем…
Затем, чтоб этого забыть не смели поколения,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье.

Ведущий 1-й.

Дорогие ветераны, наши слова искренней любви и уважения вам. Спасибо вам за жизнь! Спасибо за мир!

Начинает звучать песня “День Победы” Участники спускаются со сцены и дарят цветы ветеранам.