Цели:
- ознакомить учащихся со способами письменных сложения и вычитания именованных чисел, совершенствование навыков устного счета в пределах 1000;
- закрепление приемов письменного сложения, вычитания, умножения и деления; закрепление умения читать и записывать многозначные числа;
- развитие математической речи учащихся, внимания, интереса к предмету;
- воспитание у детей любви к малой родине;
- взаимопомощи; ответственности.
Оборудование:
- наглядность – облака, капельки;
- карточки – тесты;
- компьютеры, учебники;
- слайды – карты Иркутской области, Усть-Кута, озеро Байкал, река Лена (иллюстрации).
Ход урока
1. Организация урока.
Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
(Открыли тетради, записываем число, кл. работа.)
2. Активизация ранее изученного материала.
а) тест за компьютером – 8 человек.
Диагностика. Тематическая диагностика.
Длина. Единицы длины, до 1000. 12 заданий.
б) отгадайте загадку:
Без крыльев летят,
Без ног бегут.
Без паруса плывут. (Облака.)
– Из чего состоят облака?
(Читает учитель.)
Облака, облака, все летят куда-то.
Облака, облака, белые, как вата.
Поскорей их отгадать нужно нам, ребята.
в) устная работа (на облаках примеры).
– Чем выражено недостающее число? Как будете находить?
(Назвать компонент, как найти и решить – показ ответов на облаках.)
480 + ... = 900 | 270 – ... = 147 | |
... x 200 =1000 | 9 x ... = 720 | |
... – 417 = 950 | 540 : ... = 60 |
– Облака плывут дальше, и сегодня капелька, приглашает нас, отправится в путешествие по Иркутской области. СЛАЙД
а) работа с классом
– Сколько лет исполняется Иркутской области? (70 лет.)
– Кто сможет назвать год образования Иркутской области? (1937 г.)
– Как узнали? (2007 г. – 70 л. = 1937 г.)
– Определите, какой это век? А сейчас какой век? Когда начался XXI век?
– Посмотрите на карту и назовите озеро, которым славится наша область. Почему?
СЛАЙД ОЗЕРА БАЙКАЛ
(Байкал – самое глубокое, самое прозрачное озеро на Земле. В нем пресная вода. Сколько лет озеру? Ученые не могут определить, но считают его древнейшим озером земного шара.)
В тетрадь
– Прочитайте, какова наибольшая глубина озера 1620 м = ...км ...м? Почему? Впадает множество рек и речушек – с востока 324
– с запада 220.
А всего сколько?
Капелька приглашает продолжить путешествие на доске.
– Найдите сумму слагаемых 1286 и 345. Ответ: 1631 – о чем говорит это число? СЛАЙД
(Это появился населенный пункт – острог нашего города. В 1628 г. Василий Бугор заложил зимовье, а 1631 г. считается годом основания Усть-Кута. Сколько веков назад?)
3. Работа над новым материалом
а) СЛАЙД КАРТА УСТЬ-КУТА
– Сделаем остановку на нашей красавице реке Лене – 2 слайда.
ЗАДАЧА. Протяженность р. Лены в пределах области 1 км 250 м, за пределами области 3 км 150 м. Чему равна длина всей реки Лены?
– Можем ли мы ответить на вопрос задачи? Каким действием? Запишите:
ДОСКА: 1 км 250 м + 3 км 150 м
– Как выполнить действия с разными величинами? Если действия выполнить легко, то вычисления выполняем устно.
Решить устно: (СЛАЙД)
2 м 45 см + 3 м 15 см | 3 ц + 854 кг |
1 ч. 30 мин. + 25 мин. | 4 т – 8 ц |
8 кг + 300 г |
ФИЗМИНУТКА – капелька приглашает отдохнуть (рисунок)
б) Посмотрите на выражение и решите его:
СЛАЙД 45 м 86 см + 13 м 45 см = 59 м 31 см
– Сможем ли вычислить устно? Кто догадался, как решим? (Столбиком, объясняют дети, – запись в тетради и у доски.)
У доски: 5 ч. 48 мин. – 69 мин = 2 ч 79 мин.
По вариантам, взаимопроверка: 26 т 275 кг – 18 т 149 кг
СЛАЙД: 26 кг 350 г – 24 кг 002 г
ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТ
4. Закрепление. Работа с учебником.
а) Стр. 67, № 335. Наше путешествие мы решили записать на видеокассету.
СЛАЙД С КРАТКОЙ ЗАПИСЬЮ. Расскажите задачу по краткой записи.
I – 1 ч 38 мин.
II – 1 ч 27 мин. всего 210 мин.
III – ? будет длиться 23 мин.
1 ч 38 мин. + 1 ч 27 мин. + 23 мин. = 208 мин.
98 + 87 + 23 = СВОЙСТВО?
Ответ: можно, останется 2 мин.
б) Самостоятельная работа.
1. На компьютерах: (в парах, помощь друга).
Диагностика. Тематическая диагностика.
2. Тест на карточках: (приложение).
3. По учебнику: прочитать объяснение и выполнить № 336 (1)
5. Итог урока.
– Понравилось ли путешествие?
– Во время путешествия чему научились на уроке?
– Кому было что-то не понятно?
6. Домашнее задание. С. 67, № 336 (2, 3), 334, 337 – сильным.
Вариант 1
Если считаешь утверждение верным, то поставь около него знак “+”, если не верным – знак “–”.
1. 4 700 кг, – это 4 т 70 ц.
2. Лента длиной 9 м 3 см короче ленты длиной 903 см.
3. 56 м = 56 000 см
4. 700 лет составляют 7 веков.
5. 3 сут. 60 ч.
6. В 2 км содержится 20 000 м.
7. Если Саша сел в автобус в 13 ч. 40 мин. и вышел из него в 14 ч. 10 мин., то он ехал в автобусе полчаса.
8. В 8 дм содержится 8 000 см.
9. 6 м. 4 дм. = 640 см.
10. Если 500 г. увеличить на столько же, то получится 1 кг.
11*. 1 км больше 1 дм на 990 см.
12*. Пятая доля часа составляет 20 мин.
13*. Значения величин 1 ц 04 кг, 1 т, 1 414 кг записаны в порядке их увеличения.
14*. 5 кг меньше 5 т в 1000 раз.
15*. Если 3 км увеличить на 5 003 м, то получится 8 003 м.
Вариант 2
Если считаешь утверждение верным, то поставь после него знак “+”, если не верным – знак “–”.
1. 3800 кг – это 3 т 80 ц
2. Веревка длиной 5 м 4 см короче веревки длиной 540 см.
3. 72 м = 72 000 см
4. 500 лет составляют 5 веков.
5. 40 ч 2 сут.
6. В 9 км содержится 9 000 м.
7. Если Лена начала читать книгу в 16 ч 20 мин и закончила в 17 ч, то она читала книгу 50 мин.
8. В 3 дм содержится 3 000 см.
9. 2 м 7 дм = 270 см.
10. Если 50 кг увеличить на столько же, то получится 1 ц.
11*. 1 км больше 1 м в 1 000 раз,
12*. Третья доля суток составляет 8 ч.
13*. Значения величин 3 515 м, 3 км, 315 м записаны в порядке их
уменьшения.
14*. 8 т больше 8 кг на 7 992 кг.
15*. Если 4 км увеличить на 3 001 м, то получится 7 001 м.
Вариант 1. Заполни пропуски
1) 670 760 м – это__ км ____м.
2) В 5 час. содержится ___ мин.
3) 4 т 2 ц = ____ кг.
4) Если 1 м уменьшить на 20 см, то получится ____ см.
5) Марина пришла в бассейн в 15 ч, а ушла из него в 16 ч 15 мин. Марина была в бассейне ___ ч___ мин.
6) 1 м =___ дм.
7) 5 м 10 дм больше 40 дм на ___ м __дм.
8) 9 ц 80 кг > ___ кг.
9) ___ сек. = 3 мин 10 сек.
10) 5 км 600 м + ___ м = 6 км.
11*) Если 850 м увеличить на 2 м 50 см, то получится __ м__ см.
12*) 2 час больше 10 мин в ___ раз.
13*) Если 90 ц 80 кг увеличить на 40 кг, то получится __ ц __кг
14*) Запиши пропущенные единицы величин: 180 __ = 3 __
Вариант 2. Заполни пропуски.
1) 230 320 м – это__ км ____м.
2) В 7 час. содержится ___ мин.
3) 9 т 8 ц = ____ кг.
4) Если 1 м уменьшить на 60 см, то получится ____ см.
5) Марина пришла в бассейн в 14 ч, а ушла из него в 15 ч = 45 мин. Марина была в бассейне ___ ч___ мин.
6) 5 м = ___ дм.
7) 2 м 40 дм больше 80 дм на ___ м дм.
8) 8 ц 40 кг > ___ кг.
9) ___ сек. = 5 мин 20 сек.
10) 4 км 700 м + ___ м = 5 км.
11*) Если 750 м увеличить на 4 м 50 см, то получится __ м см.
12*) 10 мин. меньше 3 час. в ___ раз.
13*) Если 40 ц 90 кг увеличить на 50 кг, то получится __ ц __кг
14*) Запиши пропущенные единицы величин: 2__ = 48 __
За приложением к уроку можно обратиться к автору.