Цели урока:
- формировать понятия “земноводные”, “амфибии”;
- показать разнообразие земноводных животных,
- раскрыть их многостороннее значение для человека,
- обобщить знания о домашних, млекопитающих, пресмыкающихся животных;
- развивать умение находить, сравнивать, обобщать, классифицировать, способствовать расширению кругозора, развивать наблюдательность, внимание;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- таблички с названиями животных, природных сообществ;
- картина “ Кто где живет”,
- учебники “Естествознание”, “Знаешь ли ты животных нашего края?”
- тетрадь на печатной основе,
- компьютер, презентация по теме “Земноводные”.
Ход урока
1) Организационная часть.
Сообщение темы и постановка цели.
- Доброе утро, дети! Я рада вновь встретиться с вами в нашем классе. Урок естествознания. Сегодня мы продолжим путешествие в мир животных и проведем турнир знатоков природы. Ведь природа – самое удивительное из того, что нас окружает. Человеку внимательному и наблюдательному природа раскрывает свои тайны. Что-ж, знатоки, в путь.
2) Напряжение мысли
а) На доске карточки:
бактерии | растения | вода | воздух | животные |
небесные тела |
- Распределите на группы:
живая | неживая |
бактерии | воздух |
растения | вода |
животные | небесные тела |
- Какие природные сообщества можно отнести к объектам живой природы? Неживой?
- Назовите признаки живых организмов: (состоят из клеток, питаются, двигаются, дышат, растут, размножаются, умирают)
Б) “Занимательный кроссворд” - повторение темы “Млекопитающие”
1. 2. На ветке не птичка –
Зверек – невеличка,
Мех теплый, как грелка,
Кто же это? (Белка)Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
3. 4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось)Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель. (Ежик)
5. 6. Посмотрите-ка какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой. (Лиса)На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
- К какому природному сообществу можно отнести эти названия?
- Что объединяет этих животных? (млекопитающие, тело состоит из головы, шеи, туловища, хвоста, двух пар ног, рождают живых детей).
- Соотнесите животных по типу питания.
Растительноядные | лось |
Насекомоядные | медведь |
Хищные | лиса |
Всеядные | ежик |
белка | |
волк |
в) Повторение темы “Пресмыкающиеся”
Чтение слов: | ящерица |
крокодил | |
лягушка | |
змеи | |
черепаха |
Найдите “лишнее” слово (лягушка). Почему?
Все остальные животные – пресмыкающиеся. Отличительные признаки: тело покрыто сухими чешуйками, можно жить везде, но яйца откладывают только на суше и прячут в песок, тело у земли.
3) Работа над новой темой “Земноводные”. Приложение 1
а) Работа со словом земноводные –
сложное, из 2-ух основ, приспособленный к жизни на земле (суше) и в воде. Можно заменить словом амфибии– слово греческое. В переводе означает “двоякоживущие”. Это научное название животных. По–русски их чаще называют земноводными, подтверждая, что они на самом деле двоякоживущие. Большинство одинаково хорошо чувствуют себя и в воде, и на суше. Весной уходят в воду, самцы ищут себе подруг, а самки мечут икру, здесь икра развивается и здесь же амфибии проводят свое детство. Как только они подрастают, амфибии сразу проявляют интерес к суше.
В настоящее время на земном шаре живет около 4500 видов амфибий, которые делятся на 3 отряда: бесхвостые – самый многочисленный, хвостатые и безногие.
б) Заслушиваются сообщения учащихся
1-ый ученик рассказывает о 1 отряде: бесхвостые.
Выделяются яркие представители: лягушка, жаба.
2-й ученик знакомит с представителями 2 отряда: хвостатые – тритон, саламандра.
3-й ученик о представителях 3-его отряда: безногие.
Представители червяг внешне похожи на больших, толстых, упитанных червей.
в) Работа по книге “Знаешь ли ты животных нашего края?” (Национально-региональный компонент)
- чтение текста о лягушках и жабах (с.30-31);
- сообщение о жабе по учебнику “Естествознание” (с.163);
- беседа о тритонах.
С незапамятных времен тритона считали морским животным. Позже греческие легенды объявили его сыном морских владык (повелитель имеет власть) Пасейдона и Амфитриды. Его изображали с человеческим носом, с широким ртом, полным звериных зубов, с зелеными волосами и жабрами у ушей. Вместо ног у тритона был дельфиний хвост, а в руках он держал раковину морского моллюска, превращенную в музыкальный инструмент. Он успокаивал волнение или вызывал волны.
Позже в России сюжеты с тритоном служили элементом оформления. Скульптуры изображения тритонов встречаются в Петербурге, на воде, в Петергофе.
- Отличие тритонов от ящериц с.32-33
4) Закрепление новых знаний.
Тестирование. Приложение 2.
5) Итог урока. Домашнее задание: стр. 41 з.2, 4, 5., стр. 35-36 в учебнике “Знаешь ли ты животных нашего края?”
Подведение итогов урока. Отмечаются лучшие знатоки природы.