Цель урока: расширение и углубление “ассоциативного поля” школьников.
Задачи урока:
- помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость красоты природы в художественных образах (в музыке, живописи, поэзии);
- показать влияние на настроение человека звука, тембра, краски и слова;
- развивать музыкальное мышление и восприятие художественных образов, образных представлений;
- развивать детское творчество;
- воспитывать внутренний слух и внутреннее зрение.
Методы и приёмы: наблюдение, образное сопоставление, сравнение, самостоятельный поиск, творческая импровизация; художественное слово, показ рукой, голосом.
Оборудование:
- портреты Э. Грига, Левитана;
- картина Левитана “Вечерний звон”;
- детские рисунки к песне “Заход солнца”;
- треугольник; кисти – аппликации с итоговыми вопросами.
Ход урока
- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие, путешествие по увлекательному миру искусств! Мы будем путешествовать с музыкой, живописью и литературой. Будем с вами слушать и вслушиваться в эти виды искусств выражать свои мысли и чувства голосом, через исполнение на музыкальных инструментах. И всё это нам поможет ответить на главный вопрос: Картины живописи – они безмолвные или звучащие? Итак, в путь.
- Какое удивительное время года сейчас. Весна. В природе всё оживает. Вот-вот появятся первые цветы.
Вновь черным крестиком весна
В полях бороздки вышивает,
Ту зиму лютую она,
Смеясь как будто, провожает.
На завтра сменит черный цвет
Зелёной гладью трав, росточков,
И, бросит радостно окрест
Цветные солнечные строчки.
- Что же согревает природу весной?
(солнце, тепло, свет).
- И недаром, именно в апреле так много светлых праздников. Именно светлых! А какой праздник вам больше всего запомнился в апреле?
(Пасха).
- Вот ваши мамы напекли куличи. На столе – то заманчивое, которое хочется так взять вам? Что?
(Это крашеное яйцо).
- А знаете ли вы как это утро, утро пасхи, ваши родные отмечают?
(Они отправляются в церковь).
- И подходя к этому святому месту, что они слышат?
(Колокольный звон).
- Конечно колокольный звон! Ведь колокола – это русское чудо! А какое настроение выражает звон колоколов в это утро?
(Праздничное, доброе, радостное, счастливое, мирное.)
- А сейчас давайте послушаем и как бы подтвердим свои мысли. Постарайтесь стать частицей этого звона.
(Слушание ростовских колоколов)
- Вы были очень культурными слушателями. Я видела ваши внимательные глаза, а ваши мысли помогли прочувствовать торжественность этого праздника. Послушайте, как свои чувства выразил поэт А.Хомяков.
И мощный звон промчался над землёю
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества.
- Ребята, первая неделя после Пасхи называется светлой. Семь дней в храмах открыты колокольни, и каждый, особенно ребёнок, может подняться туда и позвонить в колокола.
(Показ иллюстрации - дети играют на колоколах)
- Вот и мы попробуем передать праздничное настроение через исполнение на колокольчиках. Кто хочет по желанию?
(Исполнение)
- Какое настроение передал твой колокольчик?
(Весёлое, радостное)
- Сейчас вы были хорошими слушателями и исполнителями на колокольчиках, а теперь посмотрите вот на эту картину.
(Показ картины И. Левитана “Вечерний звон”)
- Вглядитесь в неё. Что изображено на картине?
(Ответы детей)
- Вглядитесь в краски, оттенки этой картины. Какие они?
(Мягкие, тёплые, приглушённые)
- Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Докажите.
(Ответы детей.)
- Взгляните на небо, на нём мы видим отблеск солнечных лучей. Этот отблеск мы видим и на куполах церкви. Как вы думаете, а как будут звучать колокола этой церкви?
(Волшебно, таинственно, мягко) .
- Посмотрите, на переднем плане мы видим проплывающих в лодке людей после трудового дня. А могут ли они исполнять какую-либо песню, мелодию?
- А какая она будет по характеру, настроению?
(Мягкая, напевная, протяжная, плавная)
- Малиновые звуки несутся над картиной Левитана, они охватывают просторы природы. Тихая, журчащая вода под ногами, проплывающие в лодке люди после трудового дня. Всё ясно, всё спокойно. Живопись затрагивает человеческую душу. Если бы вы были художниками, как бы вы назвали эту картину?
(Ответы детей)
- Эта картина написана замечательным русским художником-пейзажистом Исааком Левитаном. И уже само название картины говорит о том, что он не только видел своё произведение, но и слышал его. А вот русский народ сочинил песню “Вечерний звон”. Сейчас мы послушаем её, а я попрошу вас мысленно перенестись в эту картину.
(Слушание)
- Я благодарю вас за эту непростую тишину. Ваши глаза были в музыке. Ваши сердца - на картине природы, картине Левитана “Вечерний звон”. Как же мы назовём эту живописную картину безмолвной или звучащей? (Ответы детей)
- Так можем ли мы услышать живопись?
(Ответы детей) Вывод: Сама природа создаёт нам звучащие картины жизни. Нужно только внимательно всматриваться, вслушиваться в неё и вы её обязательно услышите, как услышали мягкую, напевную, протяжную мелодию русской народной песни “Вечерний звон”, которую мы и начнём разучивать.
- Сели как исполнители.
- Вслушайтесь в первый звук.
- Спойте его мысленно про себя.
- Спойте первую фразу мысленно про себя, шевеля губами, обратите внимание на долгий звук в конце фразы.
- А теперь постараемся исполнить первый куплет мягко, нежно, напевно, и по желанию, изобразите вечерний звон на треугольнике. (Исполнение)
-Мне очень понравилось ваше мягкое, протяжное исполнение. А ты, Катя, хорошо прочувствовала настроение песни и передала его через своё исполнение.
- Сейчас мы были исполнителями русской народной песни, а какое произведение композиторское вы знаете, которое также рисует картину уходящего дня. Эти рисунки вам помогут.
(Это произведение называется “Заход солнца”, и написал его норвежский композитор Эдвард Григ.)
- Передайте через своё исполнение очаровательную картину уходящего дня.
(Исполнение)
- Очень трогательно и нежно через своё исполнение вы передали картину уходящего дня.
- Взгляните на доску, на ней вы видите инструменты (кисти). Чьи?
(Художника)
- За каждой кистью скрыт вопрос, на который вам нужно ответить.
- О какой живописи шла речь на уроке?
- Можно ли услышать живопись?
- Что объединяет картину Левитана и русскую народную песню “Вечерний звон?”
- О чём вы расскажите дома?
(Ответы детей)
- Живопись может звучать, но самое главное – это душа человека. Если вы добрые, отзывчивые ребята, то в любой живописной картине вы услышите музыку.
- Пойдёте на природу, возьмите краски, и сделайте домашнее задание. Послушайте, оно будет вам задано в строках.
В жизни музыку найдите
И картину напишите
Как Чайковский, Левитан
Дарите музыку друзьям.
И пускай картины ваши
Удивят всех красотой,
И мелодией прекрасной
Восхититься шар земной.