Цели и задачи:
- обобщение и систематизация знаний о характеристиках устной речи: темпе, громкости, тембре, дикции;
- развитие умения регулировать громкость и темп речи в зависимости от ситуации; развитие дикции (правильности произношения);
- развитие коммуникативных навыков, культуры общения, умения работать в коллективе.
Возраст: начальные классы (2-4).
Форма проведения: занятие – игра “Лото”.
Материалы:
2 карточки для команд вида:
1 2 3 4 5 6 7 8
жетоны – 16 шт., бочонки с номерами заданий 1-8 в мешочке, материалы для заданий (карточки с изображением животных: медведь, лиса, мышь, заяц; карточки для выполнения заданий “Громкость”, “Темп”; скороговорки и т.д.)
Литература:
- Дидактический материал к урокам речевой культуры в 1 классе. Сост. Якимова Н.Б. – Сыктывкар: КГПИ, 1992г.
- Рендакова Е.М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников. //“Начальная школа”, №11, 2000г., с.34.
- Сухин И.Г. Это удивительное слово – “скороговорка”. // “Начальная школа”, №12, 2002г., с.72.
I. Организационный момент: приветствие, сообщение темы, целеполагание, объяснение правил игры.
Игра “Лото”: класс делится на 2 команды.
Варианты деления на команды:
1 вариант – расчет по принципу “первый - второй”: “кораллы – кларнет” (пары из скороговорок) и т.д.
2 вариант: собрать 2 разрезанные открытки (каждый ребёнок получает деталь), на которой может быть написано название команды, соответствующее содержанию занятия; либо собрать скороговорки, “рассыпанные” по словам, и т.д.
Каждая команда получает карточку лото, на которой обозначены номера 1-8.
У ведущего – мешочек с бочонками с номерами заданий (1-8), фишки-жетоны из “Лото”.
II. Основной этап.
Команды по очереди достают из мешочка бочонок с № задания; выполнив – получают (по мере выполнения задания) жетон, закрывающий на игровой карточке № выполненного задания.
1. Тембр.
- Что такое тембр голоса? – Это окраска голоса. Мы всегда можем по голосу узнать, кто говорит, даже не видя собеседника.
- Вспомните сказку “Волк и 7 козлят” - почему козлята не впустили волка? Что случилось потом?
Задание: 2 человека от команды, раздать картинки: 1- медведь, лиса, 2 - мышь, заяц.
- Не сообщая, какая у вас картинка, рассказать стих “Уронили мишку на пол…” от имени изображенного животного – остальные должны догадаться, какой зверь на вашей карточке. Если соперники догадались – команда получает жетон – вам удалось передать тембр животного.
2. Громкость.
Задание: на карточках – ситуации, по 3 карточки каждой команде. В соответствии с ситуацией, меняя громкость голоса, прочитайте текст.
Заблудилась Алёнушка в лесу, и стала звать подруг: “Ау!”. |
Футболисты “Спартака” забили мяч в ворота “Зенита”, болельщики закричали: “Гол!”. |
На уроке геометрии у Миши сломался карандаш. Он попросил у соседки по парте: “Маша, дай, пожалуйста, запасной карандаш”. |
Сашу вызвали к доске прочитать наизусть
стихотворение, и он начал: “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром”. |
Мама рассказывает на ночь сыну сказку: “Жили-были старик со старухой у самого синего моря”. |
Класс пришёл на экскурсию в музей, Таня делится впечатлениями с Катей: “Смотри, какой большой бивень мамонта!”. |
3. Темп речи.
- В чём отличие марша от вальса? (темпом).
Задание: карточки-ситуации - по 3 каждой команде. Какой темп речи используется в ситуациях:
Учитель диктует классу текст. |
Мальчик рассказывает товарищам очень интересный фильм. |
Прохожий интересуется, где находится аптека, ему объясняют. |
Ученик отвечает у доски. |
Мама, уходя из дома и поглядывая на часы, даёт сыну поручения. |
Девочки собирают цветы на полянке и ведут беседу. |
4. Тембр.
Задание: “Узнай, чей голосок”. Капитан команды должен угадать по голосу, не видя, собеседника из другой команды, который скажет ему какое-то “волшебное слово”.
5. Дикция.
В.Даль: “Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор…”.
Задание: аукцион скороговорок - проговаривать скороговорки, которые вы знаете. Команда, вытянувшая бочонок с заданием, начинает, далее – команда соперников, так - по очереди. Побеждает и получает жетон команда, последней прочитавшая скороговорку (т.е. если больше нет вариантов).
Вариант: Разгадать, какие скороговорки изображены на рисунках (нарисованных ребятами заранее).
6. Дикция.
Задание: Придумать окончание скороговорки:
1 команда - Проще простого простаку Прохору…
(пройти по проволоке, принести призму, провести праздничный приём, приобрести прибор для причёсывания…)
2 команда - Расшалившийся малыш…
(шипел на кошку, шлёпнул Шурика шёлковым шарфом, смешивал вермишель с шоколадом, навешивал вермишель на уши, швырял шишки в шифоньер…)
7. Физминутка.
Задание: На доске – скороговорка: “Слонопотамные слонопотамы, слонопотамихи и слонопотамята слонопотамно расслонопотамились в Слонопотамии”. Какая команда дружнее произнесёт скороговорку?
8. Памятка.
Составить памятку, правила: какой должна быть речь по темпу, громкости, дикции (можно предложить разные ситуации).
III. Подведение итогов.
Рефлексия: удалось ли выполнить все задания и собрать все жетоны? Что узнали о технике речи?
Вывод: В зависимости от ситуации меняются громкость и темп речи, тембр – индивидуален. Всегда, в любой ситуации, важна чёткая дикция.