Специфика логопедических приёмов и методов создаётся за счёт особой подачи и формы коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных заданий, а активизация речевой и умственной деятельности ребёнка.
С первых занятий воспитываю у детей организационные навыки, позволяющие осуществлять коллективную речевую деятельность. С этой целью даю возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около себя, за партами) так, чтобы им удобно было рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Приучаю воспитанников вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить её отдельные, доступные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.
Особую роль на занятии отвожу дидактической игре. Мною разработана и активно применяется система использования дидактических игр на логопедических занятиях. С учётом игры составила тематическое планирование занятий:
(фрагмент)
№ | Тема занятия | Фонематические процессы | Лексика | Грамматика | Связь с уроком русского языка | Дидактическая игра | Дата |
Текст. Предложение. Роль интонации. | Слоговые цепочки. | Птицы | Построение предложений по вопросам. | Правописание гласных в корне слова. | “Построй гнездо” | ||
Деформированный текст. (2 часа) | Определение места данного звука в слове. | Животные лесов | Определение границ предложения. | Правописание согласных в корне слова. | “Где живет белка?” |
Основой системы является ориентация на речевую активность воспитанников. Этому способствует чёткая и логичная система постановки вопросов адресованных детям, тщательный отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, дидактические игры. Вариативность игровых технологий позволяет использовать на занятии такие виды речевой деятельности как подражание, рядовая речь, называние, ответы на вопросы, самостоятельная речь, чтение.
В результате систематического использования дидактической игры на логопедических занятиях у ребят повышается учебная мотивация, гораздо быстрее формируются речевые навыки, формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных структур младшего школьника.
Предлагаю Вашему вниманию:
Конспект занятия по логопедии с дидактическими играми, проведенного в 3 классе.
Тема: повторение изученного по теме “Части речи”.
Лексическая тема: Птицы.
Цели:
1. Учить употреблять и определять в предложениях различные части речи.
2. Развивать связную речь.
3. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход урока
I. Орг. момент (Ребята стоят перед доской в кругу держась за руки)
Л.: – Займёт свое место тот, кто назовет глагол.
II. Артикуляционная гимнастика.
Л: – Какая из птиц самая поющая? (соловей)
Известный натуралист Дмитрий Никифорович Кайгородов так передает песнь соловья, состоящую из 12 колен. Давайте попробуем ее прочитать.
Фи-тчуррр, фи-тчурр, вадь-вадь-вадь-вадь-вадь-цик!
Тю-лить, тю-лить, тю-лить.
Клю-клю-клю-клю.
Юу-лить, юу-лить, ци-фи, ци-фи, ци-фи.
Пью-пью-пью.
Ци-фи, ци-фи, чо-чо-чо-чо-чочовить!
Цицитю-вить, тю-вит, тю-вит.
Юу-лит, чо-чо-чо-чо-чо-тррррррц.
Пи, пи, пи, пи, клью-клью-клью.
Чри-чи-чу, чричи-чу.
Ци-вит (тихо), клью (громко), клюй.
Иногда порядок колен меняется.
II. Сообщение темы и цели урока.
Л: – Загадка: без рук , без топорёнка построена избёнка.
– Что обозначает слово “гнездо”?
Гнездо – место жилья, кладки яиц и выведения детенышей у птиц, насекомых и некоторых животных.
- Характеристика слова “гнездо”
Определение части речи. (существительное)
Какие слова относятся к существительным?
Какие еще части речи вы знаете? (глагол, прилагательное)
- Что такое глагол?
- Что такое прилагательное?
Наша задача на уроке – учиться употреблять и определять в предложениях различные части речи.
Подберем глаголы и прилагательные, наиболее подходящие к слову гнездо?
(работа в группах по 3 чел.)
составлять
вить
мастерить
собирать
уютное
прибранное
красивый
высокое
(читают слова, убирают лишнее слово, объясняют выбор)
Л: – Какой материал используют птицы, когда вьют гнезда? (практическая работа)
Отобрать материал, пригодный для строительства гнезда.
Мох, трава, веточки, камушки, тряпочки, шерсть, стекло, пух.(материал натуральный)
III. Развитие зрительного восприятия:
Л: – Кто живет в гнездах?
Л: – Найдите птицу среди запутанных фигур и раскрасьте ее.
Л: – Кто еще изображен на рисунке? (насекомые)
IV. Работа по развитию слогового анализа и синтеза. Игра “Построй гнездо”.
Какое слово лишнее? Почему?
Определи птицу в свое гнездо. (Работа с картинками. Под картинку помещают название птицы.)
V. Работа в тетрадях.
- Запись даты.
- Минутка чистописания:
- Запишите “последнее колено” из песенки соловья.
- Прочитайте. Отметьте красным карандашом гласные буквы.
- Запишите названия птиц, которые вьют гнезда.
VI. Чтение рассказа про кукушку.
КУКУШКА
Кто из нас не слыхал звонкого кукования! В конце апреля среди лесных полян и садов раздается громкое “ку-ку, ку-ку, ку-ку” – это кукует самец кукушки, его крик подхватывает второй, третий…” “Кли-кли-кли” – отзывается кукушечка.
Весной в лесу кипит работа – все птицы строят гнезда. И только кукушка этого не делает. Она внимательно следит, где птицы устраивают себе жилища. И как только птичка отлетит от гнезда – тут же подкладывает в чужой дом яичко, а хозяйское уносит в клюве и выбрасывает.
Новорожденный кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов. Он подползает под птенца, вскидывает его на спину и несет к краю, а там сбрасывает вниз. У кукушат для этого есть специальная ямка на спине.
Нередко птицы узнают подброшенные кукушечьи яйца и покидают свое потревоженное гнездо или выбрасывают чужое яйцо. И все-таки кукушки не вымирают, потому что откладывают много яиц.
Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые могут есть мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.
По Т. Шорыгиной
Вопросы:
1. Как кукушка обходится без гнезда?
2. Какую пользу приносят кукушки?
Л: – Найдите в тексте однокоренные слова. (кукушка, кукования, кукует, кукушонок, кукушат, кукушечьи, кукушечка)
Л: – Выпишите их. Обозначьте корень.
Л: – Назовите части речи.
Л: – В каком слове написали разделительный Ь?
Физминутка.
1. Танец под музыку.
2. Игра с мячом “Лови-говори”. Исправь предложения, вернув мяч:
Длинный червяк склевал скворца.
Звонкая песня спела соловья.
Крошки собирали воробьев на дорожке.
Мохнатая гусеница съела кукушку.
Весной озеро возвращается к лебедям.
Иволга высидела птенцов и отложила яйца.
VII. Формирование грамматического строя речи:
Л: – Продолжаем работу с “листом заданий”. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Кто как говорит?
ласточка соловей журавль воробей кукушка жаворонок |
поет, заливается щебечет чирикает курлыкает звенит кукует |
Какой частью речи являются слова левого столбика?
Каким членом предложения являются имена существительные в именительном падеже?
Почему?
Какой частью речи являются слова правого столбика?
Каким членом предложения чаще всего являются глаголы?
Можно ли из этих пар составить предложения?
Какая часть речи уточняет и украшает нашу речь? (прилагательное)
На какой вопрос отвечает прилагательное?
Игра “Сложи яйцо”
К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, восстановив при этом целое яйцо.
Слова для справок: голосистый, шустрый, звонкий, быстрая, беззаботная, длинноногий. Воробей, ласточка, соловей, кукушка, журавль, жаворонок. |
Прочитайте слова, написанные в верхней части яйца. Какой частью речи они являются? Почему?
Л: – Прочитайте слова в нижней части. Назовите часть речи. Почему?
Л: – Прочитайте полученные словосочетания.
Составленные словосочетания вставьте в предложения.
Каким членом предложения чаще всего является прилагательное? Дополните предложения в соответствии со схемой.
Запишите предложения. Определите и подпишите части речи.
Рефлексия.
Л: – На доске изображены три птенца с разной мимикой.
Оцените свою работу на уроке.
Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку веселому птенцу.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму.
Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, положите свою фишку грустному птенчику.