ЦЕЛИ:
- Обобщить знания детей о творчестве и произведениях К.Г. Паустовского.
- Формирование умения не только видеть и понимать слово, но "слышать" и "чувствовать его".
- Формирование первичных представлений о специфике художественного образа.
- Развивать речь учащихся, создавая атмосферу вдумчивой работы и одно временно праздничной встречи со словом.
- Формирование личностных качеств:
- более вдумчивого и бережного отношении к окружающему миру,
- доброго отношения ко всему живому.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет, выставка рисунков детей, схема.
НА ДОСКЕ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- С произведениями какого писателя вы познакомились?
- Что вы узнали о К.Г. Паустовском?
1. Выступление ученика о музее.
"Теплый дом в Кузьминках".
Есть в Москве удивительное по красоте место - усадьба и ландшафтный парк "Кузьминки". Издавна называю этот дом "Серая дача", т.к. окрашен он традиционно в светло-серый цвет. Вокруг дома растут высокие старые деревья. Весной цветут яблони, груши, черемуха, барбарис. Воздух ароматен, свеж и прозрачен. Дом притягивает взоры всех, кто проходит мимо. В нем находится Московский литературный музей-цент К.Г. Паустовского, писатель никогда не был в этом доме. Музей был основан учениками. Открылся в ноябре 1975 года.
Ребята ездили по местам, связанным с жизнью и творчеством Паустовского, знакомились с интересными людьми, знавшими писателя, привозили из экспедиций подаренные им книги, вещи, фотографии... Паустовский по-прежнему любим и читаем. Народная тропа к дому Паустовского не зарастает. Разные люди приходят в музей, от дошкольников до профессоров. Музей называют "Теплым домом". Сотрудники стремятся создать эффект присутствия К.Г. Паустовского в старом деревянном доме, щедро дарят тепло своих сердец посетителям. Здесь всегда радостно встретят, душевно поговорят, отогреют, ободрят.
По выбору посетителей читают отрывки из сказок и рассказов писателя. Дети заворожено слушают, глазенки блестят, щечки розовеют, рты приоткрываются, Путешествуя по залам музея можно увидеть много необычного и увлекательного: движение корабликов, щебет птиц, чучело рыбы ежа и многое другое. У входа в этот старый необычной дом можно ударить в настоящий корабельный колокол -рынду, в ответ услышать приветствие веселого звона колокольчиков.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. - Как вы думаете почему дом в Кузьминках называют "теплым домом"?
- О ком писал К.Г.Паустовский?
- Как называлась книга?
- Какие жанры были включены? (Авторская сказка, рассказы)
Коллективная работа
2. Сообщение темы урока.
- Ребята прочитайте тему нашего урока
- Какое слово является антонимом слову "добро"? (зло)
- Каким цветом вы бы написали это слово? А почему?
- Ассоциация со словом "зло", (война, смерть, слезы, ужас, горе, разруха, боль)
3. Работа в парах.
Советуясь в паре, запишите слова на лучиках, которые ассоциируются со словом "добро". (3 мин.)
- Кто сделал, прикрепите к слову "добро", написанное на доске (чтение слов хором). А каким цветом вы бы написали эти слова, почему?
- Почему надо спешить делать добро?
4. Обобщающие задания по книге К.Г. Паустовского "Похождения жука - носорога".
- Кто же совершал добрые дела в сказках? (Дети)
- Назовите имена детей.
- Какие добрые дела они совершили?
Вывод: (учитель)
- В сказках необычное переплетается с повседневным. Порой очень трудно определить, где автор придумал, где события происходят на самом деле. У писателя "Волшебника" оживает все, а "Природа" наделена особой волшебной силой.
- Вот, что сказал детский писатель Е.И. Чарушин, (слова, подготовленного ученика)
"Входи в мир природы? Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой - Родиной."
- (учитель) К.Г.Паустовский помог нам услышать и дуновение ветерка, и приход весны.
5. Литературная викторина.
- Из каких сказок взяты эти отрывки?
“Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошило Фильке горло.”
“Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!”
“Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек. Носорог сердился, стучал, Требовал, чтобы его выпустили . Но Степа его не выпускал, а подсовывал ему в коробок травинки, чтобы жук не умер от голода Носорог травинки сгрызал, но все равно продолжал стучать и браниться.”
("Теплый хлеб", "Стальное колечко", "Похождения жука - носорога").
- Совершая добрые поступки, просили герои благодарности?
- Что сказала бабушка своему внуку, узнав о том, что ему помогали все лесные жители? А почему ему помогали?
- (учитель) Вся природа, милосердная и карающая, вторгается в дела детей, она награждает добрых и наказывает злых. Даже обычный цветок получил название "самоотверженный".
- Назовите этот цветок. А почему он назван "самоотверженный''? (зачитать из произведения).
- Что же хотел сказать писатель создавая свои сказки?
- Как вы понимаете "Добрым быть совсем не просто. Не зависит доброта от роста"?
- Кто же такой добрый человек?
Вывод (учитель) - Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить. Особенно хорошо это можно проследить, читая рассказы К.Г. Паустовского.
6. Работа с выставкой рисунков.
- От чьего имени ведется повествование в рассказах? (Рассказчик и автор, это почти одно лицо, Рувим, мальчик).
- К какому рассказу эти иллюстрации?
- Когда вам было смешно?
- Какими изображены здесь животные?
- Какие пословицы можно применить к рассказам?
- Объясните, как вы понимаете фразеологизмы:
"мертвой хваткой",
"мчаться опрометью"
- А какие добрые дела происходят?
- О чем хотел нам рассказать автор?
- Какую мудрость, тайну вы открыли для себя, читая рассказы К.Г.Паустовского?
(Учитель) - Добрые дела здесь делаются незаметно, как бы между прочим.
- А как вы думаете, можно ли кричать, хвастаться тем, что ты сделал что - то хорошее, доброе кому-то?
(Учитель) - Давайте и мы с вами, делая добрые дела, соберем их, создадим книгу добрых дел. Ребята, дома вы можете написать сочинения на тему:
"Мои добрые дела'', "Им стало хорошо", "Я стал немного волшебником".
Дочитать рассказы из книги К.Г. Паустовского.
Приготовить краткий пересказ.
III. ИТОГ УРОКА.
1. Вывод (учитель) Добрые дела делают незаметно. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки - в Море Добра. Прекрасно, когда человек оставляет после себя добрый след.
Вот что пишет К.Г. Паустовский в одном из рассказов
2. (Выступление подготовленного ученика): "Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь же мне напоследок. Я приму эту улыбку, как величайший и незаслуженный дар, и унесу в тот непонятный мир, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная... КГ. Паустовский ушел из жизни 15 июля 1968 года, на 77 году жизни. Похоронен в лесу на берегу речки Таруска, в окружении родной природы он обрел вечный покой."
- Какое доброе дело сделал К.Г.Паустовский для нас?
- Почему надо спешить делать добро?