Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну Дроби"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

1) Закрепить изученный материал по действиям с десятичными и обыкновенными дробями;

2) Повысить интерес к изучению математики;

3) Развивать у учащихся чувство коллективизма, взаимовыручки, находчивость, смекалку.

Оборудование:

  • заставки (рисунки);
  • набор карточек с заданиями;
  • жетоны;
  • призы для награждения.

Зал украшен плакатами:

“Видит око далеко, а ум еще дальше”

“Усердие – мать удачи”

“Книга – книгой, а мозгами двигай”

Над доской картонный паровоз с красочными вагонами. К участникам обращается начальник поезда:

Учитель: Здравствуйте, уважаемые пассажиры! Я рада приветствовать вас на нашем комфортабельном поезде. Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, и посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: на станции “Исторической”, на берегу озера “Смекалки”, посетим отель “Загадочный”, преодолеем горы “Головоломки”, побываем на станции “Сказки леса”, отдохнем на летней сценической площадке “Интермедия”. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. За правильные ответы команды будут получать жетоны. Жюри определит команду – победительницу. Маршрут путешествия вы будете выбирать сами. Итак, в путь!

Первая остановка на станции “Исторической”, где нам расскажут об истории возникновения дробей.

Станция “Историческая” <Рисунок 1>

1-й ученик.

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при изменениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа у них был специальный значок. Между прочим, то была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица, - все остальные дроби непременно имели в числителе 1 (так называемые основные дроби): , , , и т.д. Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.

2-й ученик.

В древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель, равный 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби ,,,, и т. д. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам.

3-й ученик.

Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он “попал в дроби”. Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 г. голландский математик и инженер Симон Стевин. Вот как он изображал дробь 14,382: 140318223.

Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 г.; его запись дроби 14,382: 14/382, 14 382.

Вот еще некоторые способы изображения десятичных дробей:

- ввел Иоганн Гартман Бейер в 1603 г.

143(1)8(2)2(3) – Роберт Нортон в 1608 г.

14(382 - Иоганн Кеплер в 1616 г.

14 382 - Английский математик Вильям Оутред в 1631 г.

14382 - Пьер Эригон в 1634 г.

14/382 - Роберт Джагер в 1651 г. [1]

Учитель: Ребята, вы познакомились с историей обыкновенных и десятичных дробей, а теперь нам пора продолжить путешествие. Наш путь к озеру “Смекалки”.

Озеро “Смекалки”. <Рисунок 2>

Здесь командам предлагается решить ребус и расшифровать анаграмму.

<Карточка № 1>.

Команды после выполнения задания получают жетоны, а команда – победительница выбирает дальнейший маршрут.

Отель “Загадочный”. <Рисунок 3>

Здесь команды отгадывают кроссворд <Карточка № 2>, получают жетоны и команда – победительница выбирает дальнейший маршрут.

Горы “Головоломки”. <Рисунок 4>

Каждая команда получает карточки с заданиями. <Карточка № 3>. За каждое задание команды получают жетоны и выбирают маршрут.

Станция “Сказки леса”. <Рисунок 5>

Каждая команда получает карточки с заданиями. <Карточка №4>.

Команды получают жетоны.

Сценическая площадка “Интермедия”.<Рисунок 6>

К этому конкурсу команды готовятся заранее. Они показывают сценки.

1. Найди “ х ”.

А. Б., тебе понравилось, как Н. считает в уме?

Б. Да, очень. Правда, умножать так быстро я не умею, но некоторые задачи и я неплохо решаю.

А. Например?

Б. Ну, там… ээ… примеры, уравнения.

А. Разве примеры решают? Их считают!

Б. Кто не умеет решать примеры, тот их считает, а я решаю, и уравнения решаю.

А. Вот я напишу уравнение, а ты попытайся его решить.

Б. Зачем сейчас, я лучше дома…

А. Испугался?

Б. Я и здесь могу!

А. (пишет на доске) 2 + х =2 · .

Б. (думает, потом обращается к А) А., что нужно сделать?

А.Решить, найти х.

Б. Гм…Гм…Так это нам запросто. Гм…(обрадовано). Вот он! (указывает пальцем на букву х).[2]

2. Обозначим рыбака через “ х ”.

Учитель: Решим задачу.

Ученица: Слушаю, Иван Петрович.

Учитель: Рыбак в первый день поймал 1 кг рыбы, во второй день в 2 раза больше, чем в первый, а в третий день вдвое больше, чем во второй. Сколько всего килограммов рыбы поймал рыбак?

Ученица: (думает).

Учитель: Как же ты думаешь ее решить?

Ученица: (без запинки). Алгебраически, Иван Петрович.

Учитель: (пожимая плечами). Ну, реши…

Ученица: Иван Петрович, хотела бы я уточнить условие. Значит, в первый день 1кг рыбы поймал рыбак?

Учитель: Да.

Ученица: А во второй день в 2 раза больше поймал тоже рыбак?

Учитель: Да.

Ученица: И в третий день – тоже рыбак?

Учитель: Ну, да.

Ученица: Ну, теперь все понятно. Способ ясен.

Учитель: Тогда начинай решать.

Ученица: (громко, уверенно). Обозначим рыбака через х…[2]

Пока ребята показывают сценки, жюри подводит итоги.

Награждение команд.

Примечание: Карточки и рисунки нахдятся в прложении. (Приложение)

Список литературы:

  1. “Предметные недели в школе. МАТЕМАТИКА”/Сост. Л.В. Гончарова. -Волгоград: Учитель,2004 г.
  2. “Внеклассная работа по математике” Альхова З.Н., Макеева А.В. – Саратов: Лицей, 2003 г.