Урок естествознания по теме "Земноводные"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать понятия “земноводные”, “амфибии”;
  • показать разнообразие земноводных животных,
  • раскрыть их многостороннее значение для человека,
  • обобщить знания о домашних, млекопитающих, пресмыкающихся животных;
  • развивать умение находить, сравнивать, обобщать, классифицировать, способствовать расширению кругозора, развивать наблюдательность, внимание;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • таблички с названиями животных, природных сообществ;
  • картина “ Кто где живет”,
  • учебники “Естествознание”, “Знаешь ли ты животных нашего края?”
  • тетрадь на печатной основе,
  • компьютер, презентация по теме “Земноводные”.

Ход урока

1) Организационная часть.

Сообщение темы и постановка цели.

- Доброе утро, дети! Я рада вновь встретиться с вами в нашем классе. Урок естествознания. Сегодня мы продолжим путешествие в мир животных и проведем турнир знатоков природы. Ведь природа – самое удивительное из того, что нас окружает. Человеку внимательному и наблюдательному природа раскрывает свои тайны. Что-ж, знатоки, в путь.

2) Напряжение мысли

а) На доске карточки:

бактерии растения вода воздух животные
небесные тела

- Распределите на группы:

живая неживая
бактерии воздух
растения вода
животные небесные тела

- Какие природные сообщества можно отнести к объектам живой природы? Неживой?

- Назовите признаки живых организмов: (состоят из клеток, питаются, двигаются, дышат, растут, размножаются, умирают)

Б) “Занимательный кроссворд” - повторение темы “Млекопитающие”

1. 2.
На ветке не птичка –
Зверек – невеличка,
Мех теплый, как грелка,
Кто же это? (Белка)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
3. 4.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось)
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель. (Ежик)
5. 6.

Посмотрите-ка какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой. (Лиса)

На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

- К какому природному сообществу можно отнести эти названия?

- Что объединяет этих животных? (млекопитающие, тело состоит из головы, шеи, туловища, хвоста, двух пар ног, рождают живых детей).

- Соотнесите животных по типу питания.

Растительноядные лось
Насекомоядные медведь
Хищные лиса
Всеядные ежик
белка
волк

в) Повторение темы “Пресмыкающиеся”

Чтение слов: ящерица
крокодил
лягушка
змеи
черепаха

Найдите “лишнее” слово (лягушка). Почему?

Все остальные животные – пресмыкающиеся. Отличительные признаки: тело покрыто сухими чешуйками, можно жить везде, но яйца откладывают только на суше и прячут в песок, тело у земли.

3) Работа над новой темой “Земноводные”. Приложение 1

а) Работа со словом земноводные

сложное, из 2-ух основ, приспособленный к жизни на земле (суше) и в воде. Можно заменить словом амфибии– слово греческое. В переводе означает “двоякоживущие”. Это научное название животных. По–русски их чаще называют земноводными, подтверждая, что они на самом деле двоякоживущие. Большинство одинаково хорошо чувствуют себя и в воде, и на суше. Весной уходят в воду, самцы ищут себе подруг, а самки мечут икру, здесь икра развивается и здесь же амфибии проводят свое детство. Как только они подрастают, амфибии сразу проявляют интерес к суше.

В настоящее время на земном шаре живет около 4500 видов амфибий, которые делятся на 3 отряда: бесхвостые – самый многочисленный, хвостатые и безногие.

б) Заслушиваются сообщения учащихся

1-ый ученик рассказывает о 1 отряде: бесхвостые.

Выделяются яркие представители: лягушка, жаба.

2-й ученик знакомит с представителями 2 отряда: хвостатые – тритон, саламандра.

3-й ученик о представителях 3-его отряда: безногие.

Представители червяг внешне похожи на больших, толстых, упитанных червей.

в) Работа по книге “Знаешь ли ты животных нашего края?” (Национально-региональный компонент)

- чтение текста о лягушках и жабах (с.30-31);

- сообщение о жабе по учебнику “Естествознание” (с.163);

- беседа о тритонах.

С незапамятных времен тритона считали морским животным. Позже греческие легенды объявили его сыном морских владык (повелитель имеет власть) Пасейдона и Амфитриды. Его изображали с человеческим носом, с широким ртом, полным звериных зубов, с зелеными волосами и жабрами у ушей. Вместо ног у тритона был дельфиний хвост, а в руках он держал раковину морского моллюска, превращенную в музыкальный инструмент. Он успокаивал волнение или вызывал волны.

Позже в России сюжеты с тритоном служили элементом оформления. Скульптуры изображения тритонов встречаются в Петербурге, на воде, в Петергофе.

- Отличие тритонов от ящериц с.32-33

4) Закрепление новых знаний.

Тестирование. Приложение 2.

5) Итог урока. Домашнее задание: стр. 41 з.2, 4, 5., стр. 35-36 в учебнике “Знаешь ли ты животных нашего края?”

Подведение итогов урока. Отмечаются лучшие знатоки природы.