Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе ДМШ

Разделы: Музыка


Цель:

  • развитие музыкального слуха;
  • воспитание любви и интерес к хоровому и сольному пению;
  • обучение умению грамотного пения и дирижирования: интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту.

Задача:

  • закрепление вокально-интонационных навыков, которые включают в себя, правильное интонирование звуков в данной тональности.

Форма:

  • «Музыкальный календарь».

Использование материала:

  • на доске плакат - «Музыкальный календарь»;
  • лесенка устойчивых и неустойчивых звуков;
  • картинки по временам года;
  • фортепиано.

Структура урока

I. Организационный момент

II. Сообщается тема урока: «Сольфеджирование и вокально-интонационные навыки»

III. Хоровое пение мелодий по пройденному материалу

«Мы и музыка» - читаются стихи.

1 ученик:

«Музыка, знай, век от века
Не живёт без человека
Это он, прижавши губы
Жизнь вдыхает в медны трубы»

2 ученик:

«В музыке есть всё: веселье, счастье
Горе, злоба и ненастье,
Ложь и правда, слёзы, кровь
Надежда, вера и любовь»

3 ученик:

«Потому в различных странах,
На морях и в океанах,
В небесах и в дождь, и в снег
Радом с нею человек»

4 ученик:

«Если в жизни мир и лад,
Музыке мажорный лад»

(Исполняется «Песня о мажоре» слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)

5 ученик:

«Ну а если люди в ссоре,
То мелодия в миноре»

(Исполняется «Песня о миноре», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)

Учитель: Итак, ребята, вы ещё раз убедились в том, что мажор имеет весёлый, жизнерадостный характер, а минор – грустный лад.

Как вы знаете, ребята, все песни, музыкальные мелодии имеют устойчивые и неустойчивые звуки.

(Учитель читает стихи, показывая на плакат.)

«Присмотрись, тебя мы просим,
Здесь ступенек ровно восемь
Ответь скорей, который из них
На вид по крепче остальных?»

(Ученики называют устойчивые ступени, затем звуки в тональности до-мажор.)

Учитель:

«На них мы можем положиться,
Остальные - послабее лица,
К ним стремятся прислониться.
И, как в песенке поётся:
Они хоть неустойчивые,
Но очень настойчивые!»

(Исполняется песня «Не устойчивые звуки», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)

Игровой момент

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам творческую работу. Каждый из вас окажется в роли начинающего композитора.

Задание

Сочинить музыку к словам:

«По дороге Петя шёл
Он горошину нашёл,
А горошина упала,
Покатилась и пропала»

в тональности ре-минор, в размере 2/4, на устойчивых и неустойчивых звуках.

(Дети сочиняют мелодию, затем сольфеджируют её с дирижированием и поют со словами.)

1 ученик:

«В музыке, как и везде, всегда
С одним корнем есть слова:
ТОНИКА,
ТОНАЛЬНОСТЬ,
ПолуТОН,
инТОНация-
то есть, целая организация»

2 ученик:

«В каждом слове корень ТОН
Этот ТОН нам всем знаком,
Только ты иной минутой
С тонной вдруг его не спутай»

3 ученик:

«Хочешь знать, какие ТОНы,
А какие полуТОНы
В гамме до-мажор?
Их поёт
Наш хор»

(Исполняется песенка «Тоны и полутоны» слова Я. Серпина, музыка Е. Тиличеевой.)

Учитель: А что же, такое «ТОНИКА?»

Ученики: Тоника – это самый главный звук лада.

Учитель: Правильно ребята. А сейчас, давайте споём песенку про самый устойчивый звук лада.

(Исполняется песенка «Тоника», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)

IV. Вокально-интонационное пение

Оформление:

Учитель: А сейчас, ребята, отрывая листок за листком нашего музыкального календаря мы отправляемся с вами в путешествие по временам года.

***

Итак, «ОСЕНЬ».

СЕНТЯБРЬ «ОХОТА»

«Пора! Пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чуть свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах»
(А. Пушкин)

«Охотничья шуточная» - польская народная песня - исполняет ученик … .

ОКТЯБРЬ «ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ»

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят… »
(А.Толстой)

«Скворушка прощается» - слова М.Ивенсен, музыка Т.Потапенко – исполняет ученик … .

НОЯБРЬ «НА ТРОЙКЕ»

«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой во след не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши»
(Н. Некрасов)

«Скворец на чужбине» - слова Г. Ладонщикова, музыка Т. Потапенко – исполняет ученик…. .

***

Вслед за осенью наступает другое время года - «ЗИМА».

ДЕКАБРЬ «СВЯТКИ»

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали»
(В. Жуковский)

«Что за дерево такое?» - слова Л. Некрасовой, музыка М. Старокадомского – исполняет ученик…. .

ЯНВАРЬ «У КАМЕЛЬКА»

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела»
(А. Пушкин)

«Зимний вечер» - слова Л. Некрасовой, музыка М. Яковлева – исполняет ученик…. .

ФЕВРАЛЬ «МАСЛЕНИЦА»

«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир»
(П. Вяземский)

«Блины» - русская народная песня – исполняет вся группа.

***

А за зимой, к нам спешит «ВЕСНА».

МАРТ «ПЕСНЬ ЖАВОРОНКА»

«Поле зыблется цветами
В небе льются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны поля»
(А. Майков)

«Возвращение скворца» - слова Г.Ладонщикова, музыка Т.Потапенко – исполняет ученик…. .

АПРЕЛЬ «ПОДСНЕЖНИК»

«Голубенький, чистый
Подснежник - цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок»
(А. Майков)

«Мамин день» - слова Я. Акимова, музыка Л. Бирнова – исполняет ученик…. .

МАЙ «БЕЛЫЕ НОЧИ»

«Какая ночь! На всём, какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист, твой вылетает май»
(А. Фет)

«Весенняя» - слова Овербек, музыка В.Моцарта – исполняет ученик…. .

***

Итак, ребята, наступает любимое время года – «ЛЕТО».

ИЮНЬ «БАРКАРОЛЛА»

«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять»
(А. Плещеев)

«Капли в море» - слова Е.Руженцова, музыка Я.Дубровина – исполняет вся группа…. .

ИЮЛЬ «ПЕСНЯ КОСАРЯ»

«Раззудись, плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!»
(А. Кольцов)

«Песенка о лете» - слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова – исполняет ученик…. .

АВГУСТ «ЖАТВА»

«Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!»
(А. Кольцов)

«Что нам осень принесёт?» - слова Л. Некрасовой, музыка З. Левиной – исполняет вся группа…. .

***

Вывод

Учитель: Ребята, что мы сегодня закрепили на уроке?

Дети:

- Учились правильно правильно петь в тональности;
- дирижировать в разных размерах;
- правильно интонировать звуки;
- развивали музыкальный слух.