“Баба Яга – род ведьмы, злой дух,
под личиной безобразной старухи”.
В. Даль.
“Баба Яга – положительный
персонаж древней русской мифологии”.
В. А. Иванов.
Одной из самых больших проблем современного мира является проблема нравственности. Школа – это один из оплотов нравственного воспитания молодежи. Учителя постоянно затрагивают вопросы добра, понимания, взаимопомощи, любви, дружбы.
Идея создания проекта “В защиту Бабы Яги” возникла после бесед о нравственных качествах главных героев русской народной сказки.
Найдется ли в русской сказке другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны…Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или наивная?
Для ответа на эти вопросы дети прочитали, проанализировали большое количество книг, художественных фильмов, мультфильмов.
Полученные выводы можно использовать как на уроках литературного и внеклассного чтения, так и для выступлений перед школьниками.
Проблема проекта: Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?
Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.
Задачи:
1) Провести экскурсию в “Музей сказок”.
2) Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки.
3) Организовать работу по подбору стихов и песен о Бабе Яге.
4) Изучить некоторые традиции русского народа.
5) Подготовить групповые и индивидуальные сообщения.
6) Создать коллекцию рисунков и поделок о Бабе Яге.
Описание проекта.
1. На уроке внеклассного чтения по теме “Русские волшебные сказки” ребята заметили, что кроме плохих поступков Баба Яга часто помогает главным героям, т. е. совершает добро. Ребята решили узнать, а такая ли уж плохая эта Баба Яга.
2. В начале ноября 2007 года была организованна экскурсионная поездка в “Музей сказок”. Экскурсию проводила сама Баба Яга. Она рассказывала о себе, о сказках со своим участием. Комнаты музея были украшены в стиле русского деревенского дома. Ребята принимали непосредственное участие во всех затеях Бабы Яги, даже залезали в ее печь и лежали на полатях. Не смотря на то, что мы провели много времени с Бабой Ягой, никто не был съеден, зажарен в печи или просто обижен Бабой Ягой. Это и полученные сведения еще больше утвердили детей во мнении, что Баба Яга положительный сказочный персонаж.
3. Была определена цель – собрать как можно больше примеров поступков Бабы Яги из литературных произведений, художественных фильмов и мультфильмов. Для сбора материала ребята разделились. 1 ученик собирал материал из русских народных сказок, второй ученик – из художественных фильмов, третий ученик – из мультфильмов. Так как 1 ученик затрачивал на поиск значительно больше времени, чем остальные, второму было поручено создание рисунков, третьему ученику – поделок из различного материала, иллюстрирующих Бабу Ягу и ее окружение.
4. Ребята получили задание: объединить свои работы, дополнить их новым материалом и подготовить выступление от группы для презентации, обобщив самое важное. Работа велась под руководством учителя.
Одновременно с выполнением этих заданий на уроках изобразительного искусства и технологии ребятами выполнялись: рисунки о Бабе Яге, избушке на курьих ножках; рисунки с использованием бисера; поделки в технике макраме “Сова”; изделия из пластилина “Избушка на курьих ножках”; изделия из материала с использованием природных материалов “Баба Яга в ступе, с метлой”.
На уроках музыки исполнялись песни Бабы Яги и о Бабе Яге из художественного фильма “Новогодние приключения Маши и Вити” и мультфильма “Летучий корабль”.
На уроках литературного чтения читали и анализировали литературные произведения с участием Бабы Яги. Работа имела комплексный характер.
5. Презентация включала в себя следующие этапы:
- устное сообщение с элементами театрализации;
- ответы на вопросы;
- самоанализ.
Руководитель оценивает работу ученика по следующим параметрам:
1) эстетичность работы;
2) информативность работы;
3) организация работы в группе;
4) качество презентации;
5) ответы на вопросы;
6) соблюдение регламента.
Комментарии.
Это проект я считаю успешным. Дети узнали много нового о Бабе Яге, систематизировали имеющиеся знания, пополнили свой словарь, расширили кругозор, пробуют самостоятельно анализировать характер некоторых литературных героев.
Ребята стали дружнее. Работа проходила при помощи родителей, что всегда сказывается на эффективности выполнения заданий, на повышении интереса ребенка к предмету и улучшению взаимоотношений в семье.
В ЗАЩИТУ БАБЫ ЯГИ
Учащийся: Наш проект называется “В защиту Бабы Яги”. Почему нас заинтересовала Баба Яга? Она описывается во многих сказках.
Это очень запоминающийся персонаж: и по своему виду, и по характеру. Но вот что удивило нас: а такая ли уж плохая, эта Баба Яга? Перечитав множество сказок, пересмотрев большое количество художественных фильмов и мультфильмов, посетив “Музей сказок”, где мы встретились с самой Бабой Ягой, мы разобрались в ее характере и сделали поразительное открытие – Бабу Ягу не справедливо обвиняют в злодействах. Мы беремся доказать, что Баба Яга положительный сказочный герой. Мы выступаем в защиту Бабы Яги.
Обвинитель: Таинственная и ужасная, хитрая и коварная, полная сказочного очарования и ужаса Баба Яга! Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны… Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или наивная? Давайте разберемся!
Баба Яга: Что тут разбираться, милай. Я ж самая популярная девушка почти во всех волшебных сказках: в русских, польских, чешских, словацких. Да, что тут перечислять, и сам, поди, знаешь. И зовут меня: поляки – Ендзу, словаки – Ежибабу, чехи – Езинка.
Обвинитель: Вот-вот, без определенного места жительства, имеет несколько имен. Да и вообще, имя то, очень подозрительное.
Баба Яга: Ты смотри, имя ему не нравится. Историю знать надо. Баба, ну сам понимаешь, мудрая я. А это с возрастом приходит. Яга, потому, что.… Запамятовала я. Даже ученые сомневаются. Может быть, это сосновый таежный бор, в котором растет ягель (он когда-то и назывался – “яг”), а может мохнатая шуба без рукавов – яга (баба в яге).
Обвинитель: Да уж, в таком виде только в тайге и жить. Ведь как о тебе в сказках говорят: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, нос крючком, одна нога костяная (протез, что ли?).
Баба Яга: Да ты что говоришь-то. Да ведь я, можно сказать, богиня любви – Афродита. Сколько раз прекрасные молодцы молили приворожить возлюбленных. И я помогала с помощью волшебных заклинаний. Меня безобразной старухой обозвал! Не всегда я старухой была. А дочка, дочка то у меня красавица - Марья- царевна, вся в меня пошла: и красотой, и умом. Ты, что ж, не читал, сказку “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что”.
Обвинитель: Все слышали, она знает волшебные заклинания. Значит, Баба Яга – ведьма.
Баба Яга: Ох, милок, да ты совсем истории не знаешь. Слово “ведьма” означало – знающая, ведающая женщина. В сказках на современную ведьму я вовсе не похожа: на шабаш не летаю, путешествую не верхом на метле голая, а езжу в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. Зла не делаю.
Обвинитель: Вот ты и попалась. Сказки я не читал! Читал! Ты же только и ждешь, как бы схватить непослушного мальчонку и унести в свое логово-избушку на курьих ножках, зажарить его в печке и съесть. Что теперь скажешь?
Баба Яга: А то и скажу, хотеть съесть хотела, да ни одного не съела. Жихарка, да Иванушка сами меня обманули, и в печь сунули. Да и не людоедка я вовсе. Сажать ребенка в печь это ж древний обычай. Ты, вот послушай: если младенец рождался слабеньким, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш “допекался”, становился сильнее. Так же лечили и детей постарше, если они заболевали.
Ты вообще в “Музей сказок” ездил? (Ездил)
Со мной познакомился? (Познакомился)
Хоть кого-нибудь я там съела? (Нет)
В печь мою залезал? (Залезал)
Крепче, здоровее себя почувствовал? (Почувствовал)
А уж как я помогала Ивану или иному богатырю. Заботы у них немалые, надо вернуть похищенную красавицу. А как это сделать могу подсказать только я. И ведь все делаю бескорыстно, ничего взамен не требую. Гостя встречаю как родного: в баньке выпарю, накормлю, напою, совет дам, а то и волшебного коня и оружие.
Обвинитель: Так что же это получается? Ты – Баба Яга добра, красивая, могущественная волшебница, помогающая людям?
Баба Яга: Милок, какие комплименты говоришь. Врать не буду, все так и есть. Ты не сумлевайся, я хорошая. Смотри, сколько ребята сказок обо мне нашли, мультфильмов, фильмов. В них я добрая. А уж как красиво они меня смастерили: и одежа новая, и я симпатичная, а метла и ступа новейшей…, эта, модификации.
Учащийся: Вот и получается, в сказках Баба Яга существует, чтобы пугать маленьких детей. С точки зрения правосудия ни одного преступления не произошло, а намерение совершить зло – это еще не сам проступок.
Обвинитель: Баба Яга оправдана.