Театральные ступеньки - 1

Разделы: Работа с дошкольниками


Занимаясь с детьми театром, мы стремились сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Прежде чем приступить к театрализованной деятельности, были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх.

Программные задачи.

  • Активизировать познавательный интерес детей.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
  • Снимать зажатость и скованность.
  • Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
  • Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
  • Пополнять словарный запас.
  • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

Предварительная работа.

  • Обследование детей, занесение результатов в диагностические карты .
  • Уточнение и распределение материала на учебный год по результатам обследования.
  • Подбор и подготовка материала для проведения игр и упражнений.
  • Вызвать у детей желание познавать, желание трудиться, воспитывать умение радоваться успехам товарищей.

Учитывая то, что в группе был проведен набор новых детей, то на первоначальном этапе было проведено обследование детей.

Театрализация сказки предполагает большой объем предварительной работы. Она проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими компонентами театрализованных игр.

Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, был составлен перспективный план работы по всем разделам программы, в соответствии с которым на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать свое эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.

Приложение 1

Организация театральной деятельности.

Если рассматривать инсценирование поэтических и музыкальных произведений как синтетический вид деятельности, включающий пение, декламирование, пластику, мимику и т.д., то можно считать первыми драматизациями частушки, игры-потешки и другие малые формы фольклора, в которых органично соединяются слово, музыка, движение. В раннем возрасте дети очень любят подобные игры, эмоционально реагируют на музыку, образное слово, движение. Малыши быстро запоминают отдельные слова и наиболее яркие словосочетания, пытаются подражать взрослому и затем действовать самостоятельно. Контакт с взрослым (телесный, эмоциональный) чрезвычайно важен для развития ребенка, его здоровья – духовного, физического.

Младшие дошкольники уже владеют связной речью, движения разнообразны и выразительны, но действия часто бывают непроизвольными и спонтанными.

Для того чтобы научить детей управлять своим эмоциональным состоянием были отобраны различные театрализованные этюды, упражнения, подобраны дидактические игры и литературный материал, способствующий формированию эмоционально-волевой сферы.

Для развития двигательной активности и координированной моторики в группе оборудован физкультурный уголок, а также имеются картотеки гимнастических упражнений и подвижных игр, подобраны упражнения для пальчиковой гимнастики.

Виды театров.

  • Пальчиковый вязаный театр.
  • Настольный конусный театр.
  • Театр петрушек, перчаточные куклы.

Методические приемы.

Использование русских народных сказок (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Варежка”), в которых персонажи просты и понятны детям.

  1. Психогимнастика.
  2. Сказкотерапия.
  3. Мнемотехника.
  4. Этюдный тренаж.
  5. Этюды с настольными куклами.
  6. Упражнения на внимание и память.

Психологическая атмосфера занятий.

Принцип психологической комфортности – это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя как “дома”, снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и главное, ощущение радости, получение удовольствий от самой деятельности (Слайд 3).

Центральный момент театральной деятельности - добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в театральную деятельностью. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать деятельность с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослых; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта детей непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.

Для решения поставленных задач нами была выбрана партнерская форма занятия.

Рабочее пространство и позиции участников при партнерской форме занятий <рисунок 1 >.

Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.

Детям разрешено свободное размещение и перемещение в процессе деятельности, также разрешено свободное общение детям. Все это положительно сказывается на психологической комфортности занятий.

Взаимодействие с родителями.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика вечеров может быть различная. Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах. Целенаправленно с детьми они посещают театры, музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по темам. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Родители получают возможность наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научится и дома применять подходящие методы воспитания; у родителей формируется более высокая оценка достижения своих детей и гордость за них; развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома, они оказывают помощь в изготовлении атрибутов. Итак, привлечение родителей к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.

Родители получают буклеты (Приложение 2), в которых приведен текст и движения сказки для закрепления дома. Кроме того, предлагается информация о детских театрах и музеях города. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Перспективный план работы по сказке “Курочка ряба”.

Цели:

  • Образовательные: формировать элементарные представления о птицах, их пользе. Знакомить с произведениями русского творчества, в которых упоминаются персонажи-птицы. Учить понимать идейное содержание произведений, пословиц. Учить правильно, оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их с поступками людей. Развивать память, внимание, формировать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, правильное произношение. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра.
  • Воспитательные: формировать познавательный интерес, желание учиться; интерес к литературным произведениям устного народного творчества; эстетический вкус. Воспитывать чувство справедливости, чувство локтя и взаимовыручки; бережное отношение к земле и ее обитателям.
Воспитатель Рисование Аппликация Родители
  1. Знакомство с темой “Домашние птицы”. Д\и “Найди папу и маму” (Приложение 1)
  2. Игры на развитие памяти, внимания с игрушечными птицами “Что изменилось? Кто спрятался?”, “Кто лишний?” и т.д.
  3. Рассматривание попугайчика, выделение характерных особенностей для птиц.
  4. Практическое занятие “Кто живет в яйце” с использованием игры “Домашний инкубатор”
  5. Игры на развитие двигательных функций, эмоционально-волевой сферы.
  6. Рассказывание сказки с использованием различных видов театра.
  7. Работа с мнемотаблицей “Домашнее животное”.
  8. Сказкотерапия.
  1. “Жила была курочка Ряба” рисование ладошкой и дополнение бумажными деталями .
  2. “Желтый комочек” рисование (тычок жесткой полусухой кистью).
  1. “Корм для цыплят” лепка.
  2. “Простое яичко” Аппликация из манки.
  1. Изготовление персонажей для пальчикового театра.
  2. Заучивание названий домашних птиц и их детенышей.
  3. Пересказ сказки “Курочка Ряба”
  4. Заучивание слов и движений пальчиковой сказки.

Дидактическая игра “Найди маму” может быть представлена в среде Power Point , что придаст эмоциональную окраску традиционной игре, вызовет интерес к предстоящей репетиции сказки.

Список литературы:

  1. “Детство” Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2000
  2. Большева Т.В. “Учимся по сказке” Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники СПб “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2001
  3. Буренина А.И. “Театр всевозможного” От игры до спектакля СПб, 2002
  4. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. “Театрализация сказок в коррекционном детском саду” СПб “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2007
  5. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. “В мире детских эмоций” Айрис Пресс, 2004
  6. Мамаева В. “Экспертная оценка в детском саду” журнал Обруч №5, 2004
  7. Маханева М.Д. “Занятия по театрализованной деятельности в детском саду ТЦ Сфера, 2007
  8. Шорохова О.А. “Играем в сказку” Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. ТЦ Сфера, 2006
  9. Щеткин А.В. “Театральная деятельность в детском саду” Мозаика – Синтез, 2007