Сегодняшний дошкольник - совсем другой по сравнению с ребёнком пятнадцати – двадцатилетней давности. Жаль, что для современного дошкольника характерна потеря живости, притягательности самого процесса познания, познание мира идёт информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр. Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому, что год от года увеличивается количество детей, не желающих идти в школу. К этим проблемам прибавляются речевые - продолжается рост количества дошкольников с речевыми и не только проблемами. Педагоги бьют тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к процессу познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей хочется назвать “уставшими от рождения”. Он только появился на свет, а ему уже всё неинтересно, он не тянется к новым знаниям, к постижению глубин духовного, внутреннего мира человека и мира, который его окружает. Что делать? Как исправить ситуацию?
Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода. Мне оказались близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка. Основой коррекционно – развивающего процесса в речевой группе являются “Программа воспитания и обучения в детском саду” (автор М.А. Васильева) и “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада” (авторы: Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина), на которых базируется применяемый мною в логопедической деятельности проектный метод. Апробация данного метода в течение трёх лет и анализ диагностики речевого и общего развития воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе, способствует всестороннему развитию дошкольников с речевыми проблемами в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными дошкольному возрасту.
Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.
Исходя из выше означенного, пришла к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Два больших долгосрочных тематических проекта: “Мир человека” и “Мир природы” подразделяются на монопроекты, являющиеся как бы частью большого, объёмного проекта, и как бы взаимопроникают друг в друга, пересекаются, при этом нельзя забывать, что ребёнок является неотъемлемой частью этих соседствующих, пересекающихся, взаимно заинтересованных мономиров (Приложение 2). При выстраивании конкретного проекта или его составляющих принимаю во внимание, что сегодняшний ребёнок с речевыми проблемами - это не только несовершенства речи, но и недоразвитие психических процессов, психологические и медицинские проблемы, поэтому постепенно, поэтапно учусь вместе с воспитанниками и воспитателями группы, другими педагогами выстраивать развивающее пространство ДОУ, решать различные познавательно-практические проблемы, накапливать опыт творческого сотрудничества, что помогает моим воспитанникам не только успешно справиться с их несовершенствами, но, надеюсь, строить свой собственный жизненный мир. Практическая логопедическая деятельность ежедневно подтверждает наличие проблем у детей речевой группы. Отсутствие или явная недостаточность жизненного опыта у детей, растущих и взрослеющих в районах Крайнего Севера, свойственного для пятилетнего ребёнка, проживающего, например, в средней полосе России, мешают полноценному и всестороннему развитию детишек. Поэтому на начальном этапе коррекционно-развивающего обучения, когда ребёнок не может проявить самостоятельность в выборе, обозначении проблемы и способов её решения, обосновывает закономерность активной роли взрослого в проекте. Естественно, постепенно эта роль взрослого видоизменяется, уступая место самоудовлетворению разнообразных интересов каждого дошкольника, реализации его потребностей в активной совместной интеллектуальной или продуктивной деятельности, его самореализации и творческому самовыражению. Взрослея и развиваясь, стремясь к самопознанию, дети становятся более самостоятельными, способными выслушать и воспринять сказанное, осмыслить и проанализировать, сдержать собственные импульсивные побуждения, проконтролировать себя и других самостоятельно и объективно. Дошкольники подготовительной к школе группе уже в состоянии принять выявленную самостоятельно проблему, осмыслить цель, которую надо достичь и выбрать тот путь, который приведёт к успеху. Доминантная роль логопеда становится всё слабее и слабее, педагог включается в сотрудничество с детьми по реализации идей воспитанников, поскольку ориентирование идёт на применение и приобретение новых знаний, умений и навыков, нового жизненного опыта детьми через самореализацию и саморазвитие. Данный подход в вопросе применения проектного метода в логопедической работе основывается на идее, что ребёнок - само развивающаяся система при создании оптимальных условий для его саморазвития и самосовершенствования.
Выбор типов монопроектов зависят от решаемой совместно с воспитанниками проблемы. Например, совместный с педагогом-психологом дошкольного учреждения проект “Спешим на помощь Королеве Добра”, построенный по игровому типу, в форме театрализованных приключений детей в волшебном лесу, по характеру содержания включает каждого воспитанника, где он активный участник, решающий не только глобальные проблемы добра и зла, но и коррекционно-обучающие задачи (помощь Королеве Добра в вызволении из заточения буквы П у Королевы Зла посредством сложных, но таких интересных заданий и поручений Лесовичка). Реализация разносторонних аспектов данного проекта позволяет решить не только коррекционно – развивающие задачи логопеда и психолога, но и познакомить дошкольников не только с социальными отношениями между людьми, персонажами, но и с законами природного мира, с прекрасным. Активное участие детей в этом театрализованном проекте обеспечивает позитивное решение задач психической и речевой коррекции, гармоничного развития личности каждого ребёнка. Творческий характер деятельности, реализуемый в ходе проекта, поддержание положительного эмоционального настроя, необходимость владения собственной речью, её выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития творческих и умственных способностей. Заинтересованность дошкольника в ходе проекта способна творить чудеса: он практически самостоятельно, ненавязчиво растёт интеллектуально и личностно в собственных глазах и в глазах окружающих. Вот главная отличительная особенность проектного метода в логопедической работе.
Применение в деятельности логопеда практико-ориентированных проектов более нацелено на ожидаемый результат деятельности их участников, поэтому чаще используется при работе над звуком, слогом, словом, предложением. Планирование проектов по подготовке к обучению грамоте подводит воспитанников к выявлению (на начальном этапе с помощью логопеда и с его подачи) проблем звуковой, слоговой сторон речи, слова, словосочетания, предложения, поиску путей их решения. Сложность заключается в том, чтобы ненавязчиво подвести детей к заинтересованности тем или иным вопросом этого раздела программного материала. Чаще всего работа строится с использованием героев детских произведений, театрализованных вкраплений и игровых моментов, поскольку это близко, интересно и понятно дошкольникам.
Так как детям комфортнее участвовать в коллективных проектах, поэтому для полноценного развития и позитивного эмоционального состояния воспитанников речевой группы чаще всего в своей работе использую фронтальные и подгрупповые проекты, проекты в рамках детского сада, с привлечением воспитателей группы, музыкального руководителя, воспитателя - эколога, воспитателя по изодеятельности, педагога – психолога, социального педагога, работников музея, библиотеки, музыкальной школы, театральных коллективов. (Приложение 1) Например, монопроект “Экскурсия в музей: знакомство с творчеством Н.М. Кошелевой” в рамках проекта “Мир человека” не только воочию познакомил дошкольников с деятельностью музея изобразительного творчества, с профессией экскурсовода, смотрителя музея, преподал правила этикета, но и приобщил к великолепному искусству и творчеству нашей уренгойской художницы. Дети, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсовода о музейных экспонатах, о том, как из цветного пластика творческий человек Н.М. Кошелева создаёт фигурки, жилища, зарисовки из жизни коренных народов севера - хантов и ненцев. Посредством прекрасного дети прикоснулись не только к культуре и быту одного из народов России, но и услышали рассказ о батике, натюрморте, графике, пейзаже, рассматривая тут же эти виды художественного искусства. И, что немаловажно, на правильном русском языке, эмоционально и вдохновенно. Лексикон детей пополнился новыми, ранее неизвестными дошкольникам словами, их эмоциональное состояние было восторженным и приподнятым. Вернувшись в детский сад, дети с удовольствием делились впечатлениями с родителями, с братьями и сёстрами, обсуждали увиденное и услышанное, появившиеся проблемы: А у меня получится, как у этой художницы? Что для этого нужно? А где учат на художника? В свободное время дети самостоятельно занимались лепкой, рисованием. И вот уже в группе организована силами воспитанников и педагогов своя небольшая картинная галерея. Ребятишки пригласили родителей. Одобрение взрослых и сверстников, попытки детей приобщиться к возвышенному, к культуре не пройдут даром, а благодатным росточком творческого и личностного начала прорастут в детских душах. Участие старших дошкольников в разного вида проектах, творческий характер их деятельности, её привлекательность для каждого ребёнка, открывают для маленького человека новое, интересное и неизведанное.
Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее - что и требовалось доказать!