Урок математики в 4-м классе по теме "Шкалы"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Познакомить уч-ся с понятиями “шкала”, “цена деления”.
  2. Научить определять единицы измерения и “цену деления” на различных приборах.
  3. Формировать исследовательские качества у детей.
  4. Формировать коммуникативные умения.
  5. Дать возможность детям увидеть практическую значимость уроков математики.

Оборудование:

  • карточки с названиями величин и приборов для измерения величин;
  • два стакана, наполненных водой разной температуры;
  • два термометра, тонометр, шесть градусников, часы, шесть школьных весов;
  • “Шагомер”, “Кистемер”, “Локтемер”, “Ростомер”;
  • презентация, таблица.

Ход урока

1 этап. Актуализация знаний:

Для урока нам необходимо вспомнить известные нам величины и приборы или инструменты для измерения величин.

Кто готов соединить величины и приборы (инструменты) для измерения.

(На доске прикреплены карточки с названиями величин и приборов для измерения величин).

2 этап. Постановка проблемы:

У меня на столе 2 стакана с водой. Как определить, какой водой наполнены стаканы.

Что мы будем определять? (температуру)

Новая ли для вас величина? (пока что на уроках мы с ней не работали).

Ваши гипотезы.

Гипотезы: /на глаз, потрогать, измерить термометром, макнуть палец/

Как проверить, в каком стакане вода теплее и насколько?

Термометр - прибор для определения температур. (Опускаем термометры для измерения температуры воды в оба стакана одновременно).

Пока термометры определяют температуру воды, послушайте исторические сведения, как появился термометр.

(Просмотр презентации (См. Приложение 1) с комментированием / 1-6 кадр/)

До изобретения такого обыденного и простого для нашей повседневной жизни измерительного прибора как термометр о тепловом состоянии люди могли судить только по своим непосредственным ощущениям: тепло или прохладно, горячо или холодно.

Тысячелетиями люди измеряли температуру, следя за расширением жидкости при нагреве. К XVIII веку было создано более 30 различных шкал. Сравнить по ним результаты измерений было очень сложно.

- Почему?

- В чем нуждались ученые?

(Им необходимо было вывести единую шкалу, мерку для измерения температуры)

ШКАЛА- это мерка с делениями и числами.

На столах у вас лежит маленькая шкала с тремя делениями. Отметьте точкой или крестиком на шкале тот уровень, по-вашему, на сколько вы знаете о шкалах.

В 1742 г. Андрес Цельсий (1701-1744), шведский астроном, предложил стандартную шкалу для измерения температуры. Эта шкала, получившая его имя, состоит из 100 градусов. Каждое деление представляет собой одну сотую разности между точками кипения и замерзания воды.

Прибор для измерения температуры – термометр.

Термометр имеет шкалу, которую образуют деления и цифры.

Шкала помогает определить значение измеряемой величины. (температуры)

Число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы, называют ценой деления.

(Таблица на доске. Первую строку заполняет учитель, остальные во время выступления групп).

Прибор Единица измерения Цена деления
термометр С 1 С

Мы измерили температуру воды.

А что еще можно измерить градусником?

Что можно измерить у человека градусником?

Что можно еще измерить у человека? (вес, силу, рост)

Физминутка:

Сегодня я приготовила для вас новые измерительные приборы: “Ростомер”, “Шагомер”, “Кистемер” и “Локтемер”. По желанию, вы можете измерить свой шаг, кисть, рост и локоть. А результаты сравним на перемене, для этого не забудьте их записать на зеленых листочках.

3 этап. Нахождение информации через работу в группах.

Практическая часть. /Презентация 7 кадр / (См. Приложение 2)

Сегодня у вас на столах находятся различные приборы для определения различных величин, но у них есть, что-то общее.

Что общего у данных приборов вы выясните к концу урока.

Работать будете в группах. Распределите обязанности, старайтесь, работать все. На столах лежат инструкции по работе в группе и работе с прибором.

Докладчик, который будет выступать должен рассказать о своем приборе, что вы измеряли, назвать единицы измерения и цену деления.

Работа в группах.

4 этап. Предъявление результата. /Презентация 8-12 кадры /

Итог. Выступление групп. Создание, на основе выступлений групп, новых знаний.

(заполнение таблицы)

Прибор Единица измерения Цена деления
термометр С 1 С
тонометр Мм.рт.ст. 1 мм.рт.ст.
весы Гр, кг,мгр 1мгр
часы Сек., мин, ч. 1сек, 1 мин
градусник С 1 С

5 этап. Обобщение. /Презентация 13 кадр

Мы рассмотрели много приборов. Что общего у всех?

Что такое шкала?

Из чего состоят шкалы?

Что особенного у каждой шкалы? (цена деления)

Рефлексия.

Что дал вам урок? (Узнали какие бывают шкалы и научились находить единицу деления)

Возьмите карандаш и отметьте, на каком теперь уровне знаний о шкале вы находитесь теперь.

Домашнее задание: дома обсудить с родителями или найти самим в энциклопедиях другие приборы, у которых есть шкалы. Принести картинки, либо нарисовать самим. Завтра урок начнем с конференции, познакомимся с вашими приборами, узнаем, как они работают, что измеряют, какие шкалы у них и проследим за ценами их делений.

А может, кто-нибудь придумает свой измерительный прибор со шкалой.

Урок окончен.