Цели и задачи:
- Познакомить уч-ся с понятиями “шкала”, “цена деления”.
- Научить определять единицы измерения и “цену деления” на различных приборах.
- Формировать исследовательские качества у детей.
- Формировать коммуникативные умения.
- Дать возможность детям увидеть практическую значимость уроков математики.
Оборудование:
- карточки с названиями величин и приборов для измерения величин;
- два стакана, наполненных водой разной температуры;
- два термометра, тонометр, шесть градусников, часы, шесть школьных весов;
- “Шагомер”, “Кистемер”, “Локтемер”, “Ростомер”;
- презентация, таблица.
Ход урока
1 этап. Актуализация знаний:
Для урока нам необходимо вспомнить известные нам величины и приборы или инструменты для измерения величин.
Кто готов соединить величины и приборы (инструменты) для измерения.
(На доске прикреплены карточки с названиями величин и приборов для измерения величин).
2 этап. Постановка проблемы:
У меня на столе 2 стакана с водой. Как определить, какой водой наполнены стаканы.
Что мы будем определять? (температуру)
Новая ли для вас величина? (пока что на уроках мы с ней не работали).
Ваши гипотезы.
Гипотезы: /на глаз, потрогать, измерить термометром, макнуть палец/
Как проверить, в каком стакане вода теплее и насколько?
Термометр - прибор для определения температур. (Опускаем термометры для измерения температуры воды в оба стакана одновременно).
Пока термометры определяют температуру воды, послушайте исторические сведения, как появился термометр.
(Просмотр презентации (См. Приложение 1) с комментированием / 1-6 кадр/)
До изобретения такого обыденного и простого для нашей повседневной жизни измерительного прибора как термометр о тепловом состоянии люди могли судить только по своим непосредственным ощущениям: тепло или прохладно, горячо или холодно.
Тысячелетиями люди измеряли температуру, следя за расширением жидкости при нагреве. К XVIII веку было создано более 30 различных шкал. Сравнить по ним результаты измерений было очень сложно.
- Почему?
- В чем нуждались ученые?
(Им необходимо было вывести единую шкалу, мерку для измерения температуры)
ШКАЛА- это мерка с делениями и числами.
На столах у вас лежит маленькая шкала с тремя делениями. Отметьте точкой или крестиком на шкале тот уровень, по-вашему, на сколько вы знаете о шкалах.
В 1742 г. Андрес Цельсий (1701-1744), шведский астроном, предложил стандартную шкалу для измерения температуры. Эта шкала, получившая его имя, состоит из 100 градусов. Каждое деление представляет собой одну сотую разности между точками кипения и замерзания воды.
Прибор для измерения температуры – термометр.
Термометр имеет шкалу, которую образуют деления и цифры.
Шкала помогает определить значение измеряемой величины. (температуры)
Число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы, называют ценой деления.
(Таблица на доске. Первую строку заполняет учитель, остальные во время выступления групп).
Прибор | Единица измерения | Цена деления |
термометр | С | 1 С |
Мы измерили температуру воды.
А что еще можно измерить градусником?
Что можно измерить у человека градусником?
Что можно еще измерить у человека? (вес, силу, рост)
Физминутка:
Сегодня я приготовила для вас новые измерительные приборы: “Ростомер”, “Шагомер”, “Кистемер” и “Локтемер”. По желанию, вы можете измерить свой шаг, кисть, рост и локоть. А результаты сравним на перемене, для этого не забудьте их записать на зеленых листочках.
3 этап. Нахождение информации через работу в группах.
Практическая часть. /Презентация 7 кадр / (См. Приложение 2)
Сегодня у вас на столах находятся различные приборы для определения различных величин, но у них есть, что-то общее.
Что общего у данных приборов вы выясните к концу урока.
Работать будете в группах. Распределите обязанности, старайтесь, работать все. На столах лежат инструкции по работе в группе и работе с прибором.
Докладчик, который будет выступать должен рассказать о своем приборе, что вы измеряли, назвать единицы измерения и цену деления.
Работа в группах.
4 этап. Предъявление результата. /Презентация 8-12 кадры /
Итог. Выступление групп. Создание, на основе выступлений групп, новых знаний.
(заполнение таблицы)
Прибор | Единица измерения | Цена деления |
термометр | С | 1 С |
тонометр | Мм.рт.ст. | 1 мм.рт.ст. |
весы | Гр, кг,мгр | 1мгр |
часы | Сек., мин, ч. | 1сек, 1 мин |
градусник | С | 1 С |
5 этап. Обобщение. /Презентация 13 кадр
Мы рассмотрели много приборов. Что общего у всех?
Что такое шкала?
Из чего состоят шкалы?
Что особенного у каждой шкалы? (цена деления)
Рефлексия.
Что дал вам урок? (Узнали какие бывают шкалы и научились находить единицу деления)
Возьмите карандаш и отметьте, на каком теперь уровне знаний о шкале вы находитесь теперь.
Домашнее задание: дома обсудить с родителями или найти самим в энциклопедиях другие приборы, у которых есть шкалы. Принести картинки, либо нарисовать самим. Завтра урок начнем с конференции, познакомимся с вашими приборами, узнаем, как они работают, что измеряют, какие шкалы у них и проследим за ценами их делений.
А может, кто-нибудь придумает свой измерительный прибор со шкалой.
Урок окончен.