Занимаясь с детьми театром, мы стремились сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Прежде чем приступить к театрализованной деятельности, были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх.
Программные задачи.
- Активизировать познавательный интерес детей.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
- Снимать зажатость и скованность.
- Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
- Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
- Пополнять словарный запас.
- Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Предварительная работа.
- Обследование детей, занесение результатов в диагностические карты .
- Уточнение и распределение материала на учебный год по результатам обследования.
- Подбор и подготовка материала для проведения игр и упражнений.
- Вызвать у детей желание познавать, желание трудиться, воспитывать умение радоваться успехам товарищей.
Учитывая то, что в группе был проведен набор новых детей, то на первоначальном этапе было проведено обследование детей.
Театрализация сказки предполагает большой объем предварительной работы. Она проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими компонентами театрализованных игр.
Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, был составлен перспективный план работы по всем разделам программы, в соответствии с которым на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать свое эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Организация театральной деятельности.
Если рассматривать инсценирование поэтических и музыкальных произведений как синтетический вид деятельности, включающий пение, декламирование, пластику, мимику и т.д., то можно считать первыми драматизациями частушки, игры-потешки и другие малые формы фольклора, в которых органично соединяются слово, музыка, движение. В раннем возрасте дети очень любят подобные игры, эмоционально реагируют на музыку, образное слово, движение. Малыши быстро запоминают отдельные слова и наиболее яркие словосочетания, пытаются подражать взрослому и затем действовать самостоятельно. Контакт с взрослым (телесный, эмоциональный) чрезвычайно важен для развития ребенка, его здоровья – духовного, физического.
Младшие дошкольники уже владеют связной речью, движения разнообразны и выразительны, но действия часто бывают непроизвольными и спонтанными.
Для того чтобы научить детей управлять своим эмоциональным состоянием были отобраны различные театрализованные этюды, упражнения, подобраны дидактические игры и литературный материал, способствующий формированию эмоционально-волевой сферы.
Для развития двигательной активности и координированной моторики в группе оборудован физкультурный уголок, а также имеются картотеки гимнастических упражнений и подвижных игр, подобраны упражнения для пальчиковой гимнастики.
Виды театров.
- Пальчиковый вязаный театр.
- Настольный конусный театр.
- Театр петрушек, перчаточные куклы.
Методические приемы.
Использование русских народных сказок (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Варежка”), в которых персонажи просты и понятны детям.
- Психогимнастика.
- Сказкотерапия.
- Мнемотехника.
- Этюдный тренаж.
- Этюды с настольными куклами.
- Упражнения на внимание и память.
Психологическая атмосфера занятий.
Принцип психологической комфортности – это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя как “дома”, снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и главное, ощущение радости, получение удовольствий от самой деятельности (Слайд 3).
Центральный момент театральной деятельности - добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в театральную деятельностью. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать деятельность с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослых; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта детей непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.
Для решения поставленных задач нами была выбрана партнерская форма занятия.
Рабочее пространство и позиции участников при партнерской форме занятий <рисунок 1 >.
Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.
Детям разрешено свободное размещение и перемещение в процессе деятельности, также разрешено свободное общение детям. Все это положительно сказывается на психологической комфортности занятий.
Взаимодействие с родителями.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика вечеров может быть различная. Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах. Целенаправленно с детьми они посещают театры, музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по темам. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Родители получают возможность наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научится и дома применять подходящие методы воспитания; у родителей формируется более высокая оценка достижения своих детей и гордость за них; развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома, они оказывают помощь в изготовлении атрибутов. Итак, привлечение родителей к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.
Родители получают буклеты (Приложение 2), в которых приведен текст и движения сказки для закрепления дома. Кроме того, предлагается информация о детских театрах и музеях города. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Перспективный план работы по сказке “Курочка ряба”.
Цели:
- Образовательные: формировать элементарные представления о птицах, их пользе. Знакомить с произведениями русского творчества, в которых упоминаются персонажи-птицы. Учить понимать идейное содержание произведений, пословиц. Учить правильно, оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их с поступками людей. Развивать память, внимание, формировать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, правильное произношение. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра.
- Воспитательные: формировать познавательный интерес, желание учиться; интерес к литературным произведениям устного народного творчества; эстетический вкус. Воспитывать чувство справедливости, чувство локтя и взаимовыручки; бережное отношение к земле и ее обитателям.
Воспитатель | Рисование | Аппликация | Родители |
|
|
|
|
Дидактическая игра “Найди маму” может быть представлена в среде Power Point , что придаст эмоциональную окраску традиционной игре, вызовет интерес к предстоящей репетиции сказки.
Список литературы:
- “Детство” Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2000
- Большева Т.В. “Учимся по сказке” Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники СПб “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2001
- Буренина А.И. “Театр всевозможного” От игры до спектакля СПб, 2002
- Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. “Театрализация сказок в коррекционном детском саду” СПб “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2007
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. “В мире детских эмоций” Айрис Пресс, 2004
- Мамаева В. “Экспертная оценка в детском саду” журнал Обруч №5, 2004
- Маханева М.Д. “Занятия по театрализованной деятельности в детском саду ТЦ Сфера, 2007
- Шорохова О.А. “Играем в сказку” Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. ТЦ Сфера, 2006
- Щеткин А.В. “Театральная деятельность в детском саду” Мозаика – Синтез, 2007