Цели урока:
- Образовательные: ознакомить учащихся с приёмом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; закрепить правила при решении примеров и задач.
- Развивающие: развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач; развитие познавательного интереса учащихся.
- Воспитательные: формирование логического, абстрактного, эвристического мышления.
Оборудование:
- Карточки с индивидуальными заданиями;
- проектор.
План урока:
- Организация учащихся.
- Актуализация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.
- Изложение теоретического материала.
- Решение задач по теме.
- Домашние задание.
- Подведение итогов.
Ход урока
- Организационный момент. Проверяется готовность учащихся к уроку, записывается тема урока.
- Актуализация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.
а) Индивидуальная работа у доски по карточкам. Вызываются трое учеников
Задание 1. Сравни числа:
2,78 | и | 3,78; |
0,5 | и | 0,499; |
5,13 | и | 5,14; |
4,13 | и | 4,130. |
Задание 2. Запиши десятичную дробь в виде обыкновенной дроби или смешанного числа:
6,1 =….
76,07 =….
0,005 =….
8,002 =…. .
Задание 3. Запиши числа в порядке возрастания:
1,22; | 0,99; | 1,5; | 1,06; | 4,0001. |
б) Фронтальная работа с классом. Класс делится на три команды. Две команды соревнуются в вычислительных навыках, стремясь быстрей подняться по лестнице. Третья команда контролирует и помогает. Капитан победившей команды рисует флаг.
(Рисунок 1).
Проверяем индивидуальную работу. Обращаемся к решению примеров из домашней работы, выведенным на экран.
а) 3,77 + 5,31 = 3 +5 = 8 = 9,08
б) 11,49- 2,27 = 11 -2 = 9 = 9,22
Здесь мы складывали и вычитали десятичные дроби, переводя их в смешанные, а затем обратно в десятичные. Сравним начало каждого примера с концом. Поясним каждую цифру в ответе. Вывод: сложение и вычитание дробей выполняется поразрядно, то есть по аналогии с натуральными числами.
- Изложение теоретического материала.
На предыдущих уроках мы с вами научились записывать десятичные дроби, сравнивать их, переводить в обыкновенные. Теперь наша задача – научиться складывать и вычитать десятичные дроби.
Историческая справка.
Мы уже с вами говорили, что теорию десятичных дробей разработал самаркандский математик и астроном Аль-Каши в трактате “Ключ к арифметике”. В этом же трактате он изложил правила действий с десятичными дробями. Эти труды долго были неизвестны европейским ученым. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями вырастала все больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства, мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять, а способ записи в виде обыкновенных дробей не давал возможности это делать.
В России о десятичных дробях впервые было изложено в “Арифметике” Леонтия Магницкого- первом русском печатном учебнике по математике.
Почему же употребление десятичных дробей в современной записи значительно облегчило вычислительную работу? Способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных чисел. Оказывается, что и правила действий над дробями мало отличаются от правил действий с натуральными числами. Убедимся в этом. На доске записаны примеры:
— Что можно заметить в записи примеров?
— Запятая записывается под запятой. Один из учащихся вызывается к доске и выполняет примеры.
а) 57,41 + 13,59 = 71
б) 6,2 + 3,157 = 9,357
в) 3 - 2,387 = 0,613
г) 41,4 - 11,57 = 29,81
Учащиеся самостоятельно воспроизводят алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей: разряд записывается под соответствующим разрядом, запятая ставится под запятой, недостающие знаки заменяются нулями. Вывешивается плакат с правилом, ещё раз звучит его формулировка.
- Решение примеров и задач на закрепление темы.
а). Самостоятельная работа (с последующей проверкой).
Вариант 1 | Вариант 2 |
1,6+5,3 | 5,8+1,1 |
8,84+1,9 | 1,89+5,3 |
5,6-3,45 | 8,9-3,644 |
5-0,11 | 1-0,253 |
15-9,87 | 11-3,44 |
б).Учитель предлагает следующее задание. Нужно узнать длину тела бобра. На экране появляется квадрат.
(Рисунок 2).
Задания:
- Из первой строки выберите наименьшее число.
- Из второй строки выберите наибольшее число.
- Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
- Найдите сумму выбранных чисел 3,6+2,7+3,7=10
- Найдите сумму чисел по двум диагоналям квадрата
5,9+2,7+1,4=10
3,7+2,7+3,6=10
(Суммы равны)
в) Учащимся предлагается работа с тестом
Задание 1. В каком пункте при сложении допущена ошибка?
- а)3,7+1,2=4,9
- б)5,02+102=6,22
- в)7,34+10,1=17,35
- г)5,6+7,4=13
Задание 2. Найдите сумму чисел: 1,2; 3,04; 7,2; 0,06.
- а)11,5
- б)3,94
- в)11,05
- г)12,04
Задание 3. Первое число в последовательности 40,3. Каждое последующее число на 2,8 меньше предыдущего. Найти сумму второго и третьего.
- а)34,7
- б)72,2
- в)74,2
- г)72,8
Задание 4. Найти сумму наибольшего и наименьшего значения в последовательности:
2,03; 0,04; 17,2; 13,1; 4,001; 18,1; 2,3.
- а)17,24
- б)18,05
- в)18,14
- г)20,4
Ответы: в первом – В; во втором – А; в третьем – Б; в четвертом – Г.
- Домашнее задание: № 1255, № 1257, № 1258, страница 195 выучить правило.
- Подведение итогов. Ребята повторяют алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Учитель объявляет оценки.