Слушание на уроках музыки

Разделы: Музыка


План.

1. Слушание музыки один из основных видов деятельности учащихся на уроке.
2. Виды музыкального познания:

а) художественное;
б) научное;
в) пассивное любительское;
г) активное любительское.

З. Правила, которые должен соблюдать слушатель.
4. Фрагменты уроков.
5. Процесс слушания это интенсивный эмоционально-интеллектуальный труд.

Радостно встретить человека, способного искренне выражать свои чувства, мысли, убеждения, предположения. Восхитительно, если высказывания собеседника отличаются оригинальностью, творческой неожиданностью. Пусть даже с ним нельзя полностью согласиться, ибо его мысли в чем-то неприемлемы, недостаточно убедительны. Ведь они вынуждают нас задуматься, заставляют искать контраргументы, провоцируют на альтернативные замыслы...
Могут ли уроки музыки на самом деле способствовать развитию культуры общения и плюрализма, самостоятельности и индивидуальности, духовности и нравственности, как необходимых для нашего общества на современном этапе его существования? В качестве ведущей для музыкального развития детей выступает тема «Искусство слышать». Услышать музыку — это значит, прежде всего, почувствовать и пережить то открытие, которое каждый ребенок сделает для себя и которое заставит его «исследовать» собственные чувства, подтолкнет к размышлениям об окружающей жизни.
Слышать музыку это значит проходить школу эмоционального общения, школу «вживания» в музыкальный образ, школу перевоплощения, нравственного переживания, а значит, и школу духовного, нравственного совершенства.
Исследуя процесс познания музыки как педагогическую проблему, видно, что должен быть особый вид познания музыкального произведения, который мы называем художественным познанием. Его особенности ярче высвечиваются в сопоставлении с другими, более привычными видами общения с музыкой.
Традиционно сложилось несколько видов познания музыки. Сторонники научного, музыкально-теоретического подхода к музыке главную задачу видят в просвещении человека знаниями, касающимися структурной стороны произведения, музыкальной формы в широком смысле слова. Подобный подход характерен для профессиональных учебных заведений и ДМШ. Другой вид познания — просто слушать музыку и радоваться ее красоте. Действительно, именно так часто и происходит при общении с музыкой в концертном зале. Назовем его условно пассивным любительским познанием. На уроках музыки в общеобразовательной школе чаще всего практикуется активное любительское познание, когда основной задачей становится определение «настроения музыки», ее характер, наряду со скромной попыткой осознать выразительные средства. Главное же, что все указанные виды познания не способны непосредственно влиять на личность учащихся ни в эстетическом, ни в нравственном отношении, В самом деле, о каком целенаправленном воспитывающем воздействии музыки можно говорить в том случае, когда на первый план выходит осознание формы произведения или характеристика ее настроения? При художественном познании музыки задача школьника заключается в другом: в познании тех эмоций и сопутствующих им мыслей, которые возникают у него самого в процессе общения с музыкой. Иначе говоря, в познании личностного смысла произведения. Такой подход к музыке активизирует деятельность учащихся и закрепляет ценностно — значимый мотив этой деятельности — познание жизни, человека, самого себя.
Использование метода осознания личностного смысла произведения во многом определяется возрастными особенностями учащихся. Например, школьники первых и вторых классов с большим интересом определяют: какое настроение человека (зверя, птицы) они слышат в этом произведении (его части). Учащиеся третьих — пятых классов уже не только констатируют выраженное настроение, но и пытаются ответить на вопрос: «Почему оно таково?». При этом они сочиняют разные сюжеты, которые еще трудно назвать художественными образами, как правило, из-за отсутствия логической связи между отдельными переживаниями и мыслями, а следовательно отсутствие жизненной правды в его художественном изложении.
Для школьников шестых — седьмых классов интересной и привлекательной становится уже «взрослая» задача: обосновать (выяснить) логическую последовательность переживаний и мыслей. Так моделируется жизненная реальность, художественная правда, совершается музыкальное познание бытия.
Греческий философ Фалес утверждал, что из всех трудностей наибольшая — познать самого себя. Как хорошо этот призыв сочетается с известным высказыванием Ф.Листа, что восприятие музыки это познание самого себя... И как оно актуально для учащихся! Особенно для подростков, очень часто желающих разобраться в собственном внутреннем мире.
Вспомним мысль Б.Теплова, что любое произведение искусства тогда может быть воспитательно-ценным, когда оно заставляет ребенка внутренне стать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция.
Один из основных тезисов школьной программы по музыке — научит детей «по-настоящему слышать музыку и размышлять о ней.., поскольку... не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять».
На уроках музыки в школе ученик, в большинстве случаев, впервые открывает для себя то или иное произведение, поэтому существуют «правила»:
1. Предлагать учащимся слушать музыку, которую сам педагог как следует внимательно прослушал и соответствующим образом проанализировал.
2. Не навязывать учащимся собственного мнения об услышанном произведении, а выслушивать личные переживания детей.
3. Сам педагог во время звучания произведения должен быть эталоном слушателя, потому что учащиеся берут пример с преподавателя.
Не трудно представить, как пагубно действуют на процесс и результаты слушательского общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий типа: каково настроение музыки? какие инструменты здесь играют? и т. д. Поэтому целесообразны и другие вопросы и задания более обобщенные. Например: - что вы запишите в свой личный дневник, послушав это сочинение?
- каким образом вы будете доказывать своему знакомому, что данное произведение художественная ценность?
- какие ваши убеждения стали сильнее под влиянием этой музыки? и т.д.
На каждом уроке нужны новизна, неожиданность, интригующая ситуация, духовно-нравственная проблема, актуальная и доступная конкретному классу.
Высказывания школьников это импровизированные впечатления нравственного содержания. Следовательно, эти высказывания весьма субъективны. Поэтому учитель совершает ошибку, если все высказывания школьников будет подводить под общий знаменатель <единственно верный ответ», как уже говорилось, является весьма распространенной причиной, заставляющей учащихся молчать, ибо истина известна лишь учителю. И еще. Словесные высказывания учащихся являются душевной исповедью, а не альтернативным художественным произведением. Это лишь впечатления и, кроме того, далеко не полные. Можно сравнить их с видимой частью айсберга, большая часть которого осталась в подсознании незримой, неслышимой и неосознанной. Следовательно. нельзя перед школьниками выдвигать слишком высокие требования «художественности». Высказывания состоят из эмоциональных мыслей и интеллектуальных эмоций, относящихся к духовно-нравственному содержанию нашего бытия.

Фрагменты уроков

В 7 классе возник серьезный разговор о любимой и нелюбимой музыке, и ученик Сережа А. заявил, что он отдаст все творчество Бетховена за одно — единственное произведение ансамбля «Биттлз». Он с блеском защитил свое мнение о творчестве любимого ансамбля, но о Пятой симфонии Бетховена он не смог сказать ничего. другие ребята, хотевшие помочь ему, тоже не сумели доказать, почему им не нравится симфония. Тогда пришел мой черед. Я не навязывала своей любви к музыке ребятам и не кинулась силой своего учительского авторитета защищать Бетховена. Просто села за фортепиано и стала играть сначала «Элизе», потом 1 часть «Лунной». А потом перешла сразу к рассказу о создании, быть может, самого трагического произведения «Пятой» симфонии. И ребята, почти неподготовленные к восприятию такого сложного произведения поняли композитора: его силу, мощь, трагическую борьбу с судьбой.
Можно одновременно восхищаться музыкой Бетховена, Чайковского, Прокофьева, старинными романсами и любить песни А.Пугачевой, Ф. Киркорова. Можно любить «Травиату», «Пиковую даму» и восхищаться рокоперами А.Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона» и «Авось».

Высказывания детей о творчестве Бетховена

  • об «Аппассионате»:
    • «Эта музыка во мне поднимает какие-то большие хорошие чувства, я хочу стремиться вперед, много знать, быть интересным, нужным людям...»
    • «Мне «Аппассионата» напоминает бурю, огромные волны, и только иногда маленькое затишье. И снова волны, а с ними борются люди, они не сдаются и не плачут, стараются победить».
  • о «Лунной сонате»:
    • «Мне очень нравится стройные и насыщенные аккорды, им вторят волнообразные движения другой руки, и это создает нежную для уха музыку. Она печальна, необыкновенно красива, я готова слушать ее каждый день».
    • «Мне кажется, что это глубокая грусть, большая нежность, очень печальная и очень красивая музыка. Мне кажется, что Бетховена волновали большие чувства».

Во время одной из бесед я узнала о том, что Настя А. любит рисовать, понимает выразительное значение цвета, формы, И на третьем уроке 11 четверти предложила этой первокласснице домашнее задание: сделать рисунок к новой попевке «Звонкий звонок». При этом направила ее внимание на поиск средства передачи разного настроения (то грустное, то веселое). Настя хорошо справилась с заданием, рисунки отличались друг от друга по цвету (яркие и темные) и настроению. На следующий урок она одна из первых поняла выразительное значение лада как краски в музыке. Она внимательно слушала и сказала: «Нельзя петь грустную музыку с веселыми словами: снова звонок, опять на урок».
При закреплении умения слышать выразительные и изобразительные особенности музыки я сконцентрировала внимание на двух произведениях (1 класс II четверть) - «Утро в лесу» и «Вечер» В.Салманова. Перед слушанием музыки задала вопрос классу: «Если бы вы были художниками и захотели нарисовать любимое время суток, то какими бы красками нарисовали утро?». Не все ребята дали ответ. Именно в этот момент урока особенно активной стала Настя. Она сама вызвалась ответить: «Розовую краску берем, когда рисуем восход солнца.» Послушав пьесы Салманова она сказала: «У композитора нет таких красок, как у художника, но он музыкой изобразил утро, потом вечер». Так ученица сделала первые шаги в развитии восприятия музыки.
На первом уроке II четверти в 5 классе я предложила вспомнить какую музыку ребята слышали на каникулах. Марина Л. сказала, что смотрела кинофильм «дети капитана Гранта» и обратила внимание, что музыку написал И.О. Дунаевский, а песню «Веселый ветер» они пели во 2 классе, а также звучала песня «Песенка капитана», которую тоже исполняли. Но больше всего ее душу взволновала музыка, которая звучала во время титров: «Удивительная, стремительная мелодия. Такое ощущение, что человек одолеет все преграды, а добро победит зло».
Во 2 классе я исполнила русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». В последующей беседе я выяснила, что некоторые дети эту песню слышали. Многие ребята правильно определили форму, почувствовали изменение регистра и лада, поняли, что это народная музыка и захотели принять участие в исполнении этой песни, аккомпанируя себе на ложках. Юра Н. на одном из последующих уроках высказался так: «Русские народные песни очень красивые, часто исполняются без сопровождения, их любят петь потому, что в них рассказывается о жизни людей, выражаются разные настроения».
Обратимся к «детскому альбому» П.И.Чайковского. Большинство пьес из этого сборники знают во всем мире. Простота и выразительность гармонического языка характерны для «Неаполитанской», «Итальянской» и «Немецкой» песенок, для цикла пьес о кукле: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», а также для таких пьес, как «Полька», «Мазурка», «Камаринская». Более разнообразными гармониями отличаются: «Сладкая греза», «Песня жаворонка», «Баба-Яга», «Шарманщик поет». «Марш деревянных солдатиков» знаком большинству детей по детскому саду. детям интересно его послушать в исполнении фортепиано и на металлофоне. Звучание металлофона еще ярче передает особенности игрушек, более подчеркивает красочность гармонии.
В 7 классе провели исследование домашних фонотек по трем разделам: «Серьезная музыка», «Легкая и эстрадная музыка», «Народная музыка». Из проведенного исследования Мы узнали, что большинство семей хорошо знаю, и слушают дома только популярную эстрадную музыку. Народная музыка слушается в небольшом количестве семей, а серьезная музыка, даже популярная классика, в семьях отсутствует, за исключением современных обработок Паганини, Баха, Бетховена, Чайковского.
В 6классе я спросила можно ли рисовать Музыку. Ее можно исполнять, слушать, сочинять, читать о ней стихи, рассказывать... Стоп! Если можно о ней сочинять стихи или рассказывать, то почему нельзя рисовать? Вот этот вопрос мы решали с ребятами. Каждый учитель музыки знает, что такое анализ музыкального произведения, когда ребенок должен рассказать или написать о характере музыки, о ее выразительных средствах, о том, «что ему представилось», когда он ее слушал.
Во время беседы о «Лебеде» Сен-Санса Наташа В. сказала, что музыка эта бело-голубая, она переливается серыми, нет, не серыми, а серебристыми тонами, изредка наплывают фиолетовые облака, И вот такое облако закрывает собой бело-голубого лебедя в конце. Юля К. говорит про того же «Лебедя»: «Плавная, чарующая, очень нежная и печальная музыка создает в воображении образ прекрасной птицы».
Я спрашиваю можно ли дать эту музыку в черном, желтом, красном цвете? Опять же нет. Обсуждая этот вопрос, мы пришли к выводу, что эта музыка может быть только сине-голубой, серовато-белой.
Иногда даю задания рисовать музыку, в буквальном смысле слова. Эта работа очень нравится учащимся, сначала они недоумевали, потом заинтересовались и с увлечением работали. Их рисунки заставляли думать о том, что рисование музыки помогает познать ее. Во всяком случае, можно говорить о том, что эта необычная деятельность помогает развивать абстрактное мышление, учит фантазировать быстро соединять, казалось бы, несоединимое.
О рисовании музыки написано несколько работ. Об этом пишет композитор Д.Б. Кабалевский, исследуя взаимосвязи музыки и живописи в новой системе музыкального образования и воспитания, искусствовед В.В. Ванслов, изучающий специфику взаимодействия искусств. Сейчас уже появляются школы, где изучается феномен преломления музыкального восприятия в зримый образ и способность человека этот образ запечатлеть в изображении. Это делают люди, обладающие одновременно знаниям и музыки и изобразительного искусства, психики ребенка и особым даром к исследовательской работе в области педагогики и искусства.
На уроке в б классе звучала музыка В.Моцарта УII часть «Лакримоза» из «Реквиема». Я рассказала об истории создания этого последнего произведения композитора, а в конце рассказа дала задание: слушать музыку и написать в тетради свои ощущения после прослушивания. Именно в письменной работе многие дети открываются по-новому. Ведь некоторым ребятам лучше удается передать свои мысли письменно, чем высказаться вслух. Было очень приятно, когда ученик Аслан Н., который не проявлял особого пристрастия к музыке, написал, что эту музыку он слышал в кинофильме «Овод», и ему было очень жалко главного героя, он увидел церковь и представил, что именно эту песню исполняет хор.
Часто использую при слушании принцип контраста. Этот принцип открывает перед слушателями безграничные возможности. Это сопоставление пьес разных жанров (танец и статическая лирическая пьеса; героическая largo и пасторальное аllеgгrеttо). Например: слушая прелюдии Ф. Шопена дети убеждаются, что один и тот же автор передает различный характер музыки.
У Д.Шостаковича наряду с прекрасным лирическим «Романсом» из к/ф «Овод» написано крупное произведение героического плана Симфония №7.
Класс, слушающий музыку самая хрупкая и, вероятно, самая чуткая аудитория из всех возможных музыкальных аудиторий. Ведь до прихода в школу немногие ребята бывали в концертах и, тем более, на спектаклях в музыкальных театрах. Те, в ком телевизионные передачи «для детей» не успели еще сформировать представления о музыке как о пустой забаве, связанной, как правило, с какими-либо, чаще мультипликационными развлекательными картинками, обычно без особых затруднений входят в атмосферу урока музыки и сразу же становятся хорошими, благодарными слушателями.
Д.Б. Кабалевский писал: «Когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки, даже если он знает, что после музыки учитель задает какой-нибудь вопрос и он уже готов на него ответить. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять это «закон» не потому, что того просто требует дисциплина, а потому что, когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять. Выполнять этот «закон» надо потому что слушание музыки — это, прежде всего внимательное вслушивание в нее, а не игра в «загадки-отгадки». Но и после того, как музыка отзвучала, руку не надо поднимать. Учитель должен дать ребятам возможность прочувствовать и продумать услышанное и, лишь спустя некоторое время, задать им вопрос — вот тогда можно поднимать руку».
Так в классе воцаряется атмосфера, близкая к атмосфере концертного зала, и у ребят быстро проявляются не только навыки внимательного слушания, но и любовь и уважение к музыке.
Подчеркнем, что впечатления после прослушанного произведения оказывают воздействие на слушателя, представляют самого школьника: его интересы, стремления, духовный мир, нравственность. Таким образом, воспринимая музыку, мы лучше познаем самого себя, а учитель — своих воспитанников.
Нравственное общение на уроках целесообразно также, для того чтобы весь процесс слушания музыки превратился в интенсивных эмоционально-интеллектуальный труд, в результате которого создавались бы духовно-нравственные ситуации. Их создание требует, как правило, повторного прослушивания произведения. А это, в свою очередь, способствует более интенсивному развитию интонационного словаря слушателя, что является основным залогом формирования потребностей в серьезной музыке.
Итак, говоря о сущности модели нравственного общения с музыкой, мы видим, что объектом ее является эмоциональное интонирование, результатом — личностный смысл произведения, а целью музыкальное познание бытия, понимаемое как весь объективный мир, и в том числе — человеческие отношения не только с природой. но и между самими людьми. «Музыкальное познание» предполагает не только приближение к тайнам бытия посредством музыки. Оно означает, что характерной чертой восприятия будет не столько научная точность, сколько глубина личностного отношения воспринимающего к бытию, выявленного и раскрытого в процессе общения с произведением академического жанра. Следовательно, главной целью познания становится сам Человек, а музыкальное познание бытия — человековедением, значимость которого для становления личности школьника трудно переоценить.

Литература.

1. Программы общеобразовательных учреждений под руководством Д. Б. Кабалевского. Музыка 1-8 классы, 3-е издание, М., «Просвещение», 2006 г.
2. Д. Б. Кабалевский. Основные принципы и методы прог8раммы по музыке для общеобразовательной школы. М., Просвещение, 1985 г.
З. Д. Б. Кабалевский. О нравственном воспитании учащихся. М., Просвещение, 1984
4. Ю.Н. Хижняк. Там, где музыка живет. М., Просвещение, 1996 г.
5. «Музыка в школе» Методический журнал Министерства просвещения РСФСР . № 4, 1986 г.; № 3, 1987 г.; № 1 1989 г.; № 4 1990 г.