Конспект мероприятия "Техника речи"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • обобщение и систематизация знаний о характеристиках устной речи: темпе, громкости, тембре, дикции;
  • развитие умения регулировать громкость и темп речи в зависимости от ситуации; развитие дикции (правильности произношения);
  • развитие коммуникативных навыков, культуры общения, умения работать в коллективе.

Возраст: начальные классы (2-4).

Форма проведения: занятие – игра “Лото”.

Материалы:

2 карточки для команд вида:

1 2 3 4
5 6 7 8

жетоны – 16 шт., бочонки с номерами заданий 1-8 в мешочке, материалы для заданий (карточки с изображением животных: медведь, лиса, мышь, заяц; карточки для выполнения заданий “Громкость”, “Темп”; скороговорки и т.д.)

Литература:

  1. Дидактический материал к урокам речевой культуры в 1 классе. Сост. Якимова Н.Б. – Сыктывкар: КГПИ, 1992г.
  2. Рендакова Е.М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников. //“Начальная школа”, №11, 2000г., с.34.
  3. Сухин И.Г. Это удивительное слово – “скороговорка”. // “Начальная школа”, №12, 2002г., с.72.

I. Организационный момент: приветствие, сообщение темы, целеполагание, объяснение правил игры.

Игра “Лото”: класс делится на 2 команды.

Варианты деления на команды:

1 вариант – расчет по принципу “первый - второй”: “кораллы – кларнет” (пары из скороговорок) и т.д.

2 вариант: собрать 2 разрезанные открытки (каждый ребёнок получает деталь), на которой может быть написано название команды, соответствующее содержанию занятия; либо собрать скороговорки, “рассыпанные” по словам, и т.д.

Каждая команда получает карточку лото, на которой обозначены номера 1-8.

У ведущего – мешочек с бочонками с номерами заданий (1-8), фишки-жетоны из “Лото”.

II. Основной этап.

Команды по очереди достают из мешочка бочонок с № задания; выполнив – получают (по мере выполнения задания) жетон, закрывающий на игровой карточке № выполненного задания.

1. Тембр.

- Что такое тембр голоса? – Это окраска голоса. Мы всегда можем по голосу узнать, кто говорит, даже не видя собеседника.

- Вспомните сказку “Волк и 7 козлят” - почему козлята не впустили волка? Что случилось потом?

Задание: 2 человека от команды, раздать картинки: 1- медведь, лиса, 2 - мышь, заяц.

- Не сообщая, какая у вас картинка, рассказать стих “Уронили мишку на пол…” от имени изображенного животного – остальные должны догадаться, какой зверь на вашей карточке. Если соперники догадались – команда получает жетон – вам удалось передать тембр животного.

2. Громкость.

Задание: на карточках – ситуации, по 3 карточки каждой команде. В соответствии с ситуацией, меняя громкость голоса, прочитайте текст.

Заблудилась Алёнушка в лесу, и стала звать подруг: “Ау!”.
Футболисты “Спартака” забили мяч в ворота “Зенита”, болельщики закричали: “Гол!”.
На уроке геометрии у Миши сломался карандаш. Он попросил у соседки по парте: “Маша, дай, пожалуйста, запасной карандаш”.
Сашу вызвали к доске прочитать наизусть стихотворение, и он начал:

“Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром”.

Мама рассказывает на ночь сыну сказку: “Жили-были старик со старухой у самого синего моря”.
Класс пришёл на экскурсию в музей, Таня делится впечатлениями с Катей: “Смотри, какой большой бивень мамонта!”.

3. Темп речи.

- В чём отличие марша от вальса? (темпом).

Задание: карточки-ситуации - по 3 каждой команде. Какой темп речи используется в ситуациях:

Учитель диктует классу текст.
Мальчик рассказывает товарищам очень интересный фильм.
Прохожий интересуется, где находится аптека, ему объясняют.
Ученик отвечает у доски.
Мама, уходя из дома и поглядывая на часы, даёт сыну поручения.
Девочки собирают цветы на полянке и ведут беседу.

4. Тембр.

Задание: “Узнай, чей голосок”. Капитан команды должен угадать по голосу, не видя, собеседника из другой команды, который скажет ему какое-то “волшебное слово”.

5. Дикция.

В.Даль: “Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор…”.

Задание: аукцион скороговорок - проговаривать скороговорки, которые вы знаете. Команда, вытянувшая бочонок с заданием, начинает, далее – команда соперников, так - по очереди. Побеждает и получает жетон команда, последней прочитавшая скороговорку (т.е. если больше нет вариантов).

Вариант: Разгадать, какие скороговорки изображены на рисунках (нарисованных ребятами заранее).

6. Дикция.

Задание: Придумать окончание скороговорки:

1 команда - Проще простого простаку Прохору…

(пройти по проволоке, принести призму, провести праздничный приём, приобрести прибор для причёсывания…)

2 команда - Расшалившийся малыш…

(шипел на кошку, шлёпнул Шурика шёлковым шарфом, смешивал вермишель с шоколадом, навешивал вермишель на уши, швырял шишки в шифоньер…)

7. Физминутка.

Задание: На доске – скороговорка: “Слонопотамные слонопотамы, слонопотамихи и слонопотамята слонопотамно расслонопотамились в Слонопотамии”. Какая команда дружнее произнесёт скороговорку?

8. Памятка.

Составить памятку, правила: какой должна быть речь по темпу, громкости, дикции (можно предложить разные ситуации).

III. Подведение итогов.

Рефлексия: удалось ли выполнить все задания и собрать все жетоны? Что узнали о технике речи?

Вывод: В зависимости от ситуации меняются громкость и темп речи, тембр – индивидуален. Всегда, в любой ситуации, важна чёткая дикция.